История кино и театра
Сергей Никоненко о своем фильме Трын-трава

Кино:


Сергей Никоненко о своем фильме "Трын-трава"



4 мая 2006

 

Можно, конечно, однозначно ответить на вопрос, о чем мой будущий фильм. Сказать, к примеру, что он о чувствах. Верно? Вполне. Только того самого главного, из-за чего, переворошив груды заявок, замыслов, аннотаций, я остановился на сценарии В. Мережко «Трын-трава», этим общим словом не объяснишь. Не расскажешь, как обрадовался я, когда понял, что есть на свете близкий мне по духу человек, которого волнует в этом мире то, что волнует меня, который видит этот мир так, как вижу его я.

 

А интересуют меня люди, которых часто почему-то называют простыми или обыкновенными. Живет этот простой человек нормально: ничто его не мучает, никаких таких особенных проблем у него нет. Ничего сверхъестественного с ним не случается: работает, ест, спит. Этакий идеальный тип. Позавидовать можно!

 

Только мне что-то таких простых, обыкновенных не попадалось. Стоит узнать человека поближе, как открывается целый мир переживаний, забот, надежд. Вот мне и хотелось бы в своем фильме подглядеть, подметить маленькие проблемы простого человека. Показать, к каким непростым последствиям они могут привести...

 

Нельзя наблюдать вообще. Для того, чтобы поток зарисовок выстроился в картину, нужна точка отсчета. Печка, от которой я пляшу в оценке каждого героя или ситуации,— совесть. Самая обыкновенная человеческая совесть. Люди совестливые мне всегда интереснее. Но если совести нет, то вопрос о ней с повестки дня не снимается. Просто пред нами человек, у которого отсутствует совесть, или, попросту говоря, бессовестный тип.

 

Должен сразу сказать, что все герои моей картины— люди совестливые. И в этом-то вся загвоздка. Почему? Попробую объяснить. Представьте себе, что в одном колхозе живут муж; и жена. Нарочно, казалось бы, не придумаешь, до какой степени эти два человека не подходят друг другу. Просто анти-ансамбль. Но ничего не поделаешь — один человек любит другого, не может муж жить без своей жены. И она к нему хорошо относится. Хотя сказать, что уж очень любит, нельзя. Слишком они разные, даже физически: она — крупная, красивая. Никуда не торопится. Мечтательна, романтична. Муж — полная противоположность: роста маленького, а невысокие люди в жизни, мне кажется, всегда почему-то шустрее бывают. И об этого хоть спички зажигай — ни секунды покоя. Актеру, который будет играть роль мужа, я предложил бы неожиданные повороты, внезапные смены настроения, резкую пластику. Это по контрасту с ней — мягкой, нежной, плавной. Может быть, виной всему климат: муж привез ее с севера, и теперь под южным солнышком она разморилась? Уж не знаю, в чем причина, только спокойствие у нее действительно редкостное. Даже на грубость мужа не реагирует. Он шумит, угрожает, что покинет дом, бросит семью. И действительно, дело иногда доходит до того, что он уходит. Уезжает в город — на сутки. Больше не выдерживает. А она и тут не беспокоится. Сидит себе и ждет, знает, что никуда не денется. Другая бы обиделась на его иногда весьма грубые слова. А эта не то что не переживает—даже не замечает, будто все, что муж говорит, к ней никакого отношения не имеет. Так они и жили почти семь лет. И прожили бы еще очень долго, если бы не приехал в это село на практику студент — биолог, юноша взглядов прямых и жестких, если бы не захотел этот юноша указать нашей героине на достойное ее в обществе место, если бы не начал он ей разъяснять, что, как к женщине, к ней должно быть отношение особое...

 

Так вмешивается в семейную жизнь моих героев третья сила. Ну, вот наконец и замкнулся треугольник. И никуда от этого банального треугольника не денешься.

 

Несмотря на некоторую субтильность, биолог — юноша рыцарского характера. Решительный и прямой, он готов умереть, отстаивая свою точку зрения. Он не боится выступить один против всех, напороться на мужской кулак, который неминуемо должен был найтись в этом селе. И неминуемо нашелся бы, если бы не обезоруживало деревенских мужиков справедливое рассуждение, что драться, собственно, не с кем: щелчка одного довольно, чтобы сбить бравого рыцаря с ног, а после второго щелчка от него вообще ничего не останется.

 

Останавливало мужиков и то упрямство, с которым стоял на своем юный герой. Искренность окупала его экстремистские наклонности. Истину он признавал только абсолютную. Ничего относительного. Никаких компромиссов. Не устраивает тебя что-то в личной, например, жизни, поворачивайся и уходи.

 

Его способная голова забита книжными премудростями. Он еще не успел ничего проверить и испытать на себе. Но вот он сам лично делается ответственным за судьбу человека, да еще не простого, а такого доброго и доверчивого, как наша героиня. К счастью, у него хватает честности понять полную свою беспомощность и книжность своих теорий.

 

Новые обстоятельства открывают неожиданные стороны в нашем герое. Оказывается, он натура хрупкая, уязвимая. И героизм его самому ему дорого обходится. Бывает, кажется, что мы все уже знаем о человеке, а он вдруг выкинет что-нибудь этакое и разрушит одним махом наше ясное о себе представление. Ведут себя люди в жизни очень неровно.

 

Попробуй проследить в фильме эту диалектическую правду характеров, отыскать, понять, что задело твоего героя так, что заставило совершать совершенно неожиданные поступки!..

 

Каждому режиссеру в его профессии что-либо особенно дорого. Для меня важнее всего работа с актером. Сказывается, наверное, мое актерское прошлое, с которым совсем расставаться не собираюсь. Надеюсь, что когда-нибудь меня еще снимут Хуциев или Данелия, Осыка или Иоселиани. Хоть один раз в жизни мне хотелось бы попробовать сняться у такого мастера, как Ю. Райзман.

 

Я учился в школе Герасимова. Сергей Аполлинарьевич приучил нас к тому, что актер должен быть автором образа. Мне часто приходилось менять диалоги, переписывать целые сцены. И все острее возникало желание попробовать свои силы, самому заняться режиссурой. Если бы актерская профессия давала выход накопившимся наблюдениям, я, может быть, и не предпринял бы попытки уйти в режиссуру.

 

Новые обстоятельства открывают неожиданные стороны в нашем герое. Оказывается, он натура хрупкая, уязвимая. И героизм его самому ему дорого обходится. Бывает, кажется, что мы все уже знаем о человеке, а он вдруг выкинет что-нибудь этакое и разрушит одним махом наше ясное о себе представление. Ведут себя люди в жизни очень неровно.

 

Отчего вообще люди начинают заниматься искусством? Может быть, потому, что хотят лучше разобраться в окружающем мире и в самих себе... Режиссура привлекает меня возможностью говорить устами многих персонажей. Ведь, по существу, в каждого вкладываешь частицу своего противоречивого «я». Сделать так, чтобы эта частица прижилась в организме актера,— вот для меня, как для режиссера, первостепенная задача, потому что то, о чем хотелось бы мне сказать, я говорю прежде всего через актера.

 

Стоп-кадр, рапид, резкий монтаж — эти трюки заманчивы для студента-вгиковца. Все это я попробовал в своей курсовой работе «Треугольник», длившейся целых... две минуты. В настоящей работе сталкиваешься с совершенно другими задачами. Когда я снимал картину «Птицы над городом» — первый мой полнометражный фильм,— то думал уже о том, как сделать его нужным и понятным детям. И в то же время не упрощать проблем, говорить серьезно, как со взрослыми. Некоторые думают, что дебют — это делать не как все. Это революция в кинематографе. Не получилось сразу революции, зато, может быть, вышла репетиция? Получить постановку — еще не значит сразу стать режиссером. Надо искать свой язык, пробовать, может быть, и ошибаться. Чем больше я снимаю, тем больше начинаю понимать, что до Режиссуры с большой буквы мне еще расти и расти.

 

Сейчас я снимаю комедию и должен сразу сказать, что никакими комедийными трюками ее не спасем, если не сумеем отыскать «перевертышей» в характерах наших героев. Я думал об этом еще во время съемок своей первой картины «Петрухина фамилия». Уже там пытался показать изменчивость, подвижность характеров. Действие, кстати, тоже происходило в деревне. Вообще-то меня интересует не город и не деревня, а люди, где бы они ни жили. Но есть в деревне какая-то особая прелесть. Пространства там больше, что ли? Разговаривают ли погромче? Прислушайтесь: в городском шуме люди вполголоса говорят, а в поле — в полный голос. А привычка громко разговаривать и мысли другие рождает. И человек там виднее как-то. А весенние луга, усыпанные одуванчиками, или возможность ощущать тепло земли босыми ногами — это же не просто слова...

 

Не случайно единственный наш городской герой — студент-биолог. Теоретически в флору и фауну он был влюблен еще в городе. Но, только приехав на практику, понял, что же на самом деле любил, читая книги. Столкновение жизненной практики с теоретическими построениями закончилось не в пользу умозрительных представлений. Но мы не спешим осуждать биолога-практиканта. Ему 20 лет. Он только вступает в жизнь. Излишнюю жестковатость ему еще можно простить...

 

В том-то и дело, что нет в этой истории виноватых. Каждый прав по-своему. Если муж любит свою жену, то ведь это прекрасно. И нельзя его упрекать в том, что любит он чересчур и что это «чересчур» заставляет его совершать весьма странные поступки. Жена тоже любит, но спокойнее, ровнее. Можно было бы обвинить ее в том, как больно она ранила мужа, когда собралась уходить от него. А, с другой стороны, именно это обстоятельство открыло ей столько лет знакомого мужа с новой стороны, о которой она не подозревала. Вот это для меня и важно — подглядеть, как общаются люди и как в ходе общения меняется их отношение друг к другу.

 

Называется наш сценарий «Трын-трава». Этим словом выражают обычно равнодушие. Наш герой все хвалится, что наплевать ему, что трын-трава все эти чувства. На самом деле фильм наш про то, как все не трын-трава, как все больно задевает человека, когда приходят к нему настоящие чувства.

 


Сергей Никоненко

 

«Советский экран» № 18, сентябрь 1975 года




просмотров: 1237
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
SDCC 2018 Lego Avengers More Than A Hero Commerative Poster

$59.99
End Date: Tuesday Aug-21-2018 10:10:03 PDT
Buy It Now for only: $59.99
|
SDCC 2018 Aquaman Promo Shirt LARGE DC Aquaman Movie

$59.99
End Date: Tuesday Aug-21-2018 10:17:26 PDT
Buy It Now for only: $59.99
|
SDCC 2018 DEADPOOL 2 PROMO SHIRT LARGE MARVEL DEADPOOL 2 MOVIE

$139.99
End Date: Tuesday Aug-21-2018 6:00:22 PDT
Buy It Now for only: $139.99
|
Chloe Grace Moretz signed 11x17 Carrie poster inscription COA Celeb Authentics

$0.99 (1 Bid)
End Date: Friday Jul-27-2018 10:46:23 PDT
|
Comic-Con 2018 WB Legends Of Tomorrow Cast Poster Autographed SDCC DC Comics

$249.95
End Date: Wednesday Jul-25-2018 7:32:41 PDT
Buy It Now for only: $249.95
|
THE GIFTED CAST SIGNED 10x Poster Marvel FOX TV Acker, Moyer NYCC SDCC 2018 2017

$179.00
End Date: Tuesday Aug-21-2018 10:56:17 PDT
Buy It Now for only: $179.00
|
RAQUEL WELCH SIGNED 8 X 10 PHOTO - PSA/DNA CERTIFIED WITH CERTIFICATE CC

$8.50 (6 Bids)
End Date: Saturday Jul-28-2018 22:58:59 PDT
|
Ava Gardner Hand Signed Book Photo...

$150.50 (10 Bids)
End Date: Saturday Jul-28-2018 16:58:31 PDT
|
CLARA BOW HAND WRITTEN SIGNED LETTER TO HER SONS

$299.00
End Date: Tuesday Aug-21-2018 10:57:45 PDT
Buy It Now for only: $299.00
|
EMMA WATSON SIGNED 8 X 10 PHOTO - JSA CERTIFIED WITH CERTIFICATE CC

$2.75 (2 Bids)
End Date: Saturday Jul-28-2018 22:51:27 PDT
|
Walter Huston Hand Signed Album Page...Star on Walk of Fame....

$6.00
End Date: Tuesday Aug-21-2018 7:23:41 PDT
Buy It Now for only: $6.00
|
"OUR GANG" DONNIE SMITH "BEEZER" Autographed 3x5 Index Card

$8.00
End Date: Tuesday Aug-21-2018 7:58:17 PDT
Buy It Now for only: $8.00
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Кино. Киноискусство
 
Джастин Ройланд Rick and Morty. Артбук
Rick and Morty. Артбук
"Красочный артбук раскроет историю создания популярного мультсериала "Рик и Морти".
Артбук содержит концепт-арты и историю создания, первые наброски и раскадровки, персонажей, оружие, различные планеты и места действия, а также многое другое.
Аналогично американской версии, наше издание артбука тоже будет светиться в темноте! Да-да, на книгу будет нанесён специальный фосфорицирующий состав....

Цена:
1099 руб

Иерей Димитрий Багрицкий "Сталкер" - путь священника. Опыт богословского прочтения кинофильма Андрея Тарковского
"Сталкер" - путь священника. Опыт богословского прочтения кинофильма Андрея Тарковского
Фильмы Андрея Тарковского для многих стали откровением в советское время. Они и сейчас не оставляют зрителя равнодушным. В "Сталкере" в полной мере проявляется гений режиссера: линейный сюжет повести Стругацких превращается в многоуровневую картину, в которой прикровенно говорится о Боге, о счастье, о вере и неверии.
Священник Димитрий Барицкий (кандидат богословия, преподаватель кафедр библеистики и филологии Московской Православной Духовной Академии) предлагает одно из прочтений этого фильма....

Цена:
50 руб

Джим Стейнмайер Исчезающий слон, или Как иллюзионисты изобрели невозможное Hiding the Elephant: How Magicians Invented the Impossible and Learned to Disappear
Исчезающий слон, или Как иллюзионисты изобрели невозможное
Книга Джима Стейнмайера, известного американского специалиста по сценическим иллюзиям, соединяет в себе жанры занимательной физики, истории кино и театра и документально-приключенческого романа. Автор ведет повествование в детективной манере и рассказывает увлекательную историю о великих титанах сценической магии, заставлявших публику всего мира трепетать от ужаса и умирать от восторга.

...

Цена:
629 руб

Г. Корте Введение в системный киноанализ
Введение в системный киноанализ
Кино — это сложнейшая система повествования, в которой мысль автора передаётся при помощи изображения, звука и временной структуры. Первое, что ложится в основу любого киноведческого анализа, — собственное впечатление автора от просмотра фильма. Но как преобразовать его в научный анализ и чем последний отличается от кинокритики? На что следует обращать внимание при анализе фильмов? Какие содержательные аспекты должны при этом учитываться? Как поставить проблему и какие средства позволяют верифицировать собственные наблюдения и трактовки? В первой, более общей, части обсуждаются эти вопросы, предлагаются возможные решения, описываются инструменты системного киноанализа и указывается их значение для общей системы анализа. Во второй части представлены примеры работ по киноанализу, выполненных разными авторами. В них рассматриваются как классические фильмы («Забриски Пойнт», 1969), так и более современные голливудские ленты («Мизери», 1990; «Список Шиндлера», 1993; «Ромео и Джульетта», 1996).

Книга предназначена для студентов, преподавателей и всех, кто интересуется киноведением: она позволяет легко приобрести теоретические знания и практические навыки, необходимые для самостоятельной работы с этим интереснейшим видом искусства....

Цена:
434 руб

Тот самый Мюнхгаузен
Тот самый Мюнхгаузен
Издание 1990 года. Сохранность очень хорошая.
В сценариях телевизионных художественных фильмов рассказывается о бескорыстных чудачествах Мюнхгаузена, простодушии провинциалов, заставивших разувериться в могуществе Калиостро, об одиночестве гениального сатирика Свифта. Благородные стремления героев и непонимание окружающих, здравый смысл и вдохновенная фантазия создают юмористическую атмосферу повествования.
Содержит фотоиллюстрации....

Цена:
334 руб

Михаил Ромм. Исповедь кинорежиссера
Михаил Ромм. Исповедь кинорежиссера
Сценарий рассказывает о жизненном и творческом пути известного советского кинорежиссера Михаила Ильича Ромма, создавшего замечательные фильмы: дилогию о В.И.Ленине, "Мечту", "Обыкновенный фашизм"....

Цена:
699 руб

Евгений Добренко Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив
Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив
Новая книга известного исследователя советской культуры Евгения Добренко посвящена производству истории в сталинизме. Обращаясь к литературным, историческим и политическим нарративам, и прежде всего к кинематографу, автор показывает, как сталинизм работал со временем, памятью и историей. Анализируя роль кино в превращении опыта прошлого в идеологический конструкт - сталинскую историю, автор особое внимание уделяет техникам репрезентации истории, которая всегда является репрезентацией власти. История рассматривается в книге как средство построения советской идентичности. Именно этому были посвящены исторические романы и фильмы, экранизации классиков, основные политические тексты сталинизма. Обращаясь к творчеству ведущих советских кинематографистов (С.Эйзенштейна, Вс. Пудовкина, А.Довженко, Ф.Эрмлера, Г.Козинцева, Л.Трауберга, М.Донского и М.Ромма), автор раскрывает роль кино в формировании советского политического воображаемого....

Цена:
324 руб

А. Б. Широкорад История России в кадре и за кадром. Мифы и тайны советского кино
История России в кадре и за кадром. Мифы и тайны советского кино
Эта книга - не история страны и не история советского кино. Это рассказ о том, как наш кинематограф представлял жизнь СССР - от войн и репрессий до любви и бытовых проблем. Насколько соответствовало увиденное на экране реальной жизни? Что запрещала цензура. Что осталось в вырезанных худсоветом кадрах. Ну а главное, как люди воспринимали кино. 
Об этом и многом другом читатель узнает из книги Александра Широкорада "История России в кадре и за кадром".
Книга издается в авторской редакции....

Цена:
393 руб

 Сеанс, № 67, 2018
Сеанс, № 67, 2018
Новый номер журнала "Сеанс", в центре которого анализ общественных процессов последних месяцев, разговор о метаморфозах социальных норм и агрессии соцсетей. Публикуем материал, давший номеру название - беседу Любови Аркус и Михаила Ямпольского....

Цена:
969 руб

Огни рампы. Мир "Огней рампы"
Огни рампы. Мир "Огней рампы"
В этом сборнике - и повесть Чаплина, легшая в основу "Огней рампы", и сценарий самого фильма. История о том, как Чаплин работает над созданием "Огней рампы", переделывает сюжет, выкидывает и добавляет целые куски. А Дэвид Робинсон рассказывает о Лондоне начала ХХ века - о цирке, балете, мюзик-холле - и о самом Чаплине, который в ту пору делал первые шаги на сцене, и дополняет свой рассказ гравюрами, рисунками, афишами и уникальными фотографиями со съемок. 

Об авторе:
Чарльз Спенсер Чаплин (1889-1977) - английский и американский актер, режиссер, продюсер. 
Дэвид Робинсон (род. 1930) - английский кинокритик, писал для Financial Times и The Times , автор биографии Чарльза Чаплина.  

Цитата:
Легенда мирового кинематографа рассказывает грустную и трогательную историю о том, как закатываются звезды, как проходит слава. 
- The Guardian

Теги:
История кино, Чаплин, кинематограф, Огни рампы, цирк, балет, Лондон, искусство, мюзик-холл.

...

Цена:
579 руб

2008 Copyright © 100films.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика