История кино и театра
Юрий Никулин: Опять солдат..

Кино:


Юрий Никулин: "Опять солдат.."



20 марта 2007

 

Познакомился я с Сергеем Бондарчуком давно. Снимался тогда в одной из своих первых ролей. Однажды в коридоре «Мосфильма» останавливает он меня и говорит: «Я хотел бы написать о вас статью в журнал. Не возражаете?» Какие уж тут могли быть возражения! Только, каюсь, не поверил я. Так, думаю, сказал, для красного словца. А через некоторое время в журнале «Советский цирк» появилась статья «В добрый путь». Очень я был благодарен Сергею Федоровичу за это действительно доброе напутствие, благожелательность и поддержку. Прошло время, и вдруг получаю я приглашение явиться в съемочную группу «Войны и мира». Приехал. «Как, думаете, на какую роль хочу вас попробовать?» — спрашивает Бондарчук. «Ну, конечно, на Наполеона», — отвечаю уверенно. Но на Наполеона меня почему-то не взяли, а вот на роль капитана Тушина после кинопробы утвердили. Только — увы! — сыграть мне так и не пришлось: уехал я с цирком на заграничные гастроли. Опять прошло время — и опять звонок. На сей раз — роль английского офицера в фильме «Ватерлоо». Казалось, уж на этот раз все должно было состояться. Но, как писали в старых книгах, «судьба мне не благоприятствовала». Перед самым началом съемок скрутил меня жестокий радикулит. И вот звонит мне Сергей Федорович и рассказывает, что собирается ставить фильм по роману Михаила Шолохова «Они сражались за Родину» и хочет поручить мне роль солдата Некрасова. И, как говорится, с третьей попытки, встретился я на съемочной площадке с Сергеем Бондарчуком. Остригся наголо (не люблю в кино в парике сниматься: чувствую себя неестественно) и явился в костюмерную «Мосфильма» за обмундированием. Надел на себя застиранную гимнастерку, натянул сапоги... и вдруг, чувствую, холодок но спине пробежал. Как будто и не прошло этих тридцати лет. Опять война, и опять я солдат. Откуда-то из глубины поднялись воспоминания. Видно, живет эта «память войны» в человеке, пережившем ее, всю жизнь.

 

С детства мечтал я стать киноактером. Наверное, немалую роль в этом сыграло то обстоятельство, что мои родители были актерами. Но в 1939 году после окончания десятилетки я был призван в армию, а через месяц началась финская кампания. Был я рядовым красноармейцем в артиллерийской разведке. В июне 1941 года подходил срок демобилизации. Я уже думал о предстоящих экзаменах во ВГИК. Но меня ждал куда более трудный и страшный экзамен — началась Отечественная война. Воевал я под Ленинградом, в Эстонии, а закончил войну в Латвии старшим сержантом, помощником командира взвода управления артиллерийской батареи.

 

Я не воевал в тех местах, где сражался шолоховский 38-й стрелковый полк. Но я, как и мой герой Некрасов, испытал и помню до сих пор всю горечь отступления, когда наша часть в 1941 году оставляла Карельский перешеек. Я помню замерзший и голодный Ленинград 1942 года, вместе с которым наш полк выдержал все тяготы блокады.

 

Много было страшного на войне. Но люди не теряли ни человечности, ни чувства юмора. Были у нас и свои житейские заботы и праздники. Раздобыл я где-то гитару и после того, как старшина батареи научил меня пяти аккордам, начал петь под собственный аккомпанемент, а потом стал и сам сочинять незамысловатые песенки.

 

В одном из разбомбленных домов наши бойцы нашли старенький патефон и пластинки. Радовались мы тому патефону, как дети. Раз по сто каждую пластинку заводили. А потом на мотив одной из песен сочинил я свои слова. И стала эта песенка обрастать куплетами. Все события, большие и маленькие, в жизни нашей отражались в ней. Что-то вроде гимна дивизиона получалось. Вообще на войне тяга к песням была особенная. Помню, как прослышали мы про песни в фильме «Два бойца». Откомандировали бойца с хорошим слухом в кино — просмотрел он подряд три сеанса «Двух бойцов», и потом пела наша батарея «Темную ночь» и «Шаланды, полные кефали». На фронте любовь моя к кино ничуть не поостыла. Правда, редко когда удавалось фильм от начала до конца посмотреть. Например, веселую английскую комедию «Джордж из Динки-джаза» начал я смотреть в Ленинграде в кинотеатре «Молодежный», но из-за обстрела сеанс был прерван, середину фильма посмотрел я уже через некоторое время у себя на батарее, а чем там дело кончилось, узнал только в конце войны. Растянулся мой киносеанс на три года.

 

Третьим моим увлечением были книги. Собирали мы их с другом на всем пути следования нашей батареи и хранили в ящике из-под мин. Вместе с книгами лежала там вырезка из газеты «Правда» за 1943 год, где впервые были напечатаны главы из романа «Они сражались за Родину». И не думал я тогда, читая в землянке с товарищами строки о своих собратьях, солдатах из 38-го полка, что предстоит мне через 30 лет рассказать об одном из этих солдат.

 

В самом конце войны состоялся мой «клоунский дебют». С легкой руки нашего замполита Петра Ивановича Коновалова. После тяжелых боев под Ригой отвели нашу дивизию на отдых в маленький латвийский городок. Вызывает меня к себе замполит и говорит: «Никулин, люди устали, нужно бы поднять настроение, а ты у нас парень веселый, песий поешь. Бери-ка на себя организацию самодеятельности». И пошел я по батареям дивизиона таланты отбирать. Были в том концерте и частушки, и танцы, и стихи. Я конферировал и участвовал в клоунаде. В разбитой женской парикмахерской отыскали мне рыжий парик, выдали тельняшку и огромные ботинки. Вот в таком виде я и предстал перед своей цервой в жизни публикой. Уставшие от войны и горя люди смеялись, смеялись От души.

 

Нас пригласили в соседнюю часть, еще в одну, и, наконец, мы выступили в городском театре, битком набитом бойцами и местным населением. Никогда потом не было у меня такой благодарной и доброжелательной публики, как тогда, в 1945 году, на первых концертах в полуразрушенном латвийском городке.

 

Я часто получаю письма от своих бывших однополчан. Отыскались почти все, хоть раскидала нас судьба по разным городам. И в Москве есть мои однополчане. Например, бывший старшина Вальков стал сейчас директором киностудии «Союзмультфильм». Каждый год мы встречаемся 9 Мая.

 

Демобилизовался я в 1946 году — и сразу во ВГИК. Набирал в то время группу Сергей Юткевич. Ну, первый-то тур я прошел, а на втором сказали мне, что для кино я не гожусь. Расстроился, конечно, а тут объявление мне попалось, что производится набор в студию разговорного жанра при Московском госцирке. И пошел я учиться на клоуна. Свою первую роль в кино мне пришлось ждать целых двенадцать лет. В 1958 году снялся я в эпизоде картины «Девушка с гитарой». С тех пор сыграл более тридцати ролей, но роли, подобной роли Некрасова — солдата на войне, у меня не было ни разу. Мне иногда говорят: как жаль, что семь лет твоей жизни потеряно на две войны! Неправда это, не потеряны они для меня! Столько повстречал за эти годы разных людей, с такими интересными характерами столкнула меня судьба! Это тот самый «золотой запас», который необыкновенно помогает мне как актеру. Без него я не смог бы сейчас сыграть Некрасова. Я видел на фронте таких Некрасовых, людей с чудинкой. Это живой, очень жизненный характер. Пожилой, флегматичный, он немного «тюлень», мой Некрасов. Он совсем не герой. Да я, наверное, и не смог бы сыграть не ведающего страха и сомнений героя. Когда человек говорит, что он ничего не боялся на войне, мне кажется, что он попросту врет. Главное было не в том, чтобы не бояться, а в том, чтобы преодолеть, побороть свой страх.

 

Этот простой, нескрытный человек вместе со всеми вот уже два года мужественно тянет тяжелую лямку войны, и солдаты знают, что в бою на него можно положиться. Своими рассказами Некрасов вносит оживление в суровый солдатский быт. И все-таки, несмотря на то, что он всех смешит, мне немного жалко Некрасова, хотя я и не стремлюсь его играть жалким. Ведь его рассказ об «окопной болезни», вызывающий смех у бойцов, в конечном итоге очень печален. Здесь Шолохов, на мой взгляд, показывает страшное через смешное, ибо это действительно страшно, когда человеку все время, даже ночью в избе, кажется, что он в окопе. И поэтому мне хочется сквозь юмористическую окраску роли попытаться передать чуть заметную солдатскую грусть и печаль.

 

Очень интересно мне работать с Бондарчуком, который заставляет нас вдумываться в каждую строчку шолоховского текста и создает удивительно правдивую обстановку на съемочной площадке. В одном из эпизодов мой герой должен подойти к Лонахину и попросить закурить. Оглянулся я вокруг — стоит полевая кухня, солдаты о чем-то разговаривают. И вдруг показалось мне на секунду, что я в своей батарее. «Слушай, родной, дай закурить»,— обратился я к Лопахину. «Родной» — это фронтовое словечко внезапно всплыло из глубин памяти и вылетело у меня совершенно непроизвольно. Так часто обращались мы друг к другу на войне. И Бондарчук оставил эту фразу, хотя ее не было в тексте сценария.

 

Во время съемок ездили мы в гости к Михаилу Александровичу Шолохову, чтобы посоветоваться, уточнить некоторые детали. В конце разговора, когда уже собрались уезжать, попросил я Михаила Александровича, чтобы он, когда будет заканчивать роман, не убивал Некрасова. Очень хочется, чтобы дожил мой Некрасов до Победы, дожил за великое множество тех Некрасовых, с которыми вместе я воевал и которым не довелось ее увидеть.

 

Юрий Никулин
"Советский экран" № 22, 1974 год




просмотров: 1032
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
Steve Carell 8x10 Signed Autographed Photo Picture with COA

$1.75
End Date: Sunday Nov-5-2017 6:06:09 PST
Buy It Now for only: $1.75
|
TIFFANI-AMBER THIESSEN - SEE THRU TOP !! AND A BIG SMILE !!!!!

$40.00
End Date: Wednesday Nov-22-2017 8:34:00 PST
Buy It Now for only: $40.00
|
Natalie Dormer 8x10 Autographed Signed Photo Good Looking

$1.75
End Date: Friday Nov-10-2017 10:05:59 PST
Buy It Now for only: $1.75
|
EMILY PROCTOR - TOPLESS !!!!!!! (CSI, MIAMI)

$35.00
End Date: Wednesday Nov-22-2017 8:53:11 PST
Buy It Now for only: $35.00
|
Lizzy Caplan 8x10 Signed Autographed Photo Picture with COA

$28.99
End Date: Wednesday Nov-22-2017 11:32:31 PST
Buy It Now for only: $28.99
|
An authentic autograph photo of Misty Stone

$45.00
End Date: Monday Nov-20-2017 12:47:41 PST
Buy It Now for only: $45.00
|
Blade Runner hand signed screenplay plus free gift with purchase

$1.75
End Date: Tuesday Oct-31-2017 11:08:08 PDT
Buy It Now for only: $1.75
|
PAM ANDERSON - IN THE BLACK ONE-PIECE DOING AN AD FOR A PLAYBOY PARTY !!!

$14.99
End Date: Monday Oct-30-2017 11:00:19 PDT
Buy It Now for only: $14.99
|
STEAMY AUTOGRAPHED 8X10 SIGNED BY DANIA RAMIREZ PLAYED CALLISTO IN X-MEN

$24.95
End Date: Saturday Oct-28-2017 17:55:17 PDT
Buy It Now for only: $24.95
|
Jenna Jameson Hand Signed 8 X 10 Color Photograph NMint Condition W/COA #2

$49.99
End Date: Saturday Nov-4-2017 11:01:35 PDT
Buy It Now for only: $49.99
|
Sara Jean Underwood Signed 8x10 Photo BAS Beckett COA Playboy AOTS Picture Auto

$69.95
End Date: Monday Nov-20-2017 22:29:10 PST
Buy It Now for only: $69.95
|
JOAN CRAWFORD actress 1959 signed condolences (husband died) thank-you letter

$75.00
End Date: Wednesday Nov-22-2017 7:08:17 PST
Buy It Now for only: $75.00
|
Юрий Антонов – Лунная дорожка CD RARE

$49.90
End Date: Nov-01 05:42
Buy It Now for only: US $49.90
Buy it now |
Юрий Лоза – Для души (for soul) CD

$39.90
End Date: Nov-17 23:33
Buy It Now for only: US $39.90
Buy it now |
Юрий Долгорукий приказывает сбросить Степана Кучко в реку. Купец владел

$13.91
End Date: Nov-14 05:35
Buy It Now for only: US $13.91
Buy it now |
YURY LOZA = FOR SOUL= ЮРИЙ ЛОЗА =ДЛЯ ДУШИ=

$31.01
End Date: Nov-10 13:06
Buy It Now for only: US $31.01
Buy it now |
Search Results from «Озон» Кино. Киноискусство
 
Робер Брессон Заметки о кинематографе Notes sur le cinematographe
Заметки о кинематографе
Знаменитая книга гения французского кино Робера Брессона - это афористичные размышления о стиле и сути кинематографического искусства. Это собрание заметок
представляет собой своеобразный свод правил, которые, по парадоксальному выражению самого автора, нужны художнику хотя бы для того, чтобы их нарушать....

Цена:
319 руб

Бланшар Анн, Жан Бернар Пуи, Франсис Мизио Энциклопедия супергероев, кумиров и прочих полубогов
Энциклопедия супергероев, кумиров и прочих полубогов
Супергерои, рыцари и принцессы, волшебники и суперагенты. Они смотрят на нас с телеэкранов, плакатов и футболок. Без них не было бы ни литературы, ни кино. Эти персонажи воплощают наши самые сокровенные мечты и преодолевают любые препятствия. Они могут все… или почти все!
Вы узнаете много интересного о легендарных личностях, героях и их создателях.
Познакомитесь с супергероями, о которых вы раньше, быть может, и не слышали. Узнаете о секретах и тайнах каждого: о главном таланте Гарри Поттера и секрете Афродиты, о том, почему Белоснежка стоит в числе супергероев, о судьбе Синдбада-морехода, об истинном оружии Джеймса Бонда и многом другом.
Читайте, узнавайте и путешествуйте в мир супергероев от древних времен до современности!

Изюминки:

Яркие фотоиллюстрации и рисунки;

Плотная бумага....

Цена:
719 руб

Андрей Плахов Режиссеры настоящего. В 2 томах. Том 1. Визионеры и мегаломаны
Режиссеры настоящего. В 2 томах. Том 1. Визионеры и мегаломаны
Издание "Режиссеры настоящего" представляет портреты (интервью и обзоры творчества) самых актуальных режиссеров современности, по версии известного киноведа Андрея Плахова. В первый том вошли рассказы о двенадцати ярчайших постановщиках мирового кино....

Цена:
519 руб

 Твин Пикс. Беседы журналиста Брэда Дьюкса с создателями сериала
Твин Пикс. Беседы журналиста Брэда Дьюкса с создателями сериала

Сюрреализм, мистицизм, скрытые символы и намеки, новые стандарты телевидения и изощренный кинематограф. Все это один из лучших сериалов всех времен - Твин Пикс.
Книга, которую вы держите в руках - это ключ от комнаты. Не красной, а той, где все герои сериала сидят и беседуют о самом главном. Есть кофе и пончики. И вот на ваших глазах начинает формироваться история Твин Пикс. Рассказанные в тему анекдоты, ответы на интересующие вас вопросы, истории о создании мистического сериала из первых уст. И, конечно же, кадры, которые не видел еще никто!
Что же в красной комнате?
Кто такой карлик?
Что означает белая лошадь и запах горелого?
И кто же, в конце концов, убил Лору Палмер?
Твин Пикс раскрывает секреты создания спустя 25 лет.

...

Цена:
642 руб

Симона Синьоре
Симона Синьоре
Книга А.Сокольской знакомит с творческой биографией замечательной киноактрисы. В ней рассказывается о первых ролях Симоны Синьоре в кино и в театре, анализируются фильмы с ее участием в главных ролях - "Золотая каска", "Тереза Ракэн", "Место наверху", "Тень и свет", "Удары судьбы" и другие....

Цена:
255 руб

Жак Лурселль Авторская энциклопедия фильмов (комплект из 2 книг) Dictionnaire du cinema: Les films
Авторская энциклопедия фильмов (комплект из 2 книг)
Впервые в России - прославленная энциклопедия классических фильмов французского критика Жака Лурселля. В книге представлена вся история и география мирового кинематографа - от первых фильмов Мельеса до кровавых триллеров Хершелла Гордона Льюиса, от работ "золотого века Голливуда" до киношедевров Египта и Филиппин. Здесь содержится свыше 2000 рецензий на важнейшие фильмы XX века.

Это издание - не только научный справочник, но и увлекательный путеводитель по миру кино как для искушенного, так и для начинающего зрителя....

Цена:
1019 руб

Диалоги в антракте
Диалоги в антракте
Книга «Диалоги в антракте» — это интереснейшие воспоминания и размышления известного актера и режиссера А.Баталова о современном искусстве, о театре, кино, о своих соратниках по сцене и по экрану.
Кинокритик М.Кваснецкая соединила своими комментариями эти материалы. Она исследует творчество А.Баталова, особенности его таланта....

Цена:
176 руб

Пол Челлен Доктор Хаус, которого создал Хью Лори The House that Hugh Laurie Built
Доктор Хаус, которого создал Хью Лори
Путеводитель по сериалу "Доктор Хаус" с подробным разбором всех тонкостей сюжета, характеров, медицинских проблем. Ироничный и предельно точный в деталях путеводитель наверняка порадует всех поклонников сериала и персонально Хью Лори.
Книга "Доктор Хаус, которого создал Хью Лори" расскажет всю правду об актерах и их героях. А также обо всех тонкостях каждой серии, которые наверняка ускользнули даже от самого внимательного зрителя.
Это настоящий путеводитель по популярному сериалу "Доктор Хаус", написанный остроумно и с большим знанием дела.
Как так получилось, что американский телесериал про злобного и сидящего на "колесах" доктора-хромоножку, который ведет себя с больными, как предводитель гуннов Атилла с римлянами, стал одним из самых популярных телепроектов? Как вышло, что депрессивный английский актер с кембриджским образованием, но бравирующий идеально-диковатым произношением уроженца Нью-Джерси, заворожил как зрителей, так и критиков? И почему столь огромное число людей обожает конченого мизантропа доктора Хауса? Его любят все: от случайных зрителей, кто смотрит сериал время от времени, до упертых фанатов, что создают сайты, посвященные фильму; от тележурналистов до обитателей далеких стран! И сериал ведь не только смотрят, но и постоянно выдвигают на "Золотой Глобус" и "Эмми"! И почему о сериале, несмотря на то, что он идет всего лишь несколько лет, говорят уже исключительно как о классике жанра?...

Цена:
161 руб

Евгений Добренко Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив
Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив
Новая книга известного исследователя советской культуры Евгения Добренко посвящена производству истории в сталинизме. Обращаясь к литературным, историческим и политическим нарративам, и прежде всего к кинематографу, автор показывает, как сталинизм работал со временем, памятью и историей. Анализируя роль кино в превращении опыта прошлого в идеологический конструкт - сталинскую историю, автор особое внимание уделяет техникам репрезентации истории, которая всегда является репрезентацией власти. История рассматривается в книге как средство построения советской идентичности. Именно этому были посвящены исторические романы и фильмы, экранизации классиков, основные политические тексты сталинизма. Обращаясь к творчеству ведущих советских кинематографистов (С.Эйзенштейна, Вс. Пудовкина, А.Довженко, Ф.Эрмлера, Г.Козинцева, Л.Трауберга, М.Донского и М.Ромма), автор раскрывает роль кино в формировании советского политического воображаемого....

Цена:
339 руб

Квентин Тарантино. Интервью Quentin Tarantino. Interviews
Квентин Тарантино. Интервью
Он ворвался в кинематограф 90-х годов неожиданно, словно вынырнув из-под прилавка видеопроката, и первыми же киноработами сумел переписать стандартную формулу голливудского успеха. Он - эмблема поколения режиссеров, не снимающих, а скорее стреляющих при помощи кинокамер, которые призваны заменить пистолеты. Иронически пересмотрев мифологию криминального жанра, он оригинально соединил в своих фильмах традиции независимого и мейнстримового кино. Он ввел моду на крутой, отвязный, брутальный стиль самовыражения, который стремительно и неизбежно перекочевал с экрана в реальную жизнь. Он обзавелся последователями, подражателями, фанатами и биографами, домом на Голливудских Холмах и заслуженной репутацией культовой фигуры современности, находящейся на острие стилистических дискуссий и моральных споров. Он - Квентин Тарантино. Книгой его интервью - таких же парадоксальных, провокационных, эпатажных, как его фильмы, - издательство "Азбука-классика" продолжает серию "Арт-хаус", посвященную культовым персонам современного искусства....

Цена:
889 руб

2008 Copyright © 100films.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика