История кино и театра
Этот блистательный Стриженов

Кино:


Этот блистательный Стриженов



18 декабря 2006

 

Мятущаяся душа, красавец Артур-Овод, романтический мексиканец Ривера, белогвардейский поручик Говоруха-Отрок («Сорок первый»), одержимый страстью к путешествиям Афанасий Никитин («Хождение за три моря»). Мечтатель, мучимый любовью и состраданием («Белые ночи»), нежный и трогательный Петруша Гринев («Капитанская дочка»), безумный Германн («Пиковая дама»), летчик Егоров, долгие годы носивший в душе горечь незаслуженной обиды («Неподсуден»)...

 

Похоже, можно не продолжать, ведь наверняка многие — по крайней мере люди среднего возраста и постарше, едва взглянув на этот перечень и на фотографии, сразу поняли, о ком идет речь, и невольно перенеслись мыслями в относительно далекие теперь уже 50—60-е годы. Тогда в кино еще водились кумиры. Лицо и весь облик Олега Стриженова, созданные им на экране образы — такие неотъемлемые, такие знакомые, узнаваемые приметы времени!

 

Об удивительном актере редкого обаяния заговорили после первой же его кинороли, на фильмы с его участием ходили бессчетное число раз, юноши носили модную стрижку «а-ля Олег Стриженов», мальчики, надеясь понравиться своим девочкам, слегка кривили нижнюю губу (как он!), а девочки благоговейно хранили в пеналах, в карманах школьных блузок его фотографии... Он был кумир.

 

Григорий Наумович Чухрай, режиссер замечательного фильма «Сорок первый», вспоминает совместную работу с актером, размышляет о судьбе этой яркой индивидуальности.

 

— Впервые я увидел его лет тридцать пять назад на сцене Таллиннского русского драматического театра и сразу запомнил. Недавний выпускник театрального училища имени Б. В. Щукина, он прелестно играл там Гришу Незнамова в «Без вины виноватых». Я служил тогда на Киевской студии ассистентом режиссера, в обязанности которого, кроме прочего, входило разъезжать по городам и весям и присматривать талантливую молодежь. Когда пришло время подбирать исполнителей в мой первый самостоятельный фильм, я пробовал многих актеров, и некоторые кинопробы вполне удовлетворяли тогдашнего директора «Мосфильма» Ивана Александровича Пырьева. Он готов был утвердить их, но они не устраивали меня, Дни бежали, старшие товарищи сердились, говорили, я не знаю, чего хочу, а я знал. Я ждал Стриженова, который почему-то не отвечал на вызов, кажется, был занят на съемках. Между тем наша группа посмотрела фильм «Мексиканец», после чего все заявили: «Нет, это не Говоруха-Отрок!» И действительно, в черном парике мексиканца Олег производил впечатление актера друтого амплуа. Да и глаза у него были совсем не голубые, а это важная и необходимая драматургическая деталь. К счастью, наш оператор Сергей Урусевский, прекрасный мастер, сказал: «Будут голубые глаза, и даже синие!»

 

Не помню уже, как Олег пришел, как мы разговаривали, зато хорошо помню свое впечатление, когда посмотрел его вместе с Изольдой Извицкой кинопробы. Первая мысль была: «Фильм у меня в кармане». Я страшно обрадовался и как-то сразу поверил в удачу, да и коллеги мои уже не представляли себе в главных ролях никого иного.

 

В сущности, тут нам с Олегом обоюдно повезло. Ведь роль Говорухи-Отрока на редкость хорошо пристала к его актерским возможностям, будто он родился для нее. Я видел, что и ему роль нравилась, он был невероятно хорош в ней, раскован, свободен, глубоко понимал социальную суть образа, его трагичность. Он играл «голубую кровь». Вообще играть «породу» чрезвычайно трудно, а по нынешним временам — порой и вовсе невозможно. В большинстве сцен нашего фильма поручик предстает без мундира, почти в лохмотьях, моментами он выглядит комично, иногда вызывает жалость и сострадание. И при всем при том врожденное благородство должно было присутствовать и чувствоваться в его облике и поведении ежеминутно. Задача невероятной сложности. Стриженов справился с ней очень легко. Думаю, еще и оттого, что в нем велико чувство самоуважения, а оно всегда связано с уважением к другим.

 

Кстати, это его замечательное качество я ощутил сразу, в первые же дни съемок. Начинался мой важный жизненный экзамен — режиссерский дебют, и я испытывал немалые трудности. Нужно было преодолевать недоверие, настороженность, столь естественные, если на площадку выходит «зеленый» новичок и пытается руководить большим съемочным коллективом. Поддержка была мне крайне необходима. И Олег оказывал ее: он, знаменитый уже артист (позади «Овод» и «Мексиканец»), с полным вниманием и серьезностью прислушивался к моим режиссерским требованиям и тем задавал тон - другие, глядя на него, проникались ко мне уважением. Конечно же, я очень обязан ему и благодарен за все.

 

Потом наша работа получила всеобщее признание, множество наград, и первая из них— специальный приз на кинофестивале в Канне, куда мы приехали вместе с актерами и где Олега назвали «русской звездой», К слову сказать, со мной было несколько иначе. Мне с великим трудом удалось попасть на собственную премьеру в Дом кино. Я пришел туда в поношенном студенческом пальтишке, пытался объяснить на входе, что я режиссер этого самого фильма, но мне не поверили и в конце концов просто спустили с лестницы. К счастью, поблизости оказался Сергей Урусевский, тогда уже всемирно известный мастер, он подтвердил, что я не самозванец…. Всё это было потом. А рождался наш фильм очень и очень трудно, но это особый рассказ.

 

«Сорок первый», появившись в 1957 году, был отнюдь не ординарным явлением для своего времени. Ведомственная эстетика бдительно оберегала народ от вольностей, а мы вот их себе позволили. Возник скандал, вследствие которого меня чуть было не отдали под суд. Но фильм увидел Хрущев, хорошо отозвался о нем, и шум постепенно утих. Рассказывая об этом, я хочу подчеркнуть, что всегда благодарно и с нежностью вспоминаю дорогих моих товарищей и бесконечно ценю их поддержку и помощь в тот сложный для меня период жизни.

 

— Григорий Наумович, настали другие времена, изменился общественный взгляд на кинематографическое искусство вообще и на самую заметную фигуру, его представляющую— на актера. Любой из нас затруднился бы, наверное, с ответом на вопрос о наиболее популярном ныне советском актере. Сегодня из кино, кажется, вообще исчезло понятие «кумир», каким был в свое время Олег Стриженов. Как вы думаете, почему?

 

— Кумиры не исчезли, они переместились на эстраду: сегодня молодежь видит их в рок-музыкантах, которые, кстати, и в кино снимаются. Изменились вкусы и запросы зрителей, изменилась эстетика фильмов. Теперь модны шокирующие сцены, в цене политические намеки и разоблачения, героями экрана становятся представители преступного мира. Все это, что было запрещено у нас, приносило и приносит огромные доходы западным кинофирмам. Вот мы и подражаем Западу, но далеко не всегда талантливо. Я уверен: все это пройдет, и наш кинематограф обретет истинный путь. В нашей стране высок уровень актерской подготовки, важно его не потерять, пока этот путь отыщется. В картинах, где снимался Олег и которые любили зрители 50—60-х годов, главным был человек, его страдание, боль, красота его души, которой сейчас пренебрегают.

 

— Вы полагаете, что внешняя красота — существенный фактор для успеха актера? Но прекрасных лиц в кино много и теперь...

 

- Конечно же, самое важное для артиста -талант. Есть актеры, которые очень хороши собой, но когда они появляются в кадре, вдруг обнаруживается, что красота куда-то улетучилась или сильно полиняла. И наоборот: в жизни вроде не производит особого впечатления, а начинает играть, и происходит чудо — чудо преображения. Так было с Олегом во всех его ролях.

 

— Будь то летчик Егоров («Неподсуден»), космонавт Алексей Бородин («Перекличка»), робот («Его звали Роберт»), разведчик Лев Маневич («Земля, до востребования»), полковник Данилов, возглавлявший отдел по борьбе с бандитизмом («Приступить к ликвидации»), князь Волконский («Звезда пленительного счастья») или князь Василий Голицын («Юность Петра»)...

 

— И, думаю, пресловутая кино- и фотогеничность тут ни при чем. Дело в другом, Если актер — личность, экран обнаружит это с невероятной силой, если не личность — и это выявит экран мгновенно и неопровержимо. Ну а помимо того, своими достижениями Олег обязан блестящей вахтанговской актерской школе, которую он получил. И все же меня не покидает ощущение, что этот талантливый артист мог оставить больший след в искусстве, но ряд обстоятельств помешал ему. К сожалению, — и в последние годы это особенно заметно — ему предлагали не те роли и... не те режиссеры.

 

— Как вышло, что вы не встретились больше в совместной работе?

 

- В других моих фильмах — а снял я до обидного мало — не было для него роли. Режиссура в этом смысле профессия жесткая: не будешь объективен — и фильм погубишь, и другу-актеру медвежью услугу окажешь.

 

Вспоминаю, как мы с Олегом встретились однажды на студии и в разговоре он вдруг предложил: «Знаете что, нам с вами нужно снять «Гамлета». А я тогда был вплотную занят фильмом «Чистое небо» и не мог всерьез думать ни о чем другом. Но с тех пор подспудная эта мысль сидела в голове, а когда вызрела, я узнал, что «Гамлета» снимает на «Ленфильме» Григорий Козинцев. Я опоздал. Конечно, Гамлет Смоктуновского — прекрасная работа, и все же мне жаль, что нашему проекту не суждено было осуществиться. Убежден, Стриженов в этой роли был бы превосходен.

 

За прошедшие годы мы не часто встречались, но связь осталась и остается по сей день, потому что связь режиссера с актером — это связь особого рода, это нерушимая духовная близость. Я неравнодушен к фильмам, в которых снимался Олег, радуюсь, если они удачны. Всегда вижу в нем нашего поручика Говоруху-Отрока, и меня греет воспоминание о нашей молодости, о съемках в песках Каракумов. И на душе теплеет.

 

И.Христофорова
"Советский экран", №1, 1990 год.




просмотров: 1060
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Bob Clark director of A Christmas Story & Black Christmas signed photo

$19.99
End Date: Thursday Jan-11-2018 20:22:38 PST
Buy It Now for only: $19.99
|
Autographed Salute Your Shorts Cast Photos & DonkeyLips GPK ParodyCard & DVD

$245.00
End Date: Sunday Dec-17-2017 11:08:08 PST
Buy It Now for only: $245.00
|
Daisy Ridley Signed 11x14 STAR WARS Photo Rey Topps JSA PSA BAS beckett Witness

$44.99
End Date: Friday Jan-12-2018 16:44:15 PST
Buy It Now for only: $44.99
|
KATE BECKINSALE "Underworld" Autographed 8.5 x 11 Signed Photo HOLO COA

$99.60
End Date: Sunday Dec-17-2017 21:10:13 PST
Buy It Now for only: $99.60
|
JAMES JIMMY STEWART SIGNED 8X10 PHOTO AUTOGRAPH JSA COA A WONDERFUL LIFE PH256

$42.99
End Date: Saturday Jan-6-2018 19:31:21 PST
Buy It Now for only: $42.99
|
Tom Hiddleston Loki Thor 8x10 Photo Signed

$35.95
End Date: Tuesday Jan-9-2018 19:25:48 PST
Buy It Now for only: $35.95
|
It's a Wonderful Life Autographed Christmas Bell signed by ZUZU

$225.00
End Date: Saturday Jan-13-2018 14:35:35 PST
Buy It Now for only: $225.00
|
16X20 PHOTO AMAZING FANTASY INTRODUCING SPIDER MAN AUTOGRAPHED BY STAN LEE JSA

$55.00
End Date: Thursday Dec-21-2017 11:51:35 PST
Buy It Now for only: $55.00
|
Wes Craven Shocker signed X2 photo

$99.99
End Date: Friday Jan-12-2018 19:30:28 PST
Buy It Now for only: $99.99
|
2017 HA Celebrity Quads Auto Bonanza Nancy Gates Ferguson Dan Duryea Dalton

$95.00
End Date: Wednesday Dec-20-2017 16:05:42 PST
Buy It Now for only: $95.00
|
ORIGINAL / VINTAGE 1976 Farrah Fawcett Publicity Fiber Print Photo #2 - 8" x 10"

$60.00
End Date: Saturday Jan-13-2018 8:13:19 PST
Buy It Now for only: $60.00
|
Arnold Schwarzenegger Terminator 8x10 Signed Autographed Photo Picture with COA

$99.99
End Date: Thursday Jan-11-2018 6:52:19 PST
Buy It Now for only: $99.99
|
Этот добрый жестокий мир, 978-5-699-76263-7

$4.10
End Date: Dec-28 03:00
Buy It Now for only: US $4.10
Buy it now |
И поджег этот дом, 978-5-17-057617-3

$5.55
End Date: Dec-28 03:12
Buy It Now for only: US $5.55
Buy it now |
И поджег этот дом, 978-5-17-057619-7

$3.65
End Date: Dec-28 03:12
Buy It Now for only: US $3.65
Buy it now |
Этот петель скоро попадет на вертел. "Картинки - война русских с немцами"

$15.36
End Date: Dec-24 04:19
Buy It Now for only: US $15.36
Buy it now |
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Кино. Киноискусство
 
 Волшебный мир Дж.К.Роулинг. Том первый. Необычные люди и удивительные места
Волшебный мир Дж.К.Роулинг. Том первый. Необычные люди и удивительные места
В подарочной энциклопедии "Волшебный мир Дж.К. Роулинг. Том первый: необычные люди и удивительные места" поклонников ждут: систематизированное описание всех основных персонажей магического мира, эксклюзивные фотографии со съемок фильма "Фантастические твари и где они обитают", а также со съемок всех восьми экранизаций книг о Гарри Поттере, вкладки с наклейками, выпуски "Придиры" - культового журнала мира волшебников, маски Пожирателей смерти - приспешников темного лорда Волан-де-Морта и другие не менее интересные вещи. Отправляйтесь в единственное в своем роде путешествие по Миру Волшебников!...

Цена:
1659 руб

Кристофер Воглер Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино The Writer's Journey: Mythic Structure for Writers
Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино
"Вам не найти лучшей книги, если вы хотите писать сценарии или вообще заниматься кино."

Скотт Сильвер, сценарист ("Восьмая миля



"Книга Кристофера Воглера научит вас не только писать, но и жить!"

Джефф Арч, сценарист ("Неспящие в Сиэтле



"Эта книга, полная вдохновляющих идей, - классика в своем роде, обязательное чтение для любого сценариста, будь он любитель или профессионал."

Ричард Занук, продюсер ("Чарли и шоколадная фабрика", "Крупная рыба", "Власть огня", "Шофер мисс Дэйзи", "Афера



Мировой бестселлер!
Одна из самых авторитетных книг по сценарному мастерству.

О чем книга
В основе любой увлекательной истории - будь то сказка, миф, сюжет для романа или киносценарий - лежит путешествие героя: внутреннее или внешнее. Эта идея стала путеводной звездой для Кристофера Воглера, когда, работая в сценарном отделе диснеевской студии, он проверял на практике действенность мифологических схем, описанных в знаменитом труде Кэмпбелла "Тысячеликий герой". Позже практическое пособие, написанное Воглером для коллег, превратилось в классический учебник, который не только входит в круг обязательного чтения будущих писателей и сценаристов, но и десятилетиями не теряет лидирующего положения среди множества книг такого рода. В "Путешествии писателя" автор приглашает читателя исследовать зыбкие границы между мифом и современным искусством рассказывания истории, предупреждая о трудностях и опасностях путешествия в недра собственной души, и вооружает полезными инструментами, которые в руках умелого мастера приобретают невероятную силу.

Почему книга достойна прочтения
""Путешествие писателя" может служить источником идей и вдохновения для всех желающих овладеть писательским ремеслом."

Чарльз Рассел, сценарист, режиссер, продюсер ("Бегство от сна", "Маска", "Стиратель



"Когда работаешь с этой книгой, кажется, будто один из лучших умов киноиндустрии гостит у тебя дома и нашептывает на ухо, как сделать твой сценарий лучше. Шаг за шагом Крис Воглер помогает нам пройти путь от идеи до сюжета, от замысла до сценария."

Линда Обст, продюсер фильмов "Неспящие в Сиэтле", "Как отделаться от парня за десять дней", автор книги Hello, He Lied



"Книга рассказывает об историях, которые мы пишем и, что еще важнее, которые проживаем. Я не встречал ни одной другой работы о технике, природе и назначении писательского труда, оказавшей такое влияние на развитие киноиндустрии."

Брюс Джоэл Рубин, сценарист ("Стюарт Литтл-2", "Столкновение с бездной", "Привидение", "Лестница Иакова



"Книга "Путешествие писателя" должна стоять на полке у каждого, кто интересуется сценарным делом."

Дэвид Френдли, продюсер ("Маленькая мисс Счастье", "Дневной свет", "Мужество в бою", "В открытом море", "Моя дочь



Кто автор
Кристофер Воглер - признанный мастер сценарного дела, консультирующий сотрудников ведущих голливудских студий. Его книга входит в список обязательной литературы для всех, кто занимается кино, а лекции и семинары посещают кинодеятели и писатели всего мира. В качестве сценариста или продюсера принимал участие в работе над такими фильмами, как "Король Лев", "Бойцовский клуб", "Тонкая красная линия", "P.S. Ваш кот мертв", "Шутник Тиль".

Ключевые понятия
Сценарий, сценарное мастерство, писательское мастерство, кинорежиссура, карьера....

Цена:
609 руб

Александр Молчанов Букварь сценариста
Букварь сценариста
Это улучшенное и дополненное издание книги Александра Молчанова для тех, кто хочет научиться писать по правилам кино.
Издание состоит из двух основных частей и приложений. В первой части описаны особенности работы над киносценарием, во второй - техники написания сериала.
Это не учебник - это увлекательная беседа с профессионалом, в результате которой вы научитесь писать кино....

Цена:
409 руб

С. М. Эйзенштейн За кадром. Ключевые работы по теории кино
За кадром. Ключевые работы по теории кино
В данное издание включены ключевые работы С.М.Эйзенштейна по теории кино, отражающие его неустанные поиски в сфере режиссерского искусства, начиная с ранних театральных постановок ("Монтаж аттракционов", 1923) и заканчивая разработками звукозрительного и цветового решения его поздних киношедевров, "Александра Невского" и "Ивана Грозного" ("Вертикальный монтаж", 1940, "Цветовое кино", 1948). Художник и теоретик необычайно широкого размаха, Эйзенштейн остается не только одним из классиков отечественного кино, но и исследователем новых технических возможностей визуальных искусств (таких как объемное кино - "О стереокино", 1946-1947), решения и находки которого не устарели до сих пор.

Эта "малая энциклопедия" Эйзенштейна предназначена как для тех, кто обращается к его творчеству впервые, так и для тех, кто готов открывать новое в классических текстах....

Цена:
749 руб

 MARVEL. Полная энциклопедия вселенной Marvel Travel Guide
MARVEL. Полная энциклопедия вселенной
Задайте себе вопрос: много ли вы знаете о других мирах? Пожалуй, с тех пор, как супергерои вроде Тора и Стражей Галактики начали своё триумфальное шествие по нашей планете, пришлось немного расширить горизонты, верно? И эта книга - лучший помощник в виртуальном странствии по далёким уголкам вселенной, забытым местечкам Земли и параллельным измерениям! Откройте энциклопедию - и узнаете немало нового об Асгарде, Латверии, родных планетах Читаури и Кри, Атлантиде, Негативной Зоне и многих других удивительных локациях!...

Цена:
1035 руб

Закариас М. "Возвращение". Диптихи. Дорога
"Возвращение". Диптихи. Дорога
Книга включает в себя структурный разбор мифологических аспектов фильма "Возвращение" (2003) (3.Марко. Диптихи) и представление дискурсивного плана режиссерского видения кинокартины, получившей мировое признание и статус "культовой" (А.Звягинцев, К.Голубович. Дорога)....

Цена:
444 руб

Эдвард Эпштейн Экономика Голливуда. На чем на самом деле зарабатывает киноиндустрия The Hollywood Economist: The Hidden Financial Reality Behind the Movies
Экономика Голливуда. На чем на самом деле зарабатывает киноиндустрия
Цитата
"Главное - побольше соли". Настоящий ветеран кинопрокатного бизнеса объяснил свою мысль так: чем больше соли добавит кинотеатр в масло для попкорна, тем больше денег выручит, поскольку зрители будут чаще возвращаться в буфет за напитками, где купят еще больше попкорна.
Эдвард Эпштейн

О чем книга
Книга о финансовой "кухне" главных киностудий Голливуда. О том, как финансируются фильмы, на чем зарабатывают кинотеатры, сколько получают актеры и что ждет "фабрику звезд" в цифровую эпоху.

Почему книга достойна прочтения
  • Книга изменяет привычное представление о Голливуде и позволяет увидеть его изнутри.
  • Впервые популярно рассказано о сложном мире кинопроизводства и о том, какие огромные деньги можно в нем заработать.
  • Автор раскрывает массу любопытных фактов: сколько стоит застраховать правое колено Николь Кидман? почему Шварценеггеру удается заключать баснословно выгодные контракты? как заработать на старых кинопленках?

  • Для кого эта книга
    Для работников киноиндустрии, а также для всех любителей кино.

    Кто автор
    Эдвард Эпштейн - известный американский публицист, занимался исследованием политики и телевизионных новостей, преподавал политологию в Массачусетском технологическом институте и Калифорнийском университете. "Экономика Голливуда" - это четырнадцатая книга автора, основанная на публикациях Эпштейна на сайте онлайн-журнала Slate. В настоящее время автор проживает в Нью-Йорке.

    Ключевые понятия
    Голливуд, доходы киностудий, бюджет фильма.

    Особенности оформления книги
    Закладка-ленточка (ляссе)...

    Цена:
    404 руб

    Михаил Алдашин Рождество (подарочное издание + DVD)
    Рождество (подарочное издание + DVD)
    Альбом богато иллюстрирован прекрасными и трогательными работами художника, которые никого не смогут оставить равнодушными.
    Альбом известного художника и режиссера Михаила Алдашина сделан по мотивам его анимационного фильма, который считается одним из лучших российских фильмов, снятых в 90-е годы, и который получил множество призов на российских и международных фестивалях. Сюжет книги основан на евангельском тексте о рождении Христа.
    Иллюстрации органично переплетаются с интересными, краткими и доступными текстами, с помощью которых автор эмоционально и по-человечески тепло рассказывает об этом великом празднике. Во второй части книги - его рассказ о работе над фильмом, эскизы, наброски и фотографии.
    Альбом будет прекрасным подарком как взрослым, так и детям и рекомендуется для семейного чтения....

    Цена:
    1539 руб

    Александр Молчанов Сценарий телесериала. Книга-тренинг
    Сценарий телесериала. Книга-тренинг

    Перед вами трехмесячный курс по написанию сценария сериала. Если вы еженедельно будете выполнять задания, которые найдете в конце каждой главы, через три месяца пилотный сценарий вашего телесериала будет готов. Единственное условие - серьезно относиться к тому, что будете узнавать на каждом уроке, и сразу использовать полученные знания в своей работе. Цель книги - помочь написать "пилот" сериала, который вы сможете продать.

    ...

    Цена:
    399 руб

    Чарльз Лаутон
    Чарльз Лаутон
    Актеру Чарльзу Лаутону посвящено несколько книг. Лучшая из них "История Лаутона", записана со слов самого актера известным американским журналистом Куртом Сингером.
    Искуство Лаутона исключает равнодушие. Его знали и любили Шоу, Цвейг, Брехт, он завоевал искушенную публику Лондона и наивных американских провинциалов. Чарльз Лаутон делал все всерьез, иначе он не умел, не мог, не хотел.
    Потому и живо его искусство, потому так важно понять, во имя чего сжигал себя этот великий артист. Рассказать обо всем этом значительно труднее, чем о событиях личной жизни.
    Автор настоящей книги имел в своем распоряжении лишь фильмы, воспоминания Б.Брехта о совместной работе над постановкой "Жизни Галилея", да высказывания артиста, записанные К.Сингером....

    Цена:
    213 руб

    2008 Copyright © 100films.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика