История кино и театра
Триумфальный кошмар

Кино:


Триумфальный кошмар



23 ноября 2006

 

Некогда, в стародавние времена, по телевизору шли передачи о внушаемости. Человека спрашивали, какого цвета черный шарик, а потом проводили перед ним галерею людей, подговоренных утверждать обратное – что шарик белый. И человек оказывался загипнотизирован коллективным мнением.

 

Примерно то же самое сейчас происходит со мной, после московской премьеры «Короля Лира» Льва Додина. Всего два спектакля показывает в Москве Додин, и на премьеру съехался весь московский бомонд. В зале оказались замечены Юлий Ким, Лия Ахеджакова, Олег Попцов. Разумеется, был там и Алексей Вадимович Бартошевич – корифей шекспироведения. Не слишком большой и явно не слишком удобный зал ТЮЗа, в котором даже вентиляция не предполагается, оказался забит полностью – сидели во всех проходах и приносили еще стулья. В вестибюле изобилие зрителей приводило к столкновениям и пробкам, как поутру на автостраде. В такой обстановке всеобщей взвинченности психологически уже начинаешь ожидать если не шедевра, то хотя бы чего-то любопытного и неожиданного.

 

Додин когда-то взошел на театральный олимп со своими «Братьями и сестрами». Это было событием, потому что жизнь простых людей предстала жителям двух столиц в совершенно непривычном и далеко несоветском виде. Тогда Додина называли младшим товарищем и преемником великого Георгия Товстоногова. И, вероятно, это было справедливо, потому что слово правды воспринималось как глоток свежего воздуха.

 

Теперь же Додин взялся за Шекспира, а Шекспир – это не Федор Абрамов. Он как-то из другого теста слеплен. В анонсах Додина, на спектакли которого приходит сама Валентина Матвиенко, называют «театральным генералом», а это – увы, далеко не комплимент. Скорее наоборот: это указывает на опасную тенденцию превращения Додина в монумент, а его постановок – в официальный эталон. На такой острый момент пришлась и одна из самых сильных и сложных трагедий Шекспира.

 

«Король Лир» экранизировался и ставился так много, что круг придется ограничить несколькими примерами.

 

Начать, конечно, следует с бессмертного Г.М.Козинцева и его фильма. Лично я вообще иного короля, кроме Юри Ярвета, не вижу. И когда великий актер, ради которого Козинцев выучил эстонский язык (Ярвет русского не знал), произносил свою хрестоматийную фразу: «Король! До кончиков ногтей король!» ему верили все, потому что было и величие, и голубая кровь, и белая кость, и королевский взгляд из безумия, и королевский жест из рубища. С ним можно было делать что угодно, он все равно оставался королем. При этом мы знали, что сам Ярвет вырос в детском доме и начал свою карьеру звезды в молодежном танцевальном ансамбле. Но у него был актерский гений, и было то, что называется породой, и чего сегодня днем с огнем не сыщешь.

 

И шута воспринять иначе, как в исполнении Олега Даля, тоже невозможно, потому что это балаган, феерия, кураж. А Даль был стопроцентным комедиантом, площадным гаером самого высокого порядка. Наконец, это было чертовски умно, талантливо, стильно.

 

Но понятно, что канонизировать Ярвета и Даля как единственных исполнителей этих ролей просто невозможно, значит – с самого начала следует принять определенную условность: пусть все играют «Лира», лишь бы в этом присутствовал хоть какой-то смысл.

 

И тут вспоминается сначала академичный Малый театр с М.Царевым в роли Лира, которая шла так долго, что к ней успели привыкнуть как к памятнику Пушкину на Тверском бульваре. А потом – авангардистская постановка С.Женовача в театре на Малой Бронной.

 

Когда в начале 90-х Женовач поставил своего «Лира» с деревянными прямоугольниками, по которым, как по спортивному бревну, должны были ходить несколько утратившие форму звезды, то казалось, что это все – конец. Звезды то и дело обваливались с этих бревен, отягощенные еще и подлинными горностаевыми мантиями (королевская династия как-никак!) К тому же, звезды то и дело забывали текст, написанный постмодернистом Остапом Сорокой. Текст Сороки казался ужасом. Сейчас постановка Женовача вспоминается как шедевр. Потому что появился Додин.

 

С самого начала происходит что-то не то. И король здесь показан тошнотворный настолько, что с самого начала, когда он еще идет по зрительному залу и для чего-то фамильярно подмигивает зрителям, уже начинаешь сочувствовать его дочерям, названным, кстати, в переводе Дины Додиной «противоестественными ведьмами». Потом еще упоминается «противоестественный заговор». Вообще, слово «противоестественный» встречается с такой частотой, что напрашивается вывод: это либо любимое слово переводчицы, либо единственное. Впрочем, тот же король быстро развеивает это заблуждение, посылая своего собеседника «в жопу». Зал на это радостно смеется и рукоплещет, хотя никакого особого смысла и необходимости в таком обороте не было. Просто понравилось слово «жопа». А потом точно также и слово «мудак», брошенное шутом. Насколько мне известно, радость эти слова вызывают исключительно у школьников третьего класса. Дальше, в четвертом классе, уже не вызывают. Потому что становятся примитивными и слабовато перчеными для взрослого человека. Вынуждена еще раз повторить – аудиторию спектакля составляли не школьники третьего класса, а художественная элита столицы более чем половозрелого возраста.

 

Дальше все происходило в том же заданном стиле. Положительный герой Эдгар вначале хохотал над скабрезными шуточками отца над незаконнорожденным братом, а потом развлекался надуванием презерватива и прикладыванием его к гениталиям. Но первая кульминация наступила в сцене стриптиза Эдгара, перевоплощавшегося в «бедного Тома». Если больше зрителю сказать уже нечего, актера надо раздеть. Этот прием сейчас не такая уж редкость, но с профессиональной точки зрения это все равно, что расписаться в собственной беспомощности. Залу понравилось раздевание. У людей сейчас много проблем.

 

Но и это еще не феерия. Главной кульминацией всегда была сцена бури. И вот тут режиссер сделал совершенно радикальный ход – он раздел всех! По сцене дефилировали обнаженный Лир, обнаженный Кент, обнаженный Эдгар и обнаженный шут. И так почти до конца представления. В таких случаях комментарии излишни, но тут же появляются хвалебные статьи о «срывании покровов» и «теме обнаженной природы». Появились они и в этом случае.

 

И вот уже среди критиков нашелся свой поклонник и любитель, которого позволю себе процитировать: «Такие разные тела – сильное и молодое тело Эдгара (отличный дебют студента Данилы Козловского, которому сейчас только ленивый не прочит большого будущего), уже начавшие увядать тела Лира и Кента (Сергей Козырев) и тело шута (Алексей Девотченко), у которого обостряется какая-то дьявольская подвижность и легкость». Да просто поэма!

 

Это упоение обнаженным мужским телом становится и апофеозом спектакля и его, спектакля, естественным продолжением. Дожились! – как говорит один мой знакомый.

 

Если кто-то до сих пор не вник, ему поясняют: «…режиссер сохраняет объективный, можно сказать медицинский (здесь и далее курсив мой – М.С.), взгляд на происходящее».

 

Это сразу напомнило мне послевоенные времена в Германии начала 20-х годов прошлого века, когда под видом «медицинских», «оздоровительных» фильмов снимались коммерческие картины «для взрослых», приносившие огромный капитал.

 

А это из другой статьи, но смысл тот же: «Зритель чувствует себя примерно так же на протяжении всего спектакля, потому что "Король Лир" Додина - это исследование тела, точнее даже будет сказать, суд над телом: актеры в качестве экспертов». В первом случае ключевым было слово «медицинский», во втором – «эксперты». Почему-то от таких объяснений становится еще более тошно, хотя авторы этих текстов рассчитывали на обратное.

 

Вообще, критики люди интересные. Они так умеют все запутать, как никто другой не умеет. Вот чтобы я что-то поняла из того, что тут написано: «Фантазии, впрочем, могут завести воображение зрителя куда угодно. Но пустота и намек на несформулированную катастрофу задает решенному в черно-белых тонах додинскому "Королю Лиру" внебытовые измерения. Во всех своих спектаклях Лев Додин мучительно продирается к первоосновам бытия и его главным вопросам. Но не торопится их поставить ребром. Собственно говоря, магия додинского театра как раз и состоит в том, что конкретность действия и обоснованность актерского поведения, дающаяся месяцами репетиций и покоящаяся на фундаменте русской психологической школы, никоим образом не оказывается самоцелью. Но именно благодаря фантастической налаженности реальной жизни на сцене случаются в МДТ прорывы в ту сферу, которая и управляет частностями земной правды».

 

Больше всего мне понравилось про «несформулированную катастрофу», «внебытовые измерения», «мучительно продирается к первоосновам бытия» и еще про «частности земной правды». Хочется спросить: «Сам-то понял, чего сказал?»

 

Кстати, очень напоминает некое подобие литературно-критического анекдота:

 

Встречаются два критика. Один другого спрашивает: «Эта пьеса о чем?» Второй (глубокомысленно): «Конфликт духовности и бездуховности»

 

Уход от ответа – это тоже ответ. Создается впечатление, что в начале критик упивался своей способностью виртуозно нанизывать ничего не значащие слова друг на друга, а в конце сел на любимого конька и описал в красках мужскую анатомию. Извините. Может, я грубо? Но и в ходе обсуждения спектакля все время почему-то тянуло на лексику из нового перевода: слова на «м» и на «ж» то и дело на язык наворачивались.

 

Оформление спектакля тоже вызывало недоумение. Зачем понадобилось делать декорации в виде блокадных заклеенных окон? Почему то шут, то Лир постоянно наигрывают на пианино одну и ту же пьеску, от которой в финале уже тошнит? Почему у шута брюки подозрительно надеты задом наперед, а все остальные мужчины ходят в современных осенних куртках? Почему дочери у Лира все одного возраста? Почему Эдмунд, всегда (да и здесь тоже) заявленный как исключительный красавец, в спектакле такой аморфный и напоминает больше плохо причесанного Иванушку-дурачка?

 

Как удобно показать всех донельзя неприятными, грязными и скотскими, а потом объявить, что таков и был главный замысел – уничтожение и низвержение романтического. Да, романтического тут нет. Нет Лира, пробующего на вкус слезу Корделии, нет полных страсти слов отца, обращенных к дочери: «Дай яду мне – я отравлюсь: ведь ты меня не любишь!» Есть только одно – рвотный рефлекс и ощущение наползающей пошлости.

 

Но почему тогда непременно Шекспир? Уничтожается не романтическое, а сам автор, который уже едва ли предъявит права. Вот же незавидная участь – быть великим писателем!

 

И еще одно любопытнейшее наблюдение из нашего, как сказала бы Дина Додина, «противоестественного времени». Собственно, то самое, с которого все и началось. Вдруг оказываешься в зале совершенно один. Вокруг немолодые люди – артисты, критики, политики, ученые. Молодых довольно мало. И благосклонно внимают, и радуются: «жопа» - как остроумно! «мудак» - как весело! И накатывает какое-то странное одурение – что-то вроде вакуума. Будто ты один в пустоте. Неприятное, надо сказать, чувство. Но как оно для нашего времени типично и практически уже социально, потому что стало рядовым явлением!

 

И начинаешь задумываться: «А может, проще сразу признать, что все правы и шарик белый?»

 

Ноябрь 2006 года
Марианна Сорвина, искусствовед.




просмотров: 1158
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
SDCC 2018 Lego Avengers More Than A Hero Commerative Poster

$14.99
End Date: Sunday Aug-19-2018 20:38:46 PDT
Buy It Now for only: $14.99
|
Rare Vanessa Williams Signed Autograph 8x10 photo- After Mid Night- Miss America

$549.99
End Date: Monday Aug-20-2018 3:36:29 PDT
Buy It Now for only: $549.99
|
Clint Eastwood Kelly's Heroes Signed Autographed Auto 11x14 Photo PSA Certified

$450.00
End Date: Monday Aug-20-2018 3:41:25 PDT
Buy It Now for only: $450.00
|
Somewhere in Time Movie Poster, 1980 autographed by Christopher Reeve

$450.00
End Date: Monday Aug-20-2018 3:42:10 PDT
Buy It Now for only: $450.00
|
Somewhere in Time Weekend Schedule of Events, autograph by Chris Reeve

$0.99 (1 Bid)
End Date: Saturday Jul-28-2018 0:38:37 PDT
|
Ray Bolger Hand Signed Book Photo....Famed Actor

$9.95 (2 Bids)
End Date: Wednesday Jul-25-2018 18:02:11 PDT
|
GOLDIE HAWN VINTAGE 1974 SIGNED CHECK

$129.99
End Date: Sunday Aug-19-2018 17:48:05 PDT
Buy It Now for only: $129.99
|
JOHN HURT Signed (BAS BECKETT) Autograph "ALIEN" Framed psa jsa Sigourney Weaver

$17.50 (2 Bids)
End Date: Saturday Jul-28-2018 0:52:38 PDT
|
Harold Lloyd Hand Signed Photo....Silent and Sound Film Actor

$19.99
End Date: Sunday Aug-19-2018 20:44:42 PDT
Buy It Now for only: $19.99
|
Rare Gena Lee Nolin Signed Autograph 8x10 photo-Baywatch- Sheena

$69.99
End Date: Sunday Aug-19-2018 19:00:41 PDT
Buy It Now for only: $69.99
|
JULIANNE MOORE "Hannibal" Autographed 8.5 x 11 Signed Photo HOLO COA

$15.00
End Date: Saturday Aug-18-2018 8:19:15 PDT
Buy It Now for only: $15.00
|
Dennis Hopper Autograph Signed Large 5x8 index card signature Easy Rider

$80.99 (8 Bids)
End Date: Tuesday Jul-24-2018 17:56:07 PDT
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Кино. Киноискусство
 
Рид Таккер Marvel vs DC. Великое противостояние
Marvel vs DC. Великое противостояние
Первая полная книга о противостоянии двух величайших корпораций индустрии комиксов! Уникальные истории о создании вселенных Marvel и DC, интересные факты, воспоминания людей, лично принимавших участие в развитии индустрии, и комментарии известных людей, среди которых Уилл Смит, Дуэйн Джонсон, Зак Снайдер, Кристофер Нолан, Себастиан Стэн и, конечно же, сам маэстро Стэн Ли! Подарок, достойный настоящего супергероя, киномана и просто поклонника величайшых вселенных!...

Цена:
599 руб

Роберт Макки История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только Story: Substance, Structure, Style, and the Principles of Screenwritting
История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только
Цитата
«Мне как актрисе книга Роберта Макки, как ничто другое, дала понимание того, что такое сценарий и его структура» (Ингеборге Дапкунайте)

О чем книга
Преподаватель сценарного мастерства, гуру Голливуда Роберт Макки предлагает системный подход к «рассказыванию историй». Он предлагает отказаться от набора сюжетов и создать драматическую структуру: выбрать героя, среди многих событий найти самое важное, нарушающее порядок вещей, перейти к преодолению препятствий, довести дело до кризиса, показать, как герой решается, может быть, на единственно верный шаг и начинает действовать, а затем либо победа, либо… окончательное поражение ? каждый волен выбирать свой финал. Эта книга ? Библия для сценаристов и писателей, но, несомненно, будет полезна специалистам по связям с общественностью, маркетологам и всем, кто хотел бы научиться рассказывать интересно и, главное, убедительно.

Почему книга достойна прочтения
  • Это профессионально и досконально написанный труд, главная его задача ? привлечь внимание к «ремесленной» части процесса создания сценария, да и любой истории.
  • Автор предлагает не штампы, а дает ключи к пониманию психологии восприятия. Его книга не пособие из разряда «сделай сам», а возможность усвоить и освоить механизмы воздействия на сознание и подсознание зрителя посредством мастерски рассказанной истории.
  • Автор убеждает, что именно владение мастерством позволяет наиболее полно реализовать талантливую идею в таком технологичном процессе, как создание фильма.
  • Авторитет Роберта Макки в кругах современных сценаристов и писателей огромен. Он ? настоящий гуру современного Голливуда

  • Для кого эта книга
    Для всех, кто мечтает о своей «истории на миллион». Эта книга научит мастерству ? практической реализации своих идей, которой так не хватает людям творческих профессий. Для сценаристов, писателей, продюсеров, менеджеров и арт-директоров кино и телевидения, для креативных рекламщиков и издателей. Для всех, кто хочет творить.

    Кто автор
    Роберт Макки - американский теледраматург, обязан мировой славой своему знаменитому семинару по технике сочинения сценариев. Он ведет его в переполненных аудиториях по всему миру. Помимо преподавания и сочинительства, консультирует ведущие кино- и телекомпании. Такие студии, как ABC, Disney, Miramax, Paramount, постоянно направляют своих сотрудников на его лекции. Фильмы его учеников получают самые престижные награды фестивалей, например: «Властелин колец», «Код да Винчи», «Бэтмен», «Валли», «Шрэк», «Секс в большом городе», «Люди Икс», «Звездные войны», «Великолепный Халк» и многие другие.

    Ключевые понятия
    Кино, продакшн, сценарное мастерство, мировой кинематограф, шоу-бизнес, история, писательское мастерство, мотивация, автор, сцена, сюжет.

    ...

    Цена:
    970 руб

    Стивен Кинг Пляска смерти Danse macabre
    Пляска смерти
    Одна из наиболее известных нехудожественных работ Стивена Кинга, в которой он выступает не в роли писателя, а в роли критика, вдумчиво, тонко и с юмором анализирующего жанр ужасов. Написанная на основе цикла лекций Кинга «Особенности литературы о сверхъестественном», эта книга расскажет много нового о «культуре ужасов» в кино, на радио и, конечно же, в литературе. Особенно вдохновенно Стивен Кинг повествует о жанре ужасов в кинематографе - и даже прилагает к книге список своих любимых фильмов. Итак, почему же нам так нравятся «страшные» истории? Какие произведения классиков американской литературы ХХ века повлияли на развитие жанра? И, наконец, какие фильмы до дрожи пугают самого Мастера?...

    Цена:
    440 руб

    Виктор Мазин Лакан в кино
    Лакан в кино
    Книга, написанная известным психоаналитиком и тео­ретиком кино Виктором Мазиным, посвящена отноше­ниям Лакана и кинематографа, анализу отдельных филь­мов, а также тому, что автор называет "частной теорией кино". Частная теория кино подчеркивает, что нет апри­орной психоаналитической методологии, что она скла­дывается вместе с просмотром и анализом фильма и, как и психоаналитический случай, являет собой неповтори­мую сингулярность. Литературная форма книги строится на авторской фантазии, согласно которой Лакан вместе с читателем находится в воображаемом кинотеатре, смо­трит фильмы и их комментирует. Комментарии — это либо высказывания по поводу фильмов, которые дей­ствительно произвели впечатление на Лакана, например, "Месье Верду" Чаплина или "Империя чувств" Осимы, либо это уместные цитаты к тем фильмам, которые Лакану видеть не довелось, например "We Fuck Alone" Гаспара Ноэ или "Армии Франкенштейна" Ричарда Рапхорста....

    Цена:
    499 руб

     Брессон о Брессоне Bresson par Bresson
    Брессон о Брессоне
    Книга "Брессон о Брессоне" это сборник интервью Робера Брессона - одного из величайших кинорежиссеров Франции, христианского мыслителя, продолжающего линию Паскаля и Монтеня и в то же время реформатора кино. Книга охватывает весь период его работы в кино (около пяти десятилетий). Брессон, известный своей принципиальностью, поэтическим даром и визуальным аскетизмом, принципиально не работал с профессиональными актерами и считал кино абсолютным антиподом театра. Умный, категоричный и крайне целеустремленный художник - таким Брессон предстает на страницах этого собрания бесед....

    Цена:
    629 руб

    Н. И. Бабурина Плакат немого кино. Альбом
    Плакат немого кино. Альбом
    "Одним из ... усовершенствований в области искусств явилось кино. Оно создало новых кинохудожников, постановщиков картин. Всякая постановка так и называется - картиною, а этюд к картине стал называться кадром. Поэтому в большой мере все режиссеры-постановщики это плоть от плоти древних стариков-живописцев, у которых в руках лишь новое орудие производства, которым можно во времени развертывать картину, заснять светом явление и в кинокадрик, как раньше написать светом этюдик".

    К.Малевич

    "Изобретение фотографии дополнило и изменило эстетику изобразительного искусства, принципы фотографической композиции повлияли на композиционное построение как станковой картины, так и графики, плаката, стенной живописи и т.д., а впоследствии образовали самостоятельную разновидность изобразительного искусства XX века - искусство монтажа. ... Работы Хартфильда, Родченко, Эль Лисицкого, братьев Стенбергов, Житомирского, Мечислава Бермана в области фотомонтажа наглядно доказали жизнеспособность и действенность этого вида изобразительной культуры".

    С.Юткевич

    Альбом посвящен одному из наиболее интересных периодов истории искусства киноплаката в России - с начала XX века до середины 1930-х годов. Вступительная статья Нины Бабуриной, хорошо известного специалиста по русскому и советскому плакату, прослеживает основные направления развития плаката немого кино: от первого датированного отечественного плаката в стиле лубка Поля Ассатурова к первому русскому игровому фильму "Стенька Разин" [1908] до плаката художника Юрия Пименова к одному из последних фильмов немого кино - экранизации новеллы Ги де Мопассана "Пышка", - снятому Михаилом Роммом в 1934 году.
    В альбоме в хронологическом порядке воспроизведены 161 киноплакат, созданные как неизвестными художниками начала XX века, так и виднейшими представителями русского авангарда -Александром Родченко, Антоном Лавинским, Владимиром и Георгием Стенбергами, Яковом Руклевским, Николаем Прусаковым, Александром Наумовым, Михаилом Длугачем.
    В альбоме 198 цветных иллюстраций, каталог, краткие сведения о художниках....

    Цена:
    815 руб

    Актер на репетиции
    Актер на репетиции
    Книга знакомит с творчеством таких известных киноактеров, как И.Смоктуновский, К.Лавров, Д.Банионис, В.Шукшин, Н.Мордюкова, и других. Особенности их творческого почерка и исполнительного мастерства автор раскрывает, анализируя процесс работы над фильмами "Дядя Ваня", "Король Лир", "Калина красная", "Дочки-матери", "Лев Гурыч Синичкин".
    Издание иллюстрировано фотографиями со съемок и кадрами из фильмов....

    Цена:
    201 руб

    Михаил Ромм. Исповедь кинорежиссера
    Михаил Ромм. Исповедь кинорежиссера
    Сценарий рассказывает о жизненном и творческом пути известного советского кинорежиссера Михаила Ильича Ромма, создавшего замечательные фильмы: дилогию о В.И.Ленине, "Мечту", "Обыкновенный фашизм"....

    Цена:
    699 руб

    Жан Габен
    Жан Габен
    Книга посвящена выдающемуся французскому актеру театра и кино Жану Габену (1904-1976). С 1923 года выступал в музыкальном ревю и опереттах. В 1930 году дебютировал в музыкальной кинокомедии "Каждому может повести". Снимался в комических и детективных лентах. Не будет сильным преувеличением сказать, что Жан Габен олицетворяет классический кинематограф Франции....

    Цена:
    549 руб

    Дэниел Уоллес Звёздные Войны. Персонажи The New Essential Guide to Characters (Star Wars)
    Звёздные Войны. Персонажи
    Впервые на русском языке самая полная иллюстрированная энциклопедия персонажей галактики «Звездных Войн». Книга содержит детальные литературно-исторические биографии всех ваших фаворитов, всех героев, кого вы могли видеть и полюбить по фильмам, книгам, компьютерным играм или комиксам Звездной саги: Люк Скайуокер, Хан Соло, принцесса Лея, Дарт Вейдер, Мара Джейд, Джанго Фетт, граф Дуку, Энакин Скайуокер, Зам Веселл, Королева Амидала, Квай-Гон Джинн, Мейс Винду, Дарт Мол и многие, многие другие. Иллюстрированная энциклопедия персонажей - это дополненное и переработанное издание, где еще больше героев, еще больше информации и уникальных иллюстраций, это долгожданная книга для всех фанатов «Звездных Войн» от 7 до 70 лет....

    Цена:
    389 руб

    2008 Copyright © 100films.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика