информация о компании: смотрели 4982
Музеи исторические пути и дороги России перспективные территории
Предложения по созданию в Российской Федерации музеев-заповедников на основе исторических путей и дорог

Исторические пути и дороги – это особый тип пространственного (линейного) объекта наследия, который может быть включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Дороги составляют важную часть истории России, образ дороги проходит красной нитью через всю российскую культуру и искусство.

В настоящее время на территории Российской Федерации на базе исторических дорог не создано ни одного музея-заповедника, хотя в мировой практике такие объекты существуют и являются чрезвычайно привлекательными для туристов (например, знаменитая древнеримская Аппиева дорога). Музеи-заповедники такого типа могут быть созданы на основе старинных трактов, горных перевалов, железных дорог, каналов. Для их музеефикации важным является сохранение исторического ландшафта местности, собственно старинных участков дороги, а также сохранившихся инженерных сооружений (мостов, тоннелей, подпорных стенок), почтовых или дорожных станций, придорожных поселений.

Сами старинные дороги или их участки могут использоваться в туристских целях, по ним могут проходить конные или пешие маршруты, поездки в старинных экипажах или на старом поезде. В некоторых из сохранившихся строений целесообразно создание музеев с экспозициями, рассказывающими об истории дорог, истории транспорта, почтового дела.

Могут быть рассмотрены два типа музеев-заповедников на базе исторических дорог и путей.

Первый тип – музеи-заповедники, созданные на основе реально сохранившихся участков исторических дорог (конкретный участок тракта, железнодорожного пути, канала). Сохранению и музеефикации в данном случае подлежит именно этот исторический участок как объект наследия.

Второй тип – музеи-заповедники, созданные на основе крупных цивилизационных путей (путь «из варяг в греки», великий шелковый путь, великий волжский путь и другие). Здесь могут быть выделены отдельные фрагменты бывших транспортных или торговых путей (например, зафиксированные участки волоков; торговые пристани или места торгов, старинные населенные пункты, отмеченные археологическими находками). Совокупность таких мест может стать основой для формирования музея-заповедника.

На основании предложений регионов, рекомендаций учёных и специалистов, занимающихся проектированием в сфере культуры, предлагается перечень перспективных территорий для образования музеев-заповедников на основе исторических путей и дорог.


Свердловская область, Верхотурский район
Музей-заповедник «Бабиновская дорога».
В окрестностях Верхотурья сохраняются фрагменты дороги XVII века – главного пути из Европейской России в Сибирь. Проложена в 1757 г. соликамским жителем Артемием Бабиновым как новый путь от Соликамска на реку Туру.

Иркутская область
Музей-заповедник «Кругобайкальская железная дорога».
Представляет собой комплекс инженерных сооружений (мосты, тоннели, полотно, опорные стены и пр.), построенных в начале XX в. Предполагается музеефицировать участок дороги от ст. Байкал до ст. Слюдянка.

Алтайский край, Республика Горный Алтай Музей-заповедник «Чуйский тракт».
Сохранение участков Чуйского тракта от Бийска до Кош-Агача – основных торговых ворот в Китай.

Московская область, Смоленская область
Музей-заповедник «Старая Смоленская дорога».
Сохранение участков на территории Можайского района (Московская область), участков возле исторических городов Вязьмы и Дорогобужа (Смоленская область).

Удмуртская Республика
Музей-заповедник «Сибирский тракт».
Участки старинного тракта знаменитой российской дороги в Сибирь. В состав заповедника включаются отдельные участки дороги, сохранившиеся станционные здания, другие архитектурные памятники. Создается на базе «Музея Сибирского тракта» в с. Дебёссы.

Калининградская область
Музей-заповедник «Старые дороги бывшей Восточной Пруссии».
Сохранение традиционной дорожной сети, участков дорог, мощенных брусчаткой или булыжником в ряде районов Калининградской области.

Вологодская область
Музей-заповедник «Северо-Двинская водная система».
Бывший канал герцога Александра Виртембергского, который соединял Шексну и Сухону. Сохранились шлюзы XIX в., другие гидросооружения, деревянные берега канала. Возможно судоходство.

Ямало-Ненецкий национальный округ
Музей-заповедник «Мертвая дорога» (участки строительства железнодорожного пути Салехард-Игарка).
Знаменитая железная дорога за Полярным кругом, строившаяся силами заключенных. Сохранились насыпи, частично железнодорожные пути, остатки лагерей.

Магаданская область
Музей-заповедник «Колымский тракт».
Участки известной дороги, связывающей золотодобывающие прииски и места бывших лагерей. Одновременно может рассматриваться и как памятник политической истории.

Красноярский край
Музей-заповедник «Обь-Енисейский водный путь».
Водный путь по рекам и озерам между Обью и Енисеем. Действовал до строительства Транссиба. Сохранились шлюзы и каналы, наиболее интересный участок у озера Водораздельное.

Вологодская область
Музей-заповедник «Путь из варяг в греки».
Старинный торговый водный путь из бассейна Балтийского моря в бассейн Черного моря. Сохранились места главных волоков между речными системами. Интересен для музеефикации район между селами Волокославинское и Никольский Торжок.
Россия *
* официальный сайт: http://mkrf.ru


2008 Copyright © 100films.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика