История кино и театра
Регимантас Адомайтис: Судьба героя – судьба актера

Кино:


Регимантас Адомайтис: «Судьба героя – судьба актера»



9 мая 2008

 

К актерской профессии Регимантас Адомайтис пришел уже достаточно зрелым человеком — успел окончить физико-математический факультет Вильнюсского государственного университета. Его сокурсники по актерскому отделению Консерватории, где затем он начал учиться, вспоминают, что даже в годы студенчества этот высокий худощавый парень казался им значительно старше и серьезнее их самих.

 

Сейчас он мог бы сказать о себе: «Я рос вместе с литовским кинематографом» — и не погрешил бы против истины.

 


— Перед нашей встречей. — сказал Адомайтис,— я читал прекрасную, умную книгу Аллы Демидовой «Вторая реальность». Многие мысли автора книги очень созвучны моим. Вот одна из них: «Почему такой интерес именно к актерам? Ведь литератор же не пишет, почему он написал ту или иную книгу... Писатели... целомудреннее актеров. Они хранят тайны творчества при себе».

 


И все же порой наступает минута, когда хочется задуматься о своей судьбе, о профессии, о месте актера в сложном и изменчивом современном мире. Подвести итоги сделанного, заглянуть в будущее.

 

И когда такая минута приходит, лучше не перебивать собеседника, а предоставить слово ему самому, актеру Регимантасу Адомайтису...

 


— Так случилось, что мое актерское имя привыкли связывать с образами героев сильных и мужественных, социально активных. Донатас в «Никто не хотел умирать». Франциско в «Это сладкое слово—свобода!», Орландо в «Кентаврах» — все они живут в центре классовой борьбы, на острие политики, являясь носителями активного революционного начала.

 

А в театре — правитель Литовского княжества Миндаугас и автор первой литовской книги Мажвидас в известных поэтических драмах Ю. Марцинкявичуса. Это люди, одержимые одной идеей, подчиняющие ей все, вплоть до своей частной жизни, измеряющие этой идеей не только себя, но и поступки своих близких.

 

Отчего так сложилось? Внешние данные тому причиной или какие-то качества моей личности? Случайность ли это, ставшая необходимостью, или естественная норма моей жизни в искусстве?

 

Когда на экраны вышел фильм «Никто не хотел умирать», я категорически заявлял, что психология Донатаса никогда не была моей сутью. Тогда я считал, что искусство привлекательно для актера именно возможностью достройки характера, которая бы компенсировала собственную непоследовательность и незавершенность человеческой личности актера.

 

Теперь мне кажется, что это не совсем так. Моя судьба доказала мне, что и Адомайтису присуща некоторая целеустремленность, что он тоже внутренне склонен направлять себя к избранной цели. Хотя бы, например, в стремлении к наиболее полному, в пределах собственных возможностей, освоению актерской профессии, наверное, проявляется верность определенной идее. И тем не менее, если я все-таки увидел некую соотносимость своей судьбы и судьбы своих героев — прежде всего по внутреннему содержанию,— то по темпераменту я продолжаю настаивать на «принципе компенсации». Однажды в шутку я определил себя как «марафонца, хорошо освоившего тактику бега на длинную дистанцию». А у моих героев взрывной темперамент, это какие-то «вулканы действия».

 

Есть и другое объяснение. Моя творческая судьба в кинематографе самым тесным образом связана с одним из видных мастеров советского политического кино — В.Жалакявичусом. По нынешним временам актерская профессия вторична: она зависит от режиссера, от публики, от множества других обстоятельств. Именно они порой устанавливают такую важную константу в творчестве актера, как выбор амплуа.

 

Они же, обстоятельства, ее и ломают, иногда не только вопреки мнениям многих, но и вопреки самому актеру, уже свыкшемуся со своими героями. И здесь мне хочется поспорить с привычными рассуждениями об амплуа актера.

 

Разговоры о том, что устоявшееся амплуа наносит актеру вред, мешает его творческому росту, стали настолько расхожими, что напоминают анекдоты у театрального подъезда Так ли это верно? Что важнее: быть лицедеем-многостаночником или актером-исследователем, который специализируется и методично разрабатывает один характер, одну психологию, одну личность? Второе, по-моему, обеспечивает глубину постижения. Но это ни в коей мере не исключает разнообразия индивидуальностей персонажей. Я говорю о «красной нити» — стержневой теме любого художника.

 

Я за амплуа как объективную реальность. Я за последовательную смену амплуа, которая зависит от возраста, степени зрелости актера, его творческого пульса. Хотя, как правило, актер стремится сломать рамки своего амплуа, часто ему навязанного. Конечно, многое зависит тут и от индивидуальных особенностей актерского дарования.

 

То и дело слышу разговоры о «режиссерском» и «актерском» кинематографе. Мол, этим и определяется судьба актера. Я бы поставил вопрос иначе—об авторском кинематографе.

 

Такая постановка вопроса, по-моему, несколько приглушит остроту спора, может помочь выявить главное. Я думаю: кто автор, тот и предлагает правила игры. Важно, чтобы произведение искусства создавал коллектив единомышленников, согласных не только по сути будущей картины или спектакля, но и по механизму творческой работы. Если актер чувствует, что хочет и может быть автором не только в своей роли, то он волен уйти в режиссуру: судьба В. Шукшина, Н. Михалкова — убедительные тому примеры. Но если он осознает себя актером, то пусть помогает, а не мешает режиссеру. Это одна сторона вопроса. Другая заключается в том, что режиссер должен понимать актера как скрипку и скрипача одновременно (этот образ я позаимствовал из книги А. Демидовой). На этом инструменте можно играть лучше, хуже, но настроить его, чтобы он звучал как виолончель, нельзя — струны провиснут. В этом актерское авторство. И режиссеры должны об этом помнить.

 

В кино мне довелось работать с разными людьми: с темпераментным В. Жалакявичусом, интеллигентнейшим и умнейшим Г.Козинцевым, чутким, мягким и волевым одновременно Г. Чухраем. Все они были авторами своих фильмов. Но работали с актерами по-разному.

 

На всю жизнь запомнил съемки «Короля Лира». Они начались с того, что Григорий Михайлович Козинцев подробно рассказал нам о своем видении трагедии, дал анализ каждой роли. Удостоив, таким образом, актера доверием, он как бы призывал его быть соавтором.

 

Начались репетиции. Один из ключевых эпизодов картины — монолог Эдмонда о несчастной судьбе бастарда, когда он принимает решение начать борьбу с обстоятельствами. Козинцев предложил мне в этой сцене, не стесняясь, импровизировать, прислушиваясь к своим внутренним импульсам, поступать согласно некоему сплаву характеров — моего и Эдмонда. И вот, на втором или третьем дубле, я подымаю с земли булыжник и кидаю в небо. Бросаю вызов богу. Так этот эпизод и вошел в картину.

 

Мастерство Козинцева, на мой взгляд, заключалось именно в том, что он умел незаметно приобщить актера к созданию роли как почти стопроцентному авторскому творению. Мне и тогда казалось и до сих пор кажется, что я играл «своего» Эдмонда, что я сам до всего дошел.

 

Иные отношения сложились у меня с Жалакявичусом. Витаутас жестче. Он почти всегда убедительный и неоспоримый автор твоей роли. Но, ломая твой привычный ход мыслей, стереотипный подход к образу и актерской работе вообще, он открывает для исполнителя еще не изведанные горизонты. Сначала сопротивляешься, возможно, даже от страха перед новым, а потом, вдумавшись, находишь в этом огромнейший интерес. Ты становишься, по крайней мере сам для себя, первооткрывателем.

 

Какой из этих двух методов работы для актера и для результатов творчества нужнее и полезнее — не знаю.

 

Эдмонд, Донатас и Вольц из одноименного фильма Гюнтера Райша, поставленного на студии ДЕФА,— мои самые любимые роли. О последней хочу сказать особо и потому, что она мало известна советским зрителям, и потому, во-вторых, что это был новый этап в творчестве.

 

Прототип моего героя — известный немецкий революционер начала века, анархист Макс Гёльц. История вынесла анархизму суровый приговор. Истовость, фанатизм, нетерпимость Вольца и историческая обреченность взглядов, им исповедуемых, сделали его неудачником в том смысле, что этот человек неспособен ни жить в современном ему обществе, ни бороться против него совместно с другими. «Я» моего героя конфликтует со всем миром, и в итоге он превращается из социально активной в асоциальную личность.

 

Меня привлекает исследование внутреннего мира человека, который не находит своего берега. Он как бы «свой среди чужих, чужой среди своих». Реальная жизнь поэтому постоянно его ломает. Пока что Вольц — единственная моя роль такого плана.

 

Вот как вроде бы получается: Адомайтис покушается на... Адомайтиса! Может быть, да, а может быть, нет. Ведь человек, и особенно актер, всегда ищет что-то новое, не изведанное доселе, привлекательное возможностью прикоснуться к не познанным еще слоям жизни.

 

Если бы наш разговор происходил несколько лет тому назад, то я, наверное, нашел бы и секрет творчества и объяснил бы, зачем людям нужно наше искусство. Нынче же я так многого не знаю и в столь многом не уверен, что хорошо бы самому у кого-нибудь взять интервью, поучиться уму-разуму.

 

Записал А.Черкизов
«Советский экран» № 9, 1981 год




просмотров: 1149
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Chris Pine autographed 8x10 signed Photo + COA

$50.00
End Date: Sunday Jan-28-2018 15:33:19 PST
Buy It Now for only: $50.00
|
DOUGLAS FAIRBANKS, Jr. ~ Vintage signed oversized photo ~ 1930

$98.00
End Date: Tuesday Feb-20-2018 16:24:18 PST
Buy It Now for only: $98.00
|
Pamela Anderson Hand Signed Sexy Playboy Model Actress Authentic COA W / Photo

$437.50
End Date: Tuesday Feb-20-2018 20:06:55 PST
Buy It Now for only: $437.50
|
"Supernatural" Ash 8x10" Photos -- AUTOGRAPHED by Chad Lindberg!

$14.99
End Date: Wednesday Jan-31-2018 18:49:25 PST
Buy It Now for only: $14.99
|
EMILY BLUNT SIGNED 8x10 PHOTO WITH COA

$33.97
End Date: Wednesday Jan-24-2018 16:58:05 PST
Buy It Now for only: $33.97
|
KANE HODDER AUTOGRAPHED SIGNED HOCKEY MASK JASON VOORHEES FRIDAY THE 13TH

$299.99
End Date: Tuesday Feb-20-2018 5:01:00 PST
Buy It Now for only: $299.99
|
KEIRA KNIGHTLEY SABE PADME DECOY STAR WARS CARD AUTOGRAPHED SIGNED BAS BECKETT

$39.99
End Date: Tuesday Feb-20-2018 15:16:53 PST
Buy It Now for only: $39.99
|
SCARLETT JOHANSSON "Black Widow" Autographed 8 x 10 Signed Photo COA

$55.00
End Date: Sunday Jan-28-2018 19:28:10 PST
Buy It Now for only: $55.00
|
GERT FROBE (+) 007 JAMES BOND AUTHENTIC AUTOGRAPH MR GOLDFINGER VINTAGE SHOT 60s

$50.00
End Date: Tuesday Feb-20-2018 18:12:25 PST
Buy It Now for only: $50.00
|
MARTIN SHEEN SIGNED AUTOGRAPH 8X10 PHOTO AUTO AUTHENTIC APOCALYPSE NOW WEST WING

$50.00
End Date: Tuesday Feb-20-2018 18:15:26 PST
Buy It Now for only: $50.00
|
MARTIN SHEEN SIGNED AUTOGRAPH 8X10 PHOTO AUTO AUTHENTIC APOCALYPSE NOW WEST WING

$19.95
End Date: Tuesday Feb-20-2018 12:06:12 PST
Buy It Now for only: $19.95
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Кино. Киноискусство
 
Джон Труби Анатомия истории. 22 шага к созданию успешного сценария
Анатомия истории. 22 шага к созданию успешного сценария
О чем книга
Джона Труби, всемирно известного голливудского сценариста и педагога, называют "сценарным доктором", способным "вылечить" даже самый безнадежный текст. Среди его учеников - сценаристы, режиссеры и продюсеры таких известных фильмов, как "Пираты Карибского моря", "Люди Икс", "Шрек", и многих других. Создание истории Труби преподносит как увлекательный процесс, своего рода конструктор, в котором каждой детали предназначено свое место, а задача сценариста - безошибочно подобрать нужную деталь и найти ей место в слаженном сюжетном механизме. Книга вооружает нас точной оптикой, позволяющей сквозь туман интуитивного поиска сюжетных ходов увидеть четкие схемы и, руководствуясь ими, достигнуть цели - придумать великолепную историю. 

Почему книга достойна прочтения: 
• Полезная и актуальная книга для любого сценариста,  как для любителя, так и для профессионала. 
• Цель автора - объяснить, как устроены действительно великолепные сюжеты и какие техники нужны для их создания, чтобы вы после ее прочтения смогли написать собственный отличный сценарий. 
• Труби представил в книге практическую поэтику для авторов, которая равно применима для написания киносценария, романа, пьесы, телеспектакля или новеллы. 
• Специалисты традиционно выделяют три главные книги в этом направлении "История на миллион" Роберта Макки, "Путешествие писателя" Кристофера Воглера и эту книгу Джона Труби. 
• На русском языке книга издана впервые. 

Кто автор: 
Джон Труби (1952) - один из самых востребованных и известных преподавателей по сценарному мастерству в мире. Его курс прослушали более 35 000 человек, а студентами были создатели "Шрека", "Звездных войн", "Неспящих в Сиэтле" и других кинематографических бестселлеров. Труби выступил как консультант по сценариям более чем в 1000 кинопроектах и активно сотрудничает в этом качестве с самыми крупными и известными студиями, в том числе с SonyPictures, HBO, DisneyStudios, AllianceAtlantis, BBC, CanalPlus, MTV Швеции, RAI в Италии и многими другими. Соавтор фильма "Африканские кошки: королевство смелости" (AfricanCats), выпущенного совместно  компаниями Disney и BBC. Также Джон Труби был сценарным консультантом документального фильма "Земля" (Earth). 

Ключевые понятия: 
Сценарий, сценарист, автор, история, писатель, роман, сценарное мастерство, кино, спектакль, фильм, сценарное искусство.


...

Цена:
619 руб

Александр Молчанов Сценарист №1
Сценарист №1
Новая книга автора бестселлера "Букварь сценариста" Александра Молчанова. Книга-тренинг с подробными пошаговыми инструкциями, выполнение которых значительно повысит качество ваших сценариев и вашей жизни и сделает вас сценаристом номер один в своем жанре.

Об авторе:
Александр Молчанов, ведущий преподаватель факультета "Сценарное мастерство" Moscow Film School, драматург, сценарист, человек, знающий все о профессии сценариста....

Цена:
490 руб

Боб Маккейб Гарри Поттер. Мир волшебства. История легенды Harry Potter: Page to Screen
Гарри Поттер. Мир волшебства. История легенды
Издание, рассказывающее историю создания киноэпопеи о Гарри Поттере. Уникальные фотографии, неизвестные факты, интервью и репортажи со съемочной площадки, все самое интересное об актерах поттерианы и героях книги Дж.Ролинг.
"Я не могла представить, что кто-то сумеет так хорошо понять мир, которым живу я и мои герои", - делилась впечатлениями Джоан Ролинг после выхода на экран первого фильма о Гарри Поттере. Съемки поттерианы продолжались более двенадцати лет. За это время талантливая и самоотверженная команда профессионалов оживила лучшую сказку нашего времени. Как профессора превратили в кресло и обратно? Почему волшебный снег соленый? Какой баскетболист сыграл мадам Максим? В кого из актеров-коллег была влюблена Эмма Уотсон? - Все самое интересное о героях книги и актерах киноэпопеи - в роскошной книге, которая станет бесценным подарком для любого поклонника саги о Гарри Поттере.

...

Цена:
4879 руб

О бедном гусаре замолвите слово...
О бедном гусаре замолвите слово...
Издание 1994 года. Сохранность хорошая.
Вас ждет встреча с героями любимой комедии - беззаботными комедиантами и гусарами, удалыми рубаками, любителями шумных пиров и веселой жизни, но вместе с тем людьми широкой, истинно русской души, с высокими благородными помыслами.
Место в книге нашли также повести "Формула любви", "Ты - мне, я - тебе", "Дом который построил Свифт", "Тот самый Мюнхгаузен".
Приключения, любовь, романтика - вечно неувядающие темы......

Цена:
529 руб

Дети райка
Дети райка
Сборник включает три киносценария, принадлежащие перу выдающегося французского поэта и кинодраматурга Ж.Превера. В свое время они послужили литературной основой фильмов, снятых режиссером М.Карне. "День начинается" - вершина так называемого "поэтического реализма" в кинематографе Франции конца 30-х гг.; "Вечерние посетители" - притча, в средневековом сюжете которой внятно прочитываются антифашистские мотивы (фильм по этому сценарию был снят в годы оккупации Франции); "Дети райка" - кинороман о судьбах двух известнейших деятелей французского театра XIX в. - Фредерика-Леметра и Ж.-Б.-Г.Дебюро.
Для широких кругов читателей....

Цена:
403 руб

"О прошлом память сохрани...": Сборник сценариев документальных телефильмов
"О прошлом память сохрани...": Сборник сценариев документальных телефильмов
Так называется телефильм, знакомящий с новыми документами, связанными с жизнью А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.И.Герцена, А.А.Блока. Кроме этого сценария в сборник вошли телеработы, рассказывающие о ялтинском периоде жизни А.П.Чехова, об интересе и любви французов к советскому поэту Владимиру Маяковскому....

Цена:
125 руб

Николай Черкасов
Николай Черкасов
Настоящая книга, посвящена советским актерам, состоит из нескольких частей, различных по характеру и жанру, но в своей совокупности составляющих законченное единство, пронизанное творческой индивидуальностью Черкасова:
- "Записки советского актера" Черкасова - сильнейший автобиографический документ;
- Статьи и речи, выражающие общественные и творческие позиции Черкасова;
- "Черкасов и Эйзенштейн" - документальные материалы из эйзенштейновского фонда и воспоминания Н. Н. Черкасовой, посвященные взаимоотношениям Черкасова и Эйзенштейна;
- Воспоминания о Николае Константиновиче....

Цена:
246 руб

Сергей Муратов Документальный телефильм. Незаконченная биография
Документальный телефильм. Незаконченная биография
История документального российского телекино прихотлива и драматична. Эта книга - рассказ о его рождении в шестидесятые, блистательном дебюте, бурных дискуссиях вокруг терминологии и специфики новорожденного, о завоевании самостоятельности и непохожести на старшего кинематографического "братца".
Рассказ о максималистах - мастерах и создателях, открывающих новые жанры и горизонты. О "жизни как она есть" - манифестах реформатора Дзиги Вертова и "человеке каков он есть" - удивительного исследователя природы телевидения Владимира Саппака.
О взрыве документализма в период гласности и удушении его в экранном прокате. О роковой роли в судьбе неигрового телекино, которую сыграла коммерциализация телевидения.
Документальное телекино, которое, казалось, находилось на взлете, сегодня в глубоком кризисе.
Перед вами - его биография с открытым финалом....

Цена:
329 руб

Чарльз Чаплин, Дэвид Робинсон Огни рампы. Мир "Огней рампы"
Огни рампы. Мир "Огней рампы"
В этом сборнике - и повесть Чаплина, легшая в основу "Огней рампы", и сценарий самого фильма. История о том, как Чаплин работает над созданием "Огней рампы", переделывает сюжет, выкидывает и добавляет целые куски. А Дэвид Робинсон рассказывает о Лондоне начала ХХ века - о цирке, балете, мюзик-холле - и о самом Чаплине, который в ту пору делал первые шаги на сцене, и дополняет свой рассказ гравюрами, рисунками, афишами и уникальными фотографиями со съемок. 

Об авторе:
Чарльз Спенсер Чаплин (1889-1977) - английский и американский актер, режиссер, продюсер. 
Дэвид Робинсон (род. 1930) - английский кинокритик, писал для Financial Times и The Times , автор биографии Чарльза Чаплина.  

Цитата:
Легенда мирового кинематографа рассказывает грустную и трогательную историю о том, как закатываются звезды, как проходит слава. 
- The Guardian

Теги:
История кино, Чаплин, кинематограф, Огни рампы, цирк, балет, Лондон, искусство, мюзик-холл.

...

Цена:
609 руб

Дэннис Лим Дэвид Линч. Человек не отсюда David Lynch: The Man from Another Place
Дэвид Линч. Человек не отсюда
Культовая фигура и маргинал от киноиндустрии, выдающийся режиссер Дэвид Линч и его творчество с трудом поддаются определению. Порожденное подсознанием Линча, творчество это призвано воздействовать и на наше бессознательное, соединяя накаленные, противоречивые эмоции в нечто знакомое, но непонятное. Как и фильмы Линча, его жизнь уходит от простой категоризации: он -музыкант, художник, фотограф, плотник, предприниматель и активный пропагандист трансцендентальной медитации....

Цена:
558 руб

2008 Copyright © 100films.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика