История кино и театра
Регимантас Адомайтис: Судьба героя – судьба актера

Кино:


Регимантас Адомайтис: «Судьба героя – судьба актера»



9 мая 2008

 

К актерской профессии Регимантас Адомайтис пришел уже достаточно зрелым человеком — успел окончить физико-математический факультет Вильнюсского государственного университета. Его сокурсники по актерскому отделению Консерватории, где затем он начал учиться, вспоминают, что даже в годы студенчества этот высокий худощавый парень казался им значительно старше и серьезнее их самих.

 

Сейчас он мог бы сказать о себе: «Я рос вместе с литовским кинематографом» — и не погрешил бы против истины.

 


— Перед нашей встречей. — сказал Адомайтис,— я читал прекрасную, умную книгу Аллы Демидовой «Вторая реальность». Многие мысли автора книги очень созвучны моим. Вот одна из них: «Почему такой интерес именно к актерам? Ведь литератор же не пишет, почему он написал ту или иную книгу... Писатели... целомудреннее актеров. Они хранят тайны творчества при себе».

 


И все же порой наступает минута, когда хочется задуматься о своей судьбе, о профессии, о месте актера в сложном и изменчивом современном мире. Подвести итоги сделанного, заглянуть в будущее.

 

И когда такая минута приходит, лучше не перебивать собеседника, а предоставить слово ему самому, актеру Регимантасу Адомайтису...

 


— Так случилось, что мое актерское имя привыкли связывать с образами героев сильных и мужественных, социально активных. Донатас в «Никто не хотел умирать». Франциско в «Это сладкое слово—свобода!», Орландо в «Кентаврах» — все они живут в центре классовой борьбы, на острие политики, являясь носителями активного революционного начала.

 

А в театре — правитель Литовского княжества Миндаугас и автор первой литовской книги Мажвидас в известных поэтических драмах Ю. Марцинкявичуса. Это люди, одержимые одной идеей, подчиняющие ей все, вплоть до своей частной жизни, измеряющие этой идеей не только себя, но и поступки своих близких.

 

Отчего так сложилось? Внешние данные тому причиной или какие-то качества моей личности? Случайность ли это, ставшая необходимостью, или естественная норма моей жизни в искусстве?

 

Когда на экраны вышел фильм «Никто не хотел умирать», я категорически заявлял, что психология Донатаса никогда не была моей сутью. Тогда я считал, что искусство привлекательно для актера именно возможностью достройки характера, которая бы компенсировала собственную непоследовательность и незавершенность человеческой личности актера.

 

Теперь мне кажется, что это не совсем так. Моя судьба доказала мне, что и Адомайтису присуща некоторая целеустремленность, что он тоже внутренне склонен направлять себя к избранной цели. Хотя бы, например, в стремлении к наиболее полному, в пределах собственных возможностей, освоению актерской профессии, наверное, проявляется верность определенной идее. И тем не менее, если я все-таки увидел некую соотносимость своей судьбы и судьбы своих героев — прежде всего по внутреннему содержанию,— то по темпераменту я продолжаю настаивать на «принципе компенсации». Однажды в шутку я определил себя как «марафонца, хорошо освоившего тактику бега на длинную дистанцию». А у моих героев взрывной темперамент, это какие-то «вулканы действия».

 

Есть и другое объяснение. Моя творческая судьба в кинематографе самым тесным образом связана с одним из видных мастеров советского политического кино — В.Жалакявичусом. По нынешним временам актерская профессия вторична: она зависит от режиссера, от публики, от множества других обстоятельств. Именно они порой устанавливают такую важную константу в творчестве актера, как выбор амплуа.

 

Они же, обстоятельства, ее и ломают, иногда не только вопреки мнениям многих, но и вопреки самому актеру, уже свыкшемуся со своими героями. И здесь мне хочется поспорить с привычными рассуждениями об амплуа актера.

 

Разговоры о том, что устоявшееся амплуа наносит актеру вред, мешает его творческому росту, стали настолько расхожими, что напоминают анекдоты у театрального подъезда Так ли это верно? Что важнее: быть лицедеем-многостаночником или актером-исследователем, который специализируется и методично разрабатывает один характер, одну психологию, одну личность? Второе, по-моему, обеспечивает глубину постижения. Но это ни в коей мере не исключает разнообразия индивидуальностей персонажей. Я говорю о «красной нити» — стержневой теме любого художника.

 

Я за амплуа как объективную реальность. Я за последовательную смену амплуа, которая зависит от возраста, степени зрелости актера, его творческого пульса. Хотя, как правило, актер стремится сломать рамки своего амплуа, часто ему навязанного. Конечно, многое зависит тут и от индивидуальных особенностей актерского дарования.

 

То и дело слышу разговоры о «режиссерском» и «актерском» кинематографе. Мол, этим и определяется судьба актера. Я бы поставил вопрос иначе—об авторском кинематографе.

 

Такая постановка вопроса, по-моему, несколько приглушит остроту спора, может помочь выявить главное. Я думаю: кто автор, тот и предлагает правила игры. Важно, чтобы произведение искусства создавал коллектив единомышленников, согласных не только по сути будущей картины или спектакля, но и по механизму творческой работы. Если актер чувствует, что хочет и может быть автором не только в своей роли, то он волен уйти в режиссуру: судьба В. Шукшина, Н. Михалкова — убедительные тому примеры. Но если он осознает себя актером, то пусть помогает, а не мешает режиссеру. Это одна сторона вопроса. Другая заключается в том, что режиссер должен понимать актера как скрипку и скрипача одновременно (этот образ я позаимствовал из книги А. Демидовой). На этом инструменте можно играть лучше, хуже, но настроить его, чтобы он звучал как виолончель, нельзя — струны провиснут. В этом актерское авторство. И режиссеры должны об этом помнить.

 

В кино мне довелось работать с разными людьми: с темпераментным В. Жалакявичусом, интеллигентнейшим и умнейшим Г.Козинцевым, чутким, мягким и волевым одновременно Г. Чухраем. Все они были авторами своих фильмов. Но работали с актерами по-разному.

 

На всю жизнь запомнил съемки «Короля Лира». Они начались с того, что Григорий Михайлович Козинцев подробно рассказал нам о своем видении трагедии, дал анализ каждой роли. Удостоив, таким образом, актера доверием, он как бы призывал его быть соавтором.

 

Начались репетиции. Один из ключевых эпизодов картины — монолог Эдмонда о несчастной судьбе бастарда, когда он принимает решение начать борьбу с обстоятельствами. Козинцев предложил мне в этой сцене, не стесняясь, импровизировать, прислушиваясь к своим внутренним импульсам, поступать согласно некоему сплаву характеров — моего и Эдмонда. И вот, на втором или третьем дубле, я подымаю с земли булыжник и кидаю в небо. Бросаю вызов богу. Так этот эпизод и вошел в картину.

 

Мастерство Козинцева, на мой взгляд, заключалось именно в том, что он умел незаметно приобщить актера к созданию роли как почти стопроцентному авторскому творению. Мне и тогда казалось и до сих пор кажется, что я играл «своего» Эдмонда, что я сам до всего дошел.

 

Иные отношения сложились у меня с Жалакявичусом. Витаутас жестче. Он почти всегда убедительный и неоспоримый автор твоей роли. Но, ломая твой привычный ход мыслей, стереотипный подход к образу и актерской работе вообще, он открывает для исполнителя еще не изведанные горизонты. Сначала сопротивляешься, возможно, даже от страха перед новым, а потом, вдумавшись, находишь в этом огромнейший интерес. Ты становишься, по крайней мере сам для себя, первооткрывателем.

 

Какой из этих двух методов работы для актера и для результатов творчества нужнее и полезнее — не знаю.

 

Эдмонд, Донатас и Вольц из одноименного фильма Гюнтера Райша, поставленного на студии ДЕФА,— мои самые любимые роли. О последней хочу сказать особо и потому, что она мало известна советским зрителям, и потому, во-вторых, что это был новый этап в творчестве.

 

Прототип моего героя — известный немецкий революционер начала века, анархист Макс Гёльц. История вынесла анархизму суровый приговор. Истовость, фанатизм, нетерпимость Вольца и историческая обреченность взглядов, им исповедуемых, сделали его неудачником в том смысле, что этот человек неспособен ни жить в современном ему обществе, ни бороться против него совместно с другими. «Я» моего героя конфликтует со всем миром, и в итоге он превращается из социально активной в асоциальную личность.

 

Меня привлекает исследование внутреннего мира человека, который не находит своего берега. Он как бы «свой среди чужих, чужой среди своих». Реальная жизнь поэтому постоянно его ломает. Пока что Вольц — единственная моя роль такого плана.

 

Вот как вроде бы получается: Адомайтис покушается на... Адомайтиса! Может быть, да, а может быть, нет. Ведь человек, и особенно актер, всегда ищет что-то новое, не изведанное доселе, привлекательное возможностью прикоснуться к не познанным еще слоям жизни.

 

Если бы наш разговор происходил несколько лет тому назад, то я, наверное, нашел бы и секрет творчества и объяснил бы, зачем людям нужно наше искусство. Нынче же я так многого не знаю и в столь многом не уверен, что хорошо бы самому у кого-нибудь взять интервью, поучиться уму-разуму.

 

Записал А.Черкизов
«Советский экран» № 9, 1981 год




просмотров: 1335
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Denise Richards Autographed Photo w/Coa

$49.99
End Date: Saturday Nov-10-2018 11:19:42 PST
Buy It Now for only: $49.99
|
Sara Jean Underwood Signed 8x10 Photo BAS Beckett COA Playboy Model Autograph 18

$0.99 (1 Bid)
End Date: Tuesday Oct-23-2018 18:35:33 PDT
|
RACHEL BILSON SIGNED 8 X 10 PHOTO - PSA/DNA CERTIFIED WITH COA

$0.99 (1 Bid)
End Date: Tuesday Oct-23-2018 18:56:29 PDT
|
KATE BECKINSALE SIGNED 8 X 10 PHOTO - BAS CERTIFIED WITH COA (SMUDGED)

$69.99
End Date: Thursday Nov-15-2018 15:39:42 PST
Buy It Now for only: $69.99
|
John Milius Conan the Barbarian signed 8x10 Autograph Photo

$50.00 (0 Bids)
End Date: Friday Oct-19-2018 18:36:04 PDT
|
Bette Davis Autograph Signed 8 X 10 Photo Picture

$0.99 (1 Bid)
End Date: Tuesday Oct-23-2018 18:52:02 PDT
|
PIPER PERABO "LEGS" SIGNED 8 X 10 PHOTO - PSA/DNA CERTIFIED WITH COA

$2.25 (2 Bids)
End Date: Tuesday Oct-23-2018 19:07:44 PDT
|
NATASHA HENTSTRIDGE (SPECIES) SIGNED 8 X 10 PHOTO - PSA/DNA CERTIFIED W/ COA

$0.99 (1 Bid)
End Date: Tuesday Oct-23-2018 18:38:09 PDT
|
KRISTEN DAVIS SIGNED 8 X 10 PHOTO - PSA/DNA CERTIFIED WITH COA

$0.99 (1 Bid)
End Date: Tuesday Oct-23-2018 19:06:01 PDT
|
ESTELLA WARREN SIGNED 8 X 10 PHOTO - PSA/DNA CERTIFIED WITH COA

$0.99 (1 Bid)
End Date: Tuesday Oct-23-2018 19:08:17 PDT
|
ELLE FANNING SIGNED 8 X 10 PHOTO - PSA/DNA CERTIFIED WITH COA

$15.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Oct-21-2018 18:33:23 PDT
|
Stana Katic autograph 8x10 Matte finish W/COA

$10.50 (2 Bids)
End Date: Tuesday Oct-23-2018 19:19:06 PDT
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Кино. Киноискусство
 
Майкл Хейг Голливудский стандарт. Как написать сценарий для кино и ТВ, который купят Writing Screenplays That Sell
Голливудский стандарт. Как написать сценарий для кино и ТВ, который купят
Книга Майкла Хейга "Голивудский стандарт: Как написать сценарий для кино и ТВ, который купят" более 20 лет остается наиболее исчерпывающим руководством для сценаристов кино и телевидения. Настоящее, полностью обновленное издание отражает последние тенденции в искусстве и бизнесе кино. Гуру кинематографа подробно описывает каждый шаг - от идеи до продажи сценария. Исходя из того, что главное - это безупречность самого сценария, Хейг учит добиваться совершенства текста, ни на секунду не упуская из виду всех слагаемых коммерческого успеха. Зная о кино всё, автор дает психологически точные советы, как подступиться к нужным людям и добиться их интереса, снабжает читателя исчерпывающими рекомендациями об организационных структурах и источниках информации, делает разбор отдельных сцен множества успешных кинолент, дает полный анализ сценария фильма "Аватар". И все это Хейг пишет так убедительно, что даже человеку, не помышлявшему прежде о карьере в кино, хочется взяться за написание сценария....

Цена:
649 руб

Рид Таккер Marvel vs DC. Великое противостояние
Marvel vs DC. Великое противостояние
Первая полная книга о противостоянии двух величайших корпораций индустрии комиксов! Уникальные истории о создании вселенных Marvel и DC, интересные факты, воспоминания людей, лично принимавших участие в развитии индустрии, и комментарии известных людей, среди которых Уилл Смит, Дуэйн Джонсон, Зак Снайдер, Кристофер Нолан, Себастиан Стэн и, конечно же, сам маэстро Стэн Ли! Подарок, достойный настоящего супергероя, киномана и просто поклонника величайшых вселенных!...

Цена:
599 руб

Денис Горелов Родина слоников
Родина слоников
Эта книга рассказывает об истории советского кино, точнее, через призму кино - об истории страны, ее народа и культуры. Увлекательное, познавательное и остроумное чтение от одного из лучших и уж точно самого едкого кинокритика России.
"Киновед, сочетающий живейшее чувство языка с иезуитской насмотренностью, а тончайшую лирику - с лихой крамолой вечного enfant terrible". 
The Prime Russian Magazine.
Денис Горелов - лучший историк кино среди кинокритиков и лучший критик среди историков - пишет о советских хитах так страстно, словно "Октябрь" или "Человек-амфибия" вышли в прокат сегодня утром. Работает в уникальном жанре: по форме как бы и фельетоны, а по сути - объяснения в любви. Отменно зная и кино, и историю, привольно бродит по их просторам, рифмуя "Падение Берлина" с "Покаянием". Владеет искусством аллитерации, не боится называть вещи своими именами, никогда не говорит на черное "белое" и наоборот, ненавидит "холеный дезертирский скепсис" и предпочитает красивые мифы "тухлой правде". И неустанно напоминает, что если советские фильмы бывали черно-белыми, то советский мир всегда был разноцветным.
Михаил Трофименков

Денис Горелов (1967 г.р.) - ретро-критик. Писал о старом, не охваченном аналитической рефлексией кино в "МК", "Сегодня", "Сеансе", "Русской жизни" и серии "Великие советские фильмы" издательства "Комсомольская правда". Всегда более интересовался зрителем, а не фильмом, спросом, а не предложением. Эта книжка - портрет бывшей страны и народа-потребителя; в большей степени краеведение, чем киноистория. Но и не без нее, конечно.

...

Цена:
539 руб

Георгий Данелия Кот ушел, а улыбка осталась
Кот ушел, а улыбка осталась
Георгий Данелия, постановщик таких, как теперь говорят, "культовых" фильмов, как "Сережа", "Я шагаю по Москве", "Тридцать три", "Не горюй", "Мимино", "Афоня", "Осенний марафон", "Кин-дза-дза" — всех не перечислить, — написал третью книгу - продолжение книг "Безбилетный пассажир" и "Тостуемый пьет до дна" - в которой продолжает повествование о фильмах "Паспорт", "Настя", "Орел и решка", "Фортуна".
Он рассказывает нам маленькие истории-воспоминания, то очень смешные, то с тенью грусти — так похожие на его фильмы....

Цена:
399 руб

Стивен Кинг Пляска смерти Danse macabre
Пляска смерти
Одна из наиболее известных нехудожественных работ Стивена Кинга, в которой он выступает не в роли писателя, а в роли критика, вдумчиво, тонко и с юмором анализирующего жанр ужасов. Написанная на основе цикла лекций Кинга «Особенности литературы о сверхъестественном», эта книга расскажет много нового о «культуре ужасов» в кино, на радио и, конечно же, в литературе. Особенно вдохновенно Стивен Кинг повествует о жанре ужасов в кинематографе - и даже прилагает к книге список своих любимых фильмов. Итак, почему же нам так нравятся «страшные» истории? Какие произведения классиков американской литературы ХХ века повлияли на развитие жанра? И, наконец, какие фильмы до дрожи пугают самого Мастера?...

Цена:
440 руб

Иерей Димитрий Багрицкий "Сталкер" - путь священника. Опыт богословского прочтения кинофильма Андрея Тарковского
"Сталкер" - путь священника. Опыт богословского прочтения кинофильма Андрея Тарковского
Фильмы Андрея Тарковского для многих стали откровением в советское время. Они и сейчас не оставляют зрителя равнодушным. В "Сталкере" в полной мере проявляется гений режиссера: линейный сюжет повести Стругацких превращается в многоуровневую картину, в которой прикровенно говорится о Боге, о счастье, о вере и неверии.
Священник Димитрий Барицкий (кандидат богословия, преподаватель кафедр библеистики и филологии Московской Православной Духовной Академии) предлагает одно из прочтений этого фильма....

Цена:
50 руб

 Леонид Гайдай. Кавказская пленница (+ DVD)
Леонид Гайдай. Кавказская пленница (+ DVD)
Журнал "Телесемь" представляет уникальный проект - коллекцию "Советское кино". В каждом томе:

- иллюстрированная книга о фильме: история создания картины, интересные и малоизвестные факты, роль фильма в жизни актеров, забавные киноляпы, тексты песен и стихов, а также контекст эпохи - общественные и культурные события, которыми жила страна в годы создания шедевра.
- лицензионный DVD диск: покадровая реставрация изображения и звука ленты, дополнительные материалы о создателях и актерах фильмов.

Настоящий выпуск посвящен фильму Леонида Гайдая "Кавказская пленница"....

Цена:
140 руб

Театр и кино (комплект из 2 книг)
Театр и кино (комплект из 2 книг)
Настоящее двухтомное издание, посвященное драматургии и кинодраматургии Владимира Маяковского, охватывает все произведения поэта для театра, эстрады, цирка и кино. В двухтомник включены также высказывания Маяковского (статьи, заметки, письма, стенографические отчеты о выступлениях) как непосредственно относящиеся к этим произведениям, так и касающиеся общих вопросов театра и кинематографии.
Вступительная статья Б.И.Ростоцкого....

Цена:
2990 руб

Чувство экрана
Чувство экрана
Тема книги - мир современного киногероя. Тема эта и искусствоведческая (поэтому автор все время вторгается в проблемы кино как искусства, говорит не только о современном кино, но и о том, как оно развивалось) и публицистическая (киногерой имеет своих прототипов и потому побуждает к размышлениям о призвании самого человека в сложном современном мире).
Три раздела книги - "Лицо героя", "Сквозь время" и "Пути советского кино" - кроме новых исследований содержат и ранее опубликованные статьи, доработанные для настоящего издания....

Цена:
262 руб

Современные французские кинорежиссеры
Современные французские кинорежиссеры
В книге даны творческие портреты ряда французских кинорежиссеров, известных зрителю по поставленным ими фильмам: "Под крышами Парижа" и "Последний миллиардер" Рене Клера, "Битва на рельсах" Рене Клемана, "Фанфан-Тюльпан" и "Если парни всего мира" Кристиана-Жака, "Красное и черное" Клода Отан-Лара.
Работа французского киноведа П.Лепроона содержит большой фактический материал по истории киноискусства Франции и раскрывает некоторые стилистические особенности творческого почерка французских кинорежиссеров.
Рекомендуется специалистам-киноведам, преподавателям и студентам искусствоведческих вузов....

Цена:
639 руб

2008 Copyright © 100films.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика