История кино и театра
Под девизом романа

Про кино и фильмы:


Под девизом романа



19 августа 2007

 

Люблю Каверина. И знаю, что в этом чувстве к писателю я не одинок. Его романы — робинзонады и исповеди героев — прочитываются от корки до корки даже торопливыми людьми, не слишком охочими до обстоятельных жизнеописаний.

 

«Я был и остался писателем сюжетным...» — сказал о себе Каверин. В сюжетах его книг — превратности судеб, мозаика разномасштабных событий, верность, и предательство, и, конечно, любовь, и трудный, но упорный путь героя, избравшего девизом: бороться и искать, найти и не сдаваться.

 

Роман «Открытая книга» мог бы иметь оттиснутый затейливыми литерами подзаголовок: «Жизнь и удивительные приключения Татьяны Петровны Власенковой, провинциальной девчонки, ввергнутой в круговорот треволнений, но выстоявшей и победившей, ставшей крупным микробиологом, автором замечательного открытия, о чем, как и о многих делах и случаях, радостных и печальных, и о многих людях, очень хороших, так себе и совсем плохих, рассказано без утайки ею самой».

 

Создать на основе этого романа фильм — заманчивая задача. Активная и целеустремленная героиня, запоминающиеся лица из ее пестрого окружения, калейдоскоп событий, игра фактур, запечатлевших смену времен,— здесь все кажется зрелищным, кинематографичным.

 

Кинорежиссер Владимир Фетин прокладывал к экрану свой маршрут — это его право, здесь он капитан. Скажем, в фильме бегло показана провинциальная Россия эпохи революции и гражданской войны, почти нет Ленинграда двадцатых годов, Москвы тридцатых,— значит, таков замысел режиссера, не обязанного во всем следовать за писателем. Отказ от широкой исторической панорамы может быть обусловлен стремлением сосредоточить внимание кинозрителей на одной личности, на одной судьбе.

 

Не случайно же опять-таки в отличие от романа, где события излагаются в хронологической последовательности, киноповествование выстроено на приеме ретроспекции — как взгляд героини в прошлое, как вспышки разбуженной памяти.

 

Надо бы сказать, что именно ретроспекция, манерная и утомительная в длинной двухсерийной картине, надламывает повествование, утомляет сбивчивостью... Не буду, однако, задерживаться на профессиональных просчетах постановщика фильма.

 

Главное — было бы что вспомнить Татьяне Петровне. А ей разное приходит на ум: и жаркая банька в глухой деревне и жаркие споры в кабинете наркома здравоохранения. Она бы, может, и рада была безраздельно предаться воспоминаниям, приличествующим ее ученому званию. Но наука не избавила ее от бремени человеческих страстей.

 

Автор романа держался того же принципа: ничто человеческое не было чуждо Власенковой. Его искренне занимали все стороны бытия героини. Режиссер касается тех же сторон ради занимательности, эффекта ради. А ведь зрителя привлекла бы и судьба затворника в науке. Жизнь Власенковой в романе вызывает интерес вовсе не потому, что дразнит любопытство «личными подробностями».

 

Иное волновало. Кто они — многотысячное ученое племя, рожденное нашим веком? Кто мы — откуда у нас неутоленная жажда познания? Какая сила ведет нас сквозь заблуждения юности, не оберегая от временных увлечений, но помогая справиться с собственными ошибками и одолеть зло, по крайней мере в себе? Роман Вениамина Каверина ставил эти вопросы. «Открытая книга» была художественным исследованием пытливой натуры или, как говорили в старину, алчущей души — в этом суть. И науке отводилось в романе видное, важнейшее место, чтобы мы могли понять, что творится в душе Татьяны Власенковой, и убеждались, что по складу характера быть ей ученым. В романе доктор Власенкова привлекала симпатии цельностью натуры, в фильме поубавилось цельности, героиня то и дело попадает в плен случайных обстоятельств, житейской суеты. Экран соблазнил режиссера лишь возможностью эффектно продемонстрировать удачное завершение научной работы. Нам выдают результаты, они впечатляют, однако не учат и к размышлениям не влекут.

 

Есть, например, в романе небольшой эпизод, рассказывающий о том, как Татьяна Петровна Власенкова испытала лизоцим — вещество, убивающее микробов, в качестве консерванта зернистой икры и добилась успеха. И есть там же, в романе, существенное замечание доктора Власенковой: «Мне не хочется, чтобы у читателя создалось впечатление, что консервация зернистой икры была одной из основных задач моей жизни, вот почему я не стану подробно рассказывать об этой работе».

 

Режиссер не внял предостережению. Развернул эпизод в большую сцену. На экране разыгрывается победный финал столкновения науки с кустарным промыслом. Но итог состязания предопределен. А вывод, подсказанный репликой «Наука— большое дело», пустоват по нынешним временам.

 

У Каверина, как ни кратко изложена эта история, читатель получал вполне доброкачественную научную информацию. Мы знакомились с кругом повседневных дел героини, с логикой и эмоциями ученого; на это был направлен читательский и мог быть направлен зрительский интерес. Наверное, такую цель ставил перед собой и фильм. Но почему же тогда, подчиняя себе сюжет, подолгу интригует на экране антипод Татьяны—Глафира-разлучница? Ее козни, запоздалое раскаяние, символическая погибель (контраст Татьяне) обходятся нам дорого — отнимают время и внимание. Л. Гурченко играет Глафиру отлично. К слову сказать, последние работы актрисы в кино все полнее раскрывают диапазон ее большого дарования. Но на усредненно-бытовом фоне этой картины соперница Татьяны выглядит неправдоподобно.

 

В. Стржельчику досталась роль профессора Крамова, коварного врага доктора Власенковой. Артист создал характер такой выразительности, будто срисовал с натуры, со знакомого лица. Но перед нами—«мужской вариант» той же Глафиры. Крамов — ученый-злодей, в противоположность героине, дальше двигаться нам некуда. Мы в тупике прописных истин и можем лишь вздохнуть: какие, оказывается, разные бывают ученые... В фильме заняты хорошие актеры — Л. Чурсина, В. Дворжецкий, А. Демьяненко, Л. Дуров. Но актерский ансамбль нельзя сложить вне единого образного строя и без общей идеи. Досаднее всего, что не повезло в фильме доктору Власенковой. Ее девизом стало бороться и не сдаваться, найти, но... не искать. Борется Власенкова в основном с Крамовым, успешно отбивается от его систематических атак. Но что отстаивал Крамов—неизвестно. За борьбой, за сумятицей не понять толком, чем же занята Власенкова-ученый. Хотелось бы знать...

 

Несколько лет назад в одной любопытной телевизионной передаче сошлись и заспорили писатели, связавшие свое творчество с миром науки. Помнится, Д. Данин говорил в тот раз, что научно-художественной прозе даже не очень нужен герой. Всеобщий нынешний интерес к науке может быть удовлетворен произведениями, которые обходятся без традиционных персонажей. Сама наука—главное действующее лицо такой литературы. (Позднее Данин написал прекрасные книги, героями которых были Бор и Резерфорд.)

 

Тогда ему возражал А. Шаров, сторонник противоположной точки зрения. Но и он полагал, что рассказ о человеке может вместить немалую долю научных знаний. Мнения телезрителей, наверное, разделились. А в главном мы все, пожалуй, сойдемся: современная наука и современный ученый — это сегодня интересно и нужно.

 

Роман Каверина в этом споре не участвует. «Открытой книге» быть и оставаться увлекательным повествованием, в котором рассказ об ученом, о научном открытии отражает наши читательские потребности недавнего времени, отчасти изменившиеся за последние годы, отчасти неизменные. Но не имеет смысла в фильме, поставленном сегодня, игнорировать очевидные перемены в общественном сознании, не учитывать нынешнее пристальное внимание к людям науки.

 

А. Мухин
«Советский экран» № 18, 1974 год




просмотров: 1009
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
EMILY PROCTOR - TOPLESS !!!!!!! (CSI, MIAMI)

$1.75
End Date: Wednesday Nov-1-2017 13:54:50 PDT
Buy It Now for only: $1.75
|
SIENNA MILLER - in black panties, smoking !!!

$65.00
End Date: Tuesday Oct-24-2017 16:52:30 PDT
Buy It Now for only: $65.00
|
Mickey Rourke signed 8x10 photo

$200.00
End Date: Tuesday Oct-24-2017 16:42:48 PDT
Buy It Now for only: $200.00
|
Jack Nicholson signed 8x10 photo JOKER

$40.00
End Date: Saturday Nov-18-2017 13:36:17 PST
Buy It Now for only: $40.00
|
FRANCHOT TONE ORIGINAL SIGNED AUTOGRAPH - 3 1/2"x 5 1/2" post card

$3.99
End Date: Saturday Nov-18-2017 16:20:22 PST
Buy It Now for only: $3.99
|
Rare Ben Vereen Signed Autograph 8x10 photo w/COA- Roots

$35.00
End Date: Sunday Nov-5-2017 9:56:08 PST
Buy It Now for only: $35.00
|
Blade Runner hand signed screenplay plus free gift with purchase

$15.00
End Date: Saturday Nov-18-2017 17:37:50 PST
Buy It Now for only: $15.00
|
Autographed Jesco White Photo

$40.00
End Date: Sunday Nov-19-2017 5:59:02 PST
Buy It Now for only: $40.00
|
Anthony Hopkins 8x10 signed Photo autographed with COA

$23.99
End Date: Sunday Nov-19-2017 5:50:32 PST
Buy It Now for only: $23.99
|
TOM SELLECK hand-signed MAGNUM PI 8x10 authentic w/ coa TV GUIDE COLOR CLOSEUP

$1.75
End Date: Tuesday Oct-31-2017 12:14:35 PDT
Buy It Now for only: $1.75
|
ERIKA ELENIAK - IN A WHITE SEE THRU ONE-PIECE !!!!

$37.99
End Date: Friday Nov-10-2017 16:46:59 PST
Buy It Now for only: $37.99
|
HEDY LAMARR-ORIGINAL AUTOGRAPHED PHOTO-VINTAGE

$169.99
End Date: Saturday Nov-11-2017 13:49:46 PST
Buy It Now for only: $169.99
|
Search Results from «Озон» Кино. Киноискусство
 
Саймон Уорд Чужой. Завет. Иллюстрированная история создания
Чужой. Завет. Иллюстрированная история создания
Команда колониального корабля "Завет" обнаруживает, как им поначалу кажется, настоящий рай. Но на самом деле это темный, опасный мир, единственный обитатель которого - синтетик Дэвид, оставшийся в живых после крушения "Прометея". В красочном артбуке "Чужой: Завет. Иллюстрированная история создания" собраны уникальные фотографии со съемок фильма, потрясающие концепт-арты и интервью актеров и съемочной группы. В книге подробно рассказывается о локациях, монстрах и технологиях, которые показаны в новой части легендарной франшизы. Эксклюзивные эскизы и наброски, полноцветные кадры и закулисные тайны - все это позволит вам полностью погрузиться в мир "Чужого".

Впервые на русском языке! Самое полное иллюстрированное официальное издание, посвященное долгожданному возвращению Ридли Скотта во вселенную "Чужого"! Книга содержит больше двухсот эскизов, чертежей и моделей, цветных фотографий и кадров со съемочной площадки нового фантастического блокбастера "Чужой. Завет".
...

Цена:
949 руб

Ролан Барт Третий смысл Le troisieme sens
Третий смысл
Третий смысл иначе структурирует фильм, не подрывая повествовательности (во всяком случае, у Эйзенштейна), и, может быть, именно поэтому на его уровне, и только на его, выступает наконец собственно "фильмическое" (filmique). Фильмическое в фильме есть то, что не может быть описано, это представление, которое не может быть представлено.
Фильмическое (несмотря на бесконечное число производимых в мире фильмов) еще очень редко (несколько вспышек у Эйзенштейна, может быть, где-то еще?), оно настолько редко, что позволяет утверждать: фильм, так же как и текст, еще не существует. Есть только "кино, нечто от языка, рассказа, поэмы", иногда очень "современное", переведенное на язык "движущихся изображений"…...

Цена:
262 руб

Адам Брэй, Кэрри Доуэрти, Майкл Когг, Коул Ортон Звёздные Войны. Абсолютно всё, что нужно знать
Звёздные Войны. Абсолютно всё, что нужно знать
У кого из джедаев было два сердца? Кто из жителей Татуина носит свой мозг в отдельной ёмкости? Какой монстр переваривает добычу 1000 лет? Как распознать, что с тобой пребывает Сила? Как сказать "привет" по-эвокски и по-хаттски? Что заказывать в ресторане на Корусанте и какие достопримечательности посмотреть в Облачном Городе? Даже если вы любите "Звёздные Войны" так же, как мы, и знаете всё о звездолетах, мотоспидерах и дроидах-астромеханиках, этой книге есть, чем вас удивить!...

Цена:
1359 руб

Александр Павлов Расскажите вашим детям. Сто одиннадцать опытов о культовом кинематографе
Расскажите вашим детям. Сто одиннадцать опытов о культовом кинематографе
Многие используют слово "культовый" в повседневном языке. Чаще всего этот термин можно встретить, когда речь идет о кинематографе. Однако далеко не всегда это понятие употребляется в соответствии с его правильным значением. Впрочем, о правильном значении понятия "культовый кинематограф" говорить трудно, и на самом деле очень сложно дать однозначный ответ на вопрос, что такое культовые фильмы. В этой книге предпринимается попытка ответить на вопрос, что же такое культовое кино - когда и как оно зародилось, как развивалось, каким было, каким стало и сохранилось ли вообще. И если сохранилось, то как о нем следует говорить сегодня.
Книга состоит из двух частей. В первой - теоретическо-методологическом введении - автор предлагает собственный взгляд на то, каким образом сегодня можно рассуждать о культовом кино. Во второй части представлен фактический материал - сто одиннадцать эссе о культовых фильмах в хронологическом порядке, чтобы читатель мог составить представление об эволюции феномена.

Книга будет интересна не только культурологам и социологам, но и всем тем, кто любит кино, а особенно тем, кто ценит нестандартный кинематограф....

Цена:
769 руб

 Мир индийского кино, №28, 2007
Мир индийского кино, №28, 2007
Вашему вниманию предлагается очередной номер журнала "Мир индийского кино". Главные темы номера:
  • Кангана Ранаут: Бегущая по волнам;
  • Рати Агнихотри. Огненная и жертвенная дива;
  • Детектив в индийском кино (продолжение);
  • Манмохан Десаи. Секрет великого рассказчика;
  • Гюльшан Гровер: Мой стиль - стрелять на поражение;
  • 20 вопросов Говинде....

  • Цена:
    69 руб

    Александр Молчанов Сценарий телесериала. Книга-тренинг
    Сценарий телесериала. Книга-тренинг

    Перед вами трехмесячный курс по написанию сценария сериала. Если вы еженедельно будете выполнять задания, которые найдете в конце каждой главы, через три месяца пилотный сценарий вашего телесериала будет готов. Единственное условие - серьезно относиться к тому, что будете узнавать на каждом уроке, и сразу использовать полученные знания в своей работе. Цель книги - помочь написать "пилот" сериала, который вы сможете продать.

    ...

    Цена:
    444 руб

     Закадровое искусство. История и теория киномузыки. Материалы международной научной конференции
    Закадровое искусство. История и теория киномузыки. Материалы международной научной конференции
    В сборнике представлены материалы Международной научной конференции "Закадровое искусство: история и теория киномузыки", прошедшей в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского в ноябре 2012 года. Исследователи освещают некоторые аспекты теории киномузыки, традиции различных кинематографических школ, творчество отдельных кинокомпозиторов, музыкальные воззрения режиссеров.


    Издание адресовано всем интересующимся киноискусством и его музыкальной составляющей....

    Цена:
    619 руб

    Неподведенные итоги
    Неподведенные итоги
    На страницах книги раскрывается внутренний мир известного советского режиссера. Эльдар Рязанов рассказывает о сути комедийного жанра, поднимает важные проблемы современного кинематографа и ТВ. Отдельные главы книги посвящены популярным актерам театра и кино, с которыми автору довелось работать.
    Издание содержит черно-белые фотоиллюстрации....

    Цена:
    459 руб

    За 60 лет. Работы о кино
    За 60 лет. Работы о кино
    В сборник работ известного советского критика и киноведа В.Шкловского входят статьи и исследования о кино, написанные автором за шестьдесят лет - с 1924 по 1983 г. Собранные воедино, они развёртывают широкую панораму становления и развития советского киноискусства.
    В книге содержится громадное количество ценнейшего историко-культурного материала. Особый интерес представляют творческие портреты крупнейших деятелей советского кинематографа - С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, Э.Шуб, братьев Васильевых, Дзиги Вертова, Г.Козинцева и многих других. Для специалистов-киноведов, историков культуры, а также читателей, интересующихся искусством кино....

    Цена:
    609 руб

    Марк Котта Ваз Сумерки. Сага. Затмение. Иллюстрированный путеводитель по фильму. Eclipse: The Official Illustrated Movie Companion
    Сумерки. Сага. Затмение. Иллюстрированный путеводитель по фильму.
    Путеводитель предоставляет уникальную возможность побывать на съемках «Затмения» — третьей части «Сумеречной саги Стефани Майер, снятой признанным мастером своего дела, режиссером Дэви­дом Слейдом. Эксклюзивные фотографии, интервью, воспоминания актеров — все это вы найдете в книге знаменитого писателя Марка Котты Ваза, кото­рый подробно расскажет о съемках «Затмения», — вы увидите мир кино изнутри, у знаете, как выбирали место натурных съемок, строили деко­рации, снимали битвы вампиров....

    Цена:
    379 руб

    2008 Copyright © 100films.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика