История кино и театра
Эхо прошедшей войны

Кино:


Эхо прошедшей войны



16 августа 2007

 

Честно говоря, я не сразу проникся теми благородными чувствами, которые порождает картина Леонида Быкова, и едва не пошел по ложному пути. Хочу здесь рассказать, почему у меня так получилось, дабы и других предостеречь от поспешных суждений... Впрочем, давайте по порядку.

 

В авиационный истребительный полк прибыло пополнение. Молоденьких выпускников летных училищ — «желторотиков», как их именуют «старики»,— распределяют по эскадрильям. «Старикам» и самим-то не всегда далеко за двадцать, но тут подразумевается не столько возраст, сколько боевая сноровка, то есть принимаются в расчет не годы, а звездочки на фюзеляже «ястребка» — по числу сбитых вражеских самолетов.

 

Старше других и в том и в другом смысле командир второй эскадрильи капитан Титаренко, которого играет сам Леонид Быков. У Титаренко на фюзеляже перед рядами зведочек красуется нотная строчка со скрипичным ключом. Он популярен в дивизии не только как Герой Советского Союза, но и как руководитель самодеятельного ансамбля его «поющей» эскадрильи. Он «маэстро»!

 

Теперь, анализируя свое «вхождение» в эту картину, я вспоминаю, что такая экспозиция сразу настроила меня на скептический лад. Мало того, что она сулила мне про войну нечто легкомысленно-музыкальное, мое художественное ожидание с первых же кадров четко направлялось по установившимся канонам.

 

Судите сами. Прифронтовой аэродром, приютившийся на опушке леса. По соседству —женский полк легких ночных бомбардировщиков, проще говоря, «кукурузников», взаимные подтрунивания, ребячливые ухаживания, дурашливое соперничество. В больших дозах песни, шалости, шутки (не очень смешные, но свидетельствующие о точном ощущении времени и обстановки). Взлеты, посадки, круговерть воздушных боев (от которых новичков поначалу ограждают — отсюда и название фильма). Неизбежные летные «байки» («захожу ему в хвост...»), сопровождаемые характерной жестикуляцией. Нескончаемые споры, чьи края лучше — Украина, или Сибирь, или Грузия. Даже непременная собачка, приблудившаяся к эскадрилье...

 

Словом, мне предлагалось все то, что я столько раз читал и уже видел в многочисленных фильмах, начиная от недавно воскрешенного «Небесного тихохода» и кончая поистине задумчивой и задушевной «Хроникой пикирующего бомбардировщика». И дымный факел горящего самолета с черным крестом, пересекающий экран по диагонали. И стремительно бегущую по земле крылатую тень. И вздыбленный на крутом вираже горизонт...

 

Ведь все это было...

 

Вглядываясь в лица летчиков, я невольно чувствовал себя пророком, словно мне когда-то довелось прочесть этот сценарий. Я заранее догадывался, что будет тут и опытный воздушный боец, который внезапно «сломается», однако с помощью командира снова обретет отвагу, будет и самонадеянный забияка, который сперва опозорится, а потом неожиданно докажет, что и он под стать «старикам». Будет и старый механик, хранитель гласных традиций и негласных суеверных ритуалов.

 

Так оно потом и оказалось... Но в том-то и суть, что так, да не так! Странное дело, в какой-то момент я вдруг с удивлением обнаружил, что стыжусь своего высокомерного зрительского всеведения. Что оно почему-то оборачивается для меня совсем иным чувством —печалью. Что готовность предсказывать факты и судьбы пробудилась во мне словно бы для того, чтобы я смотрел на происходящее, все время помня, какая участь ждет этих людей впереди. Чтобы я был внимателен к их бесхитростным репликам и поступкам, зная краткость отпущенных им сроков. Чтобы я поторопился и успел их полюбить. Иначе говоря, чтобы я не был педантом от искусства.

 

И тогда у меня вдруг защемило сердце. «Ясновидение» становилось для меня все более мучительным, потому что в нем мне открывался неумолимый и страшный сценарий войны, ее многократно и чудовищно повторяющиеся обстоятельства. После того, как погиб младший лейтенант Щедронов, тот самый, что был прозван Смуглянкой (это он принес в эскадрилью песню под таким названием), я и думать забыл о своих претензиях насчет оригинальности сюжета. Страшная плата за ежедневную доблесть этих людей — вот что владело теперь моим сознанием. Еще были живы Ромео и Маша, еще только зарождалась их любовь, еще выступал солистом старший лейтенант Скворцов, еще кружилась в танце с каждым по очереди Зоя, а тревога за них уже не оставляла меня ни на минуту.

 

Да, она оказалась вещей...

 

Так, чем дальше, тем больше, сквозь очерковость повествования, сквозь сюжетную заурядность, сквозь знакомые песни и доморощенные шутки проступают в этом «обычноформатном» черно-белом, незамысловатом фильме черты большого драматизма. Начавшись как лирическая хроника, навеянная воспоминаниями боевых летчиков, картина Л. Быкова превращается к концу в реквием и по праву завершается титром «Не вернувшимся из боевых вылетов посвящается».

 

Где происходит этот перелом от скромности к торжественности в самой интонации фильма? От его веселого простодушия к душевной серьезности? Я думаю, нигде и везде. Просто это не сразу замечаешь. А когда оглядываешься, то видишь, что Леонид Быков с самого начала так строил и свою картину и свою роль.

 

Персонажи Л. Быкова всегда отличались добродушием и артистизмом. И Максим Перепелица из одноименного фильма, и механик Туз из «Ссоры в Лукашах», и герой «Алешкиной любви» — все они так или иначе трогали нас своей верой в добро и своим тяготением к искусству. К забавным представлениям, к музыке, в роли летчика Титаренко под эти привычные для актера краски как бы подложена тональность затаенной скорби. Даже когда вторая «поющая» залихватски исполняет «Смуглянку», в облике ее командира и дирижера ощущаешь не только неистребимое мальчишеское лукавство, но и тяжкий груз понесенных утрат.

 

Кстати, песня эта звучит здесь дважды (и эго характерно для композиции фильма). Первый раз, задорно и беспечно, в мирной хате, где разместилась столовая, второй — тревожно и нарочно навязчиво, когда музыкальная фраза из рефрена — «раскудрявый клен зеленый, лист резной»— подложена под стремительно сменяющиеся на экране кадры воздушного боя (преимущественно хроникальные), когда экран то и дело прочерчивают огневые трассы, и вы видите, как в прицел попадает летящий самолет, как он в воздухе разваливается на части, как рвутся на земле бомбы, как погружаются в море огня цистерны с горючим.

 

Л. Быков смело протягивает короткие, быстрые связи между состоянием мира и состоянием войны в душе человека. Между милой обыкновенностью жизни и неизменной исключительностью смерти. Между радостью бытия и суровостью воинского долга. Между напускной юношеской бесшабашностью летчиков его эскадрильи и сознательной естественностью их героизма. Даже, если хотите, между упоением в песне и упоением в бою.

 

И все это — прямо, резко, контрастно, почти без переходов. Таков эмоциональный феномен этого жизнерадостно-грустного фильма. Здесь

 

все необычно сближено и все необычайно скоротечно. Как в воздушном бою. Давно я не видел на нашем экране столь динамичного монтажа. Как ми странно, Л. Быков строит свой лирический фильм на коротких планах. И его не смущает, если кадр, отмеченный юмором, непосредственно соседствует с кадром, исполненным мемориальной значительности.

 

И еще два слова. У нас не принято подкреплять рецензии собственными свидетельствами очевидца.

 

К тому же искусство обычно и не нуждается в них: оно само, всей своей образной сутью говорит о степени художественной адекватности произведения реальной жизни. И все же мне хочется закончить этот отклик на картину Л. Быкова личными впечатлениями тридцатилетней давности.

 

В те самые дни, к которым относится действие фильма, обязанности фронтового корреспондента привели меня однажды на аэродром истребителей сопровождения. Было это, правда, не на Украине, а на Севере, но тем разительнее совпадение примет той особой неповторимой жизни, независимо от географии.

 

Помню, как поразило меня то обстоятельство, что летчики, еще пятнадцать минут назад находившиеся в самом пекле, еще полные боевого азарта, еще не успевшие отрешиться от восторга удач и горечи потерь, едва совершив посадку, сразу окунались в сельскую тишину, в мир парного молока, треньканья балалайки, каждодневного распорядка дел.

 

Помню, как тронула меня та неизъяснимая теплота, с какой «технари» относились к летчикам. Первые были почти сплошь ветеранами части и служили в ней с начала войны. Что же касается летного состава, то он непрестанно обновлялся и в некоторых эскадрильях сменился уже по нескольку раз. («Ты у меня пятый»,— говорит в картине механик Васильев, знакомясь со своим очередным «желторотиком».)

 

Помню, как обрадовала меня атмосфера полноты жизни, когда я зашел в сарай, где располагался полковой клуб. (По удивительному совпадению в тот вечер там должны были крутить ту самую английскую комедию «Джордж из Динки-джаза», которую в рецензируемом фильме перехватил соседний полк.)

 

К чему я об этом здесь вспомнил? К тому, что мы порой склонны считать тривиальным в искусстве то, что художнику снова и снова подсказывает сама жизнь.

 

Ведь все это было...

 

Б. Рунин
"Советский экран" № 18, 1974 год




просмотров: 1299
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Stan Lee Signed 8x10 Autographed Photo Reprint Spider Man Marvel Comics

$34.95
End Date: Saturday Jan-5-2019 20:52:13 PST
Buy It Now for only: $34.95
|
ZUZU autographed 8x10 photo from the Movie It's a Wonderful Life Great saying

$19.50 (11 Bids)
End Date: Sunday Dec-9-2018 19:00:14 PST
|
Gloria Swanson was an American actress Hand Signed 9 x 12 1/8 Book Page

$29.99
End Date: Monday Jan-7-2019 16:22:58 PST
Buy It Now for only: $29.99
|
Amy Anderssen In White Lingerie Adult Model Signed 8x10 Photo COA Proof 97

$19.95 (0 Bids)
End Date: Sunday Dec-16-2018 12:48:46 PST
|
Christopher Lee signed 8x10 Color Hammer Dracula + COA

$20.99
End Date: Friday Dec-14-2018 21:14:13 PST
Buy It Now for only: $20.99
|
Autographed Salute Your Shorts Cast Photo/Donkeylips GPK Parody Card

$6.66 (7 Bids)
End Date: Sunday Dec-9-2018 16:00:04 PST
|
Dorothy Gish was an American actress Hand Signed 9 x 12 1/8 Book Page

$6.99
End Date: Thursday Dec-20-2018 18:58:08 PST
Buy It Now for only: $6.99
|
Kate Beckinsale signed 8x10 photo SEXY Actress reprint WOW LOOK

$71.00 (15 Bids)
End Date: Sunday Dec-9-2018 20:00:14 PST
|
Buster Keaton was an American actor Hand Signed 9 x 12 1/8 Book Page

$34.99
End Date: Tuesday Jan-8-2019 12:16:45 PST
Buy It Now for only: $34.99
|
Signed Original Color Photo of Sylvester Stallone of "Cliffhanger"

$1.50
End Date: Saturday Dec-29-2018 18:57:03 PST
Buy It Now for only: $1.50
|
CARMEN ELECTRA - WITH A BUSTIERRE AND THEN HIDING IT WITH HER HAND !!!? SEXY !!

$29.35
End Date: Tuesday Jan-1-2019 19:57:30 PST
Buy It Now for only: $29.35
|
F Troop Agarn Larry Storch & Ken Berry Capt. P. Autographed 8x10 color photo

$1.50
End Date: Tuesday Jan-8-2019 8:33:19 PST
Buy It Now for only: $1.50
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Кино. Киноискусство
 
Марк Фрост Тайная история Твин-Пикс
Тайная история Твин-Пикс
Двадцать пять лет назад Дэвид Линч и Марк Фрост свели весь мир с ума культовым сериалом "Твин Пикс", раз и навсегда изменившим отношение публики к сериальной культуре. Вместе с агентом ФБР Дейлом Купером зрители пытались разгадать загадку: "Кто убил Лору Палмер?" - и четко усвоили: "Совы - не то, чем они кажутся".
В финале оборванного на полуслове второго сезона Лора Палмер пообещала Куперу, что они встретятся через двадцать пять лет. И вот четверть века спустя легендарный проект возобновляется: тот же Марк Фрост написал сценарий третьего сезона "Твин Пикс", тот же Дэвид Линч уже начал съемки. Сериал, в котором мы увидим как актеров первых двух сезонов (Кайл Маклахлен, Шерил Ли, Дэвид Патрик Келли, Шерилин Фенн, Дэвид Духовны), так и новые лица (Моника Беллуччи, Тим Рот, Наоми Уоттс, Джим Белуши, Аманда Сейфрид, Эшли Джадд), выйдет на телеэкраны в 2017 году. А чтобы раздразнить аппетит зрителей, осенью 2016 года Марк Фрост выпускает книгу "Тайная история Твин Пикс". Написанная в уникальном жанре "датафикшн", насыщенная документами и богатым иллюстративным материалом, она приподнимает завесу тайны над тем, что происходило в городке и его окрестностях не только за минувшие двадцать пять лет, но и за последние два века - с тех пор, как первые следопыты услышали от индейцев о загадочном месте, где "в верховьях река раздваивается и течет сквозь две горы, с которых обрушивается великий водопад"; о месте, как-то связанном с могущественными и не всегда добрыми силами…

Впервые на русском!...

Цена:
1139 руб

Роджер Мур, Гаррет Оуэн Бонд. Джеймс Бонд. Рассекреченное досье Bond on Bond
Бонд. Джеймс Бонд. Рассекреченное досье
Перед вами история всех киновоплощений Бонда. Галантный и ироничный Шон Коннери, безупречно элегантный Пирс Броснан, красавчик Тимоти Далтон, мужественный Джордж Лэзенби, хладнокровный Дэниел Крэйг и харизматичный Роджер Мур. Девушки, злодеи, съемочные площадки, хитроумные технические устройства, автомобили, коктейли, оружие - в книге масса канонических образов и артефактов из фильмов о Бонде и потрясающая, ранее не публиковавшаяся коллекция фотоматериалов, включая снимки из личного архива Роджера Мура, который и является автором этой уникальной энциклопедии....

Цена:
749 руб

Антон Долин Оттенки русского
Оттенки русского
Антон Долин - журналист, радиоведущий, кинообозреватель в телепрограмме "Вечерний Ургант" и главный редактор самого авторитетного издания о кинематографе "Искусство кино".
В книге "Оттенки русского" самый, пожалуй, востребованный и влиятельный кинокритик страны собрал свои наблюдения за отечественным кино последних лет. Скромно названная "оттенками", перед нами мозаика современной действительности, в которой кинематограф - неотъемлемая часть и отражение всей палитры социальных настроений. 
Тем, кто осуждает, любит, презирает, не понимает, хочет разобраться, Долин откроет новые краски в черно-белом "Трудно быть богом", расскажет, почему "Нелюбовь" - фильм не про чудовищ, а про нас, почему классик Сергей Соловьев - самый молодой режиссер, а также что и в ком всколыхнула "Матильда".

Об авторе: Антон Долин - известный российский журналист, кинокритик. В 1997 году окончил филологический факультет МГУ. Работал и продолжает работать в ведущих печатных СМИ, на радиостанциях и новостных сайтах - "Афиша", "Известия", "Эксперт", "Сноб", "Эхо Москвы", "Маяк", Meduza. Постоянный киноэксперт в телевизионной программе "Вечерний Ургант". Автор монографий о Такеси Китано, Ларсе фон Триере, Алексее Германе, Джиме Джармуше. Четырежды лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков России. С июня 2017 главный редактор самого авторитетного издания о кинематографе  "Искусство кино".

Цитата: "Русское кино новейшего времени заслуживает того, чтобы окинуть его единым, пусть неизбежно поверхностным, взглядом. И, сделав над собой усилие, воздержаться от выводов. Их читатель, он же зритель, без труда сделает самостоятельно".

Ключевые слова: Антон Долин, кино, современное российское кино, кинокритика, интервью, Сокуров, Герман, Звягинцев, Серебренников, Учитель, кинофестивали, рецензии

...

Цена:
591 руб

Айан Натан Тим Бёртон. Культовый режиссер и его работы
Тим Бёртон. Культовый режиссер и его работы
Обладатель премии "Орден Искусств", аниматор студии Дисней и Властелина Колец, актер, сценарист и режиссер культовых фильмов - все это великий маэстро макабра - Тим Бёртон!

"Алиса в Зазеркалье", "Труп невесты", "Эдвард Руки-ножницы", "Кошмар перед Рождеством", "Битлджус" и многие другие фильмы, которые перевернули кинематограф.

Абсолютно закрытый от мира, он приоткрывает завесу тайн перед читателями в этой книге. Здесь маэстро расскажет о том, как он придумывал и создавал каждый свой фильм, поделиться кадрами из фильмов, которые не вошли в полнометражку, обсудит нюансы съемок с актерами и попробует рассказать о себе в своей манере.

Великолепное издание в подарочном коробе - это маст хев не только любителям кино, но и всем любителями загадок и макабра.

Фильмы, снятые Бёртоном, - это, пожалуйста, самые автобиографичные фильмы в современном кино. Тим Бёртон снимает фильмы о Тиме Бёртоне, чтобы угодить Тиму Бёртону, скрытому внутри Тима Бёртона.

Вы держите в руках безумно красивую книгу. которая включает
- истории со съемок всех фильмов режиссера;
- множество архивных фотографий;
- интервью множества актеров, ставших частью легендарных фильмов;
- незабываемые сцены, образы, чувства.


Все это - попытка понять великого режиссера, возможность проанализировать его творчество и выявить наконец значение слова "бёртоновский".

Окунитесь в мир героев Тима Бёртона - "ненормальных индивидуалистов". Загляните в них, заглянув в самого режисеера!...

Цена:
1946 руб

 Чужой. Легендарное коллекционное издание
Чужой. Легендарное коллекционное издание
2-е издание...

Цена:
4139 руб

 Летопись Российского кино 1981-1991
Летопись Российского кино 1981-1991
Издание является продолжением ранее начатого исследовательского проекта, в рамках которого уже вышли первые четыре тома ("Летопись российского кино. 1863-1929", "Летопись российского кино. 1930-1945", "Летопись российского кино. 1946-1965", "Летопись российского кино. 1966-1980 . Главная задача очередного выпуска "Летописи" дать максимально полное и объективное на сегодняшний день описание основных событий истории отечественного кино в период 1981-1991 годы. Рассматривая кино не только как сферу искусства, но и как киноиндустрию, авторы-составители вводят в научный оборот обширнейший и принципиально новый материал, связанный с проблемами отраслевого управления, репертуарной политики, развитием кинопроизводства, кинопроката, кинотехники и кинопромышленности, состоянием зарубежных связей, подготовки кадров и т. д. Источниковой базой данного исследования послужили архивные фонды основных российских архивов (РГАЛИ, РГАСИИ, РГАНИ, Фонда культуры и др.) События, включенные в данный том, сопровождаются указанием на конкретные источники, являющиеся основанием для установления даты и характеристики упоминаемых событий....

Цена:
649 руб

Дэниел Уоллес Звёздные Войны. Персонажи The New Essential Guide to Characters (Star Wars)
Звёздные Войны. Персонажи
Впервые на русском языке самая полная иллюстрированная энциклопедия персонажей галактики «Звездных Войн». Книга содержит детальные литературно-исторические биографии всех ваших фаворитов, всех героев, кого вы могли видеть и полюбить по фильмам, книгам, компьютерным играм или комиксам Звездной саги: Люк Скайуокер, Хан Соло, принцесса Лея, Дарт Вейдер, Мара Джейд, Джанго Фетт, граф Дуку, Энакин Скайуокер, Зам Веселл, Королева Амидала, Квай-Гон Джинн, Мейс Винду, Дарт Мол и многие, многие другие. Иллюстрированная энциклопедия персонажей - это дополненное и переработанное издание, где еще больше героев, еще больше информации и уникальных иллюстраций, это долгожданная книга для всех фанатов «Звездных Войн» от 7 до 70 лет....

Цена:
403 руб

А. Б. Широкорад История России в кадре и за кадром. Мифы и тайны советского кино
История России в кадре и за кадром. Мифы и тайны советского кино
Эта книга - не история страны и не история советского кино. Это рассказ о том, как наш кинематограф представлял жизнь СССР - от войн и репрессий до любви и бытовых проблем. Насколько соответствовало увиденное на экране реальной жизни? Что запрещала цензура. Что осталось в вырезанных худсоветом кадрах. Ну а главное, как люди воспринимали кино. 
Об этом и многом другом читатель узнает из книги Александра Широкорада "История России в кадре и за кадром".
Книга издается в авторской редакции....

Цена:
393 руб

Марк Ле Фаню Мидзогути и Япония
Мидзогути и Япония
Книга выдающегося историка кино Марка Ле Фаню посвящена крупнейшей фигуре японского киноискусства - режиссеру Кэндзи Мидзогути. Центральное место в его творчестве занимают женщины из разных слоев общества (аристократки, гейши, феминистки, актрисы) с сильным характером, острым умом и чувством справедливости. Одновременно эта книга является своеобразным панорамным введением в эпоху классического японского кино, с обширными историческими экскурсами в театр, живопись и социальную жизнь страны в разные эпохи....

Цена:
719 руб

Борис Покровский Что, для чего и как?
Что, для чего и как?
Новая книга выдающегося оперного режиссера современности Бориса Александровича Покровского уникальна и по жанру, и по форме. Она "срежиссирована" и разыграна как пьеса, а не как монолог. В живую речь автора, врываются голоса других "действующих лиц" - коллег, учеников, родных: Геннадия Рождественского и Евгения Светланова, Галины Вишневской и Марка Эрмлера, Ирины Масленниковой и Аллы Покровской, Валерия Левенталя, Дмитрия Бертмана и других. Это книга размышлений о сути профессии режиссера и о ее месте в синтетическом искусстве музыкального театра.
Читателя ждет увлекательный и темпераментный рассказ Б.А.Покровского о его собственных постановках и о творческих секретах многих других мастеров искусства.
"Что, для чего и как?" - это еще и книга воспоминаний о встречах с композиторами, режиссерами, музыкантами, артистами, художниками - со Станиславским и Мейерхольдом, Стравинским и Прокофьевым, Рихтером и Улановой, Товстоноговым и Охлопковым, Козловском, Лемешевым и другими.
И еще это повествование о долгой жизни, полной событий грустных и радостных, о которых Покровский умеет рассказывать с тонким и мудрым юмором.

В книге более 600 иллюстраций - фотографии, большинство из которых взято из архивов, уникальные режиссерские автографы, зарисовки мизансцен и др....

Цена:
494 руб

2008 Copyright © 100films.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика