История кино и театра
Под девизом романа

Про кино и фильмы:


Под девизом романа



19 августа 2007

 

Люблю Каверина. И знаю, что в этом чувстве к писателю я не одинок. Его романы — робинзонады и исповеди героев — прочитываются от корки до корки даже торопливыми людьми, не слишком охочими до обстоятельных жизнеописаний.

 

«Я был и остался писателем сюжетным...» — сказал о себе Каверин. В сюжетах его книг — превратности судеб, мозаика разномасштабных событий, верность, и предательство, и, конечно, любовь, и трудный, но упорный путь героя, избравшего девизом: бороться и искать, найти и не сдаваться.

 

Роман «Открытая книга» мог бы иметь оттиснутый затейливыми литерами подзаголовок: «Жизнь и удивительные приключения Татьяны Петровны Власенковой, провинциальной девчонки, ввергнутой в круговорот треволнений, но выстоявшей и победившей, ставшей крупным микробиологом, автором замечательного открытия, о чем, как и о многих делах и случаях, радостных и печальных, и о многих людях, очень хороших, так себе и совсем плохих, рассказано без утайки ею самой».

 

Создать на основе этого романа фильм — заманчивая задача. Активная и целеустремленная героиня, запоминающиеся лица из ее пестрого окружения, калейдоскоп событий, игра фактур, запечатлевших смену времен,— здесь все кажется зрелищным, кинематографичным.

 

Кинорежиссер Владимир Фетин прокладывал к экрану свой маршрут — это его право, здесь он капитан. Скажем, в фильме бегло показана провинциальная Россия эпохи революции и гражданской войны, почти нет Ленинграда двадцатых годов, Москвы тридцатых,— значит, таков замысел режиссера, не обязанного во всем следовать за писателем. Отказ от широкой исторической панорамы может быть обусловлен стремлением сосредоточить внимание кинозрителей на одной личности, на одной судьбе.

 

Не случайно же опять-таки в отличие от романа, где события излагаются в хронологической последовательности, киноповествование выстроено на приеме ретроспекции — как взгляд героини в прошлое, как вспышки разбуженной памяти.

 

Надо бы сказать, что именно ретроспекция, манерная и утомительная в длинной двухсерийной картине, надламывает повествование, утомляет сбивчивостью... Не буду, однако, задерживаться на профессиональных просчетах постановщика фильма.

 

Главное — было бы что вспомнить Татьяне Петровне. А ей разное приходит на ум: и жаркая банька в глухой деревне и жаркие споры в кабинете наркома здравоохранения. Она бы, может, и рада была безраздельно предаться воспоминаниям, приличествующим ее ученому званию. Но наука не избавила ее от бремени человеческих страстей.

 

Автор романа держался того же принципа: ничто человеческое не было чуждо Власенковой. Его искренне занимали все стороны бытия героини. Режиссер касается тех же сторон ради занимательности, эффекта ради. А ведь зрителя привлекла бы и судьба затворника в науке. Жизнь Власенковой в романе вызывает интерес вовсе не потому, что дразнит любопытство «личными подробностями».

 

Иное волновало. Кто они — многотысячное ученое племя, рожденное нашим веком? Кто мы — откуда у нас неутоленная жажда познания? Какая сила ведет нас сквозь заблуждения юности, не оберегая от временных увлечений, но помогая справиться с собственными ошибками и одолеть зло, по крайней мере в себе? Роман Вениамина Каверина ставил эти вопросы. «Открытая книга» была художественным исследованием пытливой натуры или, как говорили в старину, алчущей души — в этом суть. И науке отводилось в романе видное, важнейшее место, чтобы мы могли понять, что творится в душе Татьяны Власенковой, и убеждались, что по складу характера быть ей ученым. В романе доктор Власенкова привлекала симпатии цельностью натуры, в фильме поубавилось цельности, героиня то и дело попадает в плен случайных обстоятельств, житейской суеты. Экран соблазнил режиссера лишь возможностью эффектно продемонстрировать удачное завершение научной работы. Нам выдают результаты, они впечатляют, однако не учат и к размышлениям не влекут.

 

Есть, например, в романе небольшой эпизод, рассказывающий о том, как Татьяна Петровна Власенкова испытала лизоцим — вещество, убивающее микробов, в качестве консерванта зернистой икры и добилась успеха. И есть там же, в романе, существенное замечание доктора Власенковой: «Мне не хочется, чтобы у читателя создалось впечатление, что консервация зернистой икры была одной из основных задач моей жизни, вот почему я не стану подробно рассказывать об этой работе».

 

Режиссер не внял предостережению. Развернул эпизод в большую сцену. На экране разыгрывается победный финал столкновения науки с кустарным промыслом. Но итог состязания предопределен. А вывод, подсказанный репликой «Наука— большое дело», пустоват по нынешним временам.

 

У Каверина, как ни кратко изложена эта история, читатель получал вполне доброкачественную научную информацию. Мы знакомились с кругом повседневных дел героини, с логикой и эмоциями ученого; на это был направлен читательский и мог быть направлен зрительский интерес. Наверное, такую цель ставил перед собой и фильм. Но почему же тогда, подчиняя себе сюжет, подолгу интригует на экране антипод Татьяны—Глафира-разлучница? Ее козни, запоздалое раскаяние, символическая погибель (контраст Татьяне) обходятся нам дорого — отнимают время и внимание. Л. Гурченко играет Глафиру отлично. К слову сказать, последние работы актрисы в кино все полнее раскрывают диапазон ее большого дарования. Но на усредненно-бытовом фоне этой картины соперница Татьяны выглядит неправдоподобно.

 

В. Стржельчику досталась роль профессора Крамова, коварного врага доктора Власенковой. Артист создал характер такой выразительности, будто срисовал с натуры, со знакомого лица. Но перед нами—«мужской вариант» той же Глафиры. Крамов — ученый-злодей, в противоположность героине, дальше двигаться нам некуда. Мы в тупике прописных истин и можем лишь вздохнуть: какие, оказывается, разные бывают ученые... В фильме заняты хорошие актеры — Л. Чурсина, В. Дворжецкий, А. Демьяненко, Л. Дуров. Но актерский ансамбль нельзя сложить вне единого образного строя и без общей идеи. Досаднее всего, что не повезло в фильме доктору Власенковой. Ее девизом стало бороться и не сдаваться, найти, но... не искать. Борется Власенкова в основном с Крамовым, успешно отбивается от его систематических атак. Но что отстаивал Крамов—неизвестно. За борьбой, за сумятицей не понять толком, чем же занята Власенкова-ученый. Хотелось бы знать...

 

Несколько лет назад в одной любопытной телевизионной передаче сошлись и заспорили писатели, связавшие свое творчество с миром науки. Помнится, Д. Данин говорил в тот раз, что научно-художественной прозе даже не очень нужен герой. Всеобщий нынешний интерес к науке может быть удовлетворен произведениями, которые обходятся без традиционных персонажей. Сама наука—главное действующее лицо такой литературы. (Позднее Данин написал прекрасные книги, героями которых были Бор и Резерфорд.)

 

Тогда ему возражал А. Шаров, сторонник противоположной точки зрения. Но и он полагал, что рассказ о человеке может вместить немалую долю научных знаний. Мнения телезрителей, наверное, разделились. А в главном мы все, пожалуй, сойдемся: современная наука и современный ученый — это сегодня интересно и нужно.

 

Роман Каверина в этом споре не участвует. «Открытой книге» быть и оставаться увлекательным повествованием, в котором рассказ об ученом, о научном открытии отражает наши читательские потребности недавнего времени, отчасти изменившиеся за последние годы, отчасти неизменные. Но не имеет смысла в фильме, поставленном сегодня, игнорировать очевидные перемены в общественном сознании, не учитывать нынешнее пристальное внимание к людям науки.

 

А. Мухин
«Советский экран» № 18, 1974 год




просмотров: 1279
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Christopher Reeve Jane Seymour Autographed Somewhere In Time Movie Scene Photo

$9.99 (0 Bids)
End Date: Friday Jul-20-2018 20:57:11 PDT
Buy It Now for only: $69.99
| |
Autographed Megan Fox 8 x 10 Photo Signed in blue sharpie

$35.00
End Date: Saturday Aug-18-2018 18:56:10 PDT
Buy It Now for only: $35.00
|
In This Moment Maria Brink auto signed 8x10 COA inperson rare witching hour tour

$59.99
End Date: Saturday Aug-18-2018 18:22:59 PDT
Buy It Now for only: $59.99
|
LANA WOOD "Bond Girl-Plenty O'Toole" Autographed 8.5 x 11 Signed Photo HOLO COA

$5.99 (0 Bids)
End Date: Friday Jul-20-2018 20:22:38 PDT
Buy It Now for only: $59.99
| |
Autographed Jaimie Alexander 8 x 10 Photo Signed in sharpie

$18.88 (0 Bids)
End Date: Thursday Jul-19-2018 23:25:11 PDT
|
June Havoc Signed Twentieth Century Fox Employee Records And Photo.

$69.99
End Date: Saturday Aug-18-2018 18:23:11 PDT
Buy It Now for only: $69.99
|
ANNE HATHAWAY "Havoc" Autographed 8.5 x 11 Signed Photo HOLO COA

$69.99
End Date: Saturday Aug-18-2018 18:25:43 PDT
Buy It Now for only: $69.99
|
ANNE HATHAWAY "Havoc" Autographed 8.5 x 11 Signed Photo HOLO COA

$19.99
End Date: Saturday Aug-18-2018 16:42:21 PDT
Buy It Now for only: $19.99
|
Tony Orlando Autograph - 2015 Leaf Pop Century Hitmakers SDCC 1/5 BGS

$229.99
End Date: Saturday Aug-18-2018 18:21:23 PDT
Buy It Now for only: $229.99
|
FARRAH FAWCETT "Charlie's Angels" Autographed 8.5 x 11 Signed Photo HOLO COA

$59.99
End Date: Saturday Aug-18-2018 18:22:32 PDT
Buy It Now for only: $59.99
|
ELKE SOMMER Autographed 8 x 10 Signed Photo HOLO COA

$19.99
End Date: Saturday Aug-18-2018 15:16:46 PDT
Buy It Now for only: $19.99
|
Rare Victoria Principal Signed Autograph 8x10 photo- Dallas

$77.00
End Date: Saturday Aug-18-2018 17:28:43 PDT
Buy It Now for only: $77.00
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Кино. Киноискусство
 
Дэвид Говард, Эдвард Мабли Как работают над сценарием в Южной Калифорнии
Как работают над сценарием в Южной Калифорнии
Как создать сценарий фильма, который настолько увлечет зрителя, что он с первой и до последней минуты не потеряет интереса к происходящим на экране событиям? Ответ на этот вопрос вы найдете в данной книге. "Как работают над сценарием в Южной Калифорнии" - основной учебник для лучших американских киношкол, по которому учатся будущие кинодраматурги, режиссеры, продюсеры, операторы и др. Авторы книги, известные голливудские деятели киноиндустрии Дэвид Говард и Эдвард Мабли, искусно сочетают в ней теорию с практикой - анализом сценариев известнейших зарубежных фильмов. А специально для русского издания Д. Говард разобрал и три популярных российских фильма. Прочитав эту книгу, вы сможете не только узнать много нового и интересного о кинопроизводстве и создании всем известных фильмов, но и взглянуть на Америку и ее культуру через призму классического кинематографа. Возможно, вы и сами создадите сценарий, который станет основой нового культового фильма. Цитата "Я считаю, что по сути фильм составляют четыре или пять важных сцен с двумя персонажами. Все остальные сцены - лишь для того, чтобы придать этим важным сценам значимость и мощь. Сценарий для этого и существует. Все существует только для этого". Роберт Таун О чем книга О сценарном мастерстве. О том, как превращать идеи, регулярно возникающие в голове, в киносценарии и тем самым завоевывать любовь публики. И тогда окажется, что “все просто - нужно уметь интересно изложить интересную историю об интересных героях. И все. Единственная проблема - нужно знать, как сделать историю интересной, нужно овладеть всеми нюансами формы, потому что написать сценарий - значит фактически снять фильм на бумаге”. Почему книга достойна прочтения Идеальный учебник по киноискусству не обязательно представляет собой многотомный талмуд. Книга Говарда и Мабли лишний раз это доказывает. Небольшое издание, в котором теория занимает меньше половины книги, и есть тот идеальный учебник по кинодраматургии, по которому обучаются студенты Школы кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе. Эта книга максимально полно отображает основы кинематографа, те столпы, на которых зиждется весь мировой кинопрокат. “Здесь не обсуждается эфирная политика телеканалов, хитрости кинопроката, особенности дистрибуции с помощью новых медиа - все то, что может помочь сделать текст готовым фильмом или сериалом. Это все относится к другой профессии - продюсера”, - отмечает во вступлении к книге А.Акопов. Здесь лишь отражены каноны, общие для всех культовых фильмов киноиндустрии. Это инструменты сценаристов и нюансы, демонстрирующие их непревзойденное мастерство: использование временных рамок, техника управления вниманием зрителя, выбор декораций и музыкальных вставок и др. Главной изюминкой книги является детальный аналитический разбор фильмов, побивших рекорды мирового кинопроката. Специально для российского читателя издание дополнено анализом трех культовых для нашей страны кинофильмов: "Бриллиантовая рука", "Ирония судьбы, или С легким паром!" и "Москва слезам не верит". Для кого эта книга Будет интересна любителям и профессионалам киноиндустрии, а также студентам кинематографических специальностей. Автор Дэвид Говард - сценарист, скрипт-доктор, консультант, работающий и в Голливуде, и в Европе. Является основателем Высших курсов сценарного мастерства в Школе кино и телевидения Университета Южной Калифорнии. Помимо работы в университете, выступает с лекциями и преподает в других учреждениях США и Европы. Эдвард Мабли - автор книги "Построение драмы". Его перу также принадлежат несколько радио- и телепостановок. Мабли работал режиссером на телевидении и преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Ключевые слова Кино, сценарий, сценарное искусство, драматургия, Голливуд, кинопрокат, сюжет, киномастерство. Оформление книги Твердый переплет, средний формат....

Цена:
726 руб

Рид Таккер Marvel vs DC. Великое противостояние
Marvel vs DC. Великое противостояние
Первая полная книга о противостоянии двух величайших корпораций индустрии комиксов! Уникальные истории о создании вселенных Marvel и DC, интересные факты, воспоминания людей, лично принимавших участие в развитии индустрии, и комментарии известных людей, среди которых Уилл Смит, Дуэйн Джонсон, Зак Снайдер, Кристофер Нолан, Себастиан Стэн и, конечно же, сам маэстро Стэн Ли! Подарок, достойный настоящего супергероя, киномана и просто поклонника величайшых вселенных!...

Цена:
599 руб

Сид Филд Киносценарий. Основы написания Screenplay: The Foundations of Screenwriting
Киносценарий. Основы написания

Сид Филд - всемирно известный сценарист, продюсер, педагог, преподаватель и автор нескольких бестселлеров, переведенных на многие языки мира. Его книги используются в качестве учебного материала в более чем 400 колледжах и университетах США. Филд стал первым представителем Ассоциации американских сценаристов, имя которого упоминается в Зале славы сценарного искусства. "Киносценарий" - одна из библий киноиндустрии, это одновременно профессиональный учебник и уникальный вдохновитель и мотиватор для начинающих сценаристов. Это полноценный учебник с пошаговыми инструкциями от первого слабого проблеска идеи до маркетинговых мероприятий для готового киносценария. Автор докажет, что написание киносценария — это творческий процесс, которому можно научиться.

...

Цена:
494 руб

Славой Жижек Киногид извращенца. Кино, философия, идеология
Киногид извращенца. Кино, философия, идеология
В сборник вошли эссе Славоя Жижека о кинематографе, который он интерпретирует через призму современной философии, социологии и популярной культуры: от "классики" Хичкока и "модернизма" Тарковского и Кеслёвского до постмодерна Линча и таких "идеологических" фильмов, как "Акт убийства" или "Бэтмен"....

Цена:
559 руб

 Волшебный мир Роулинг. Часть 3. Удивительные артефакты
Волшебный мир Роулинг. Часть 3. Удивительные артефакты
Узнайте изнутри секреты создания волшебных артефактов из мира Роулинг! Книга содержит дополнительные вкладки с наклейками, выпусками волшебных газет, карточками с персонажами и множеством других интересных вещей. Отправляйтесь в единственное в своем роде путешествие по Миру волшебников! О чем эта книга Великолепный арт-бук, посвященный миру Дж.К.Роулинг. В книге представлены фотографии со съемок фильмов о Гарри Поттере, а также фильма "Фантастические твари и где они обитают". Уникальные интервью с актерами, секреты декора непосредственно от создателей, интересные факты о дизайне костюмов и волшебных палочек - все это можно найти в книге "Волшебный мир Дж.К.Роулинг". Желаете узнать, в чем секрет чемодана Ньюта? Или как создавались зубы Гермионы Грейнджер? А может, за счет чего появлялся эффект великаньего роста Хагрида? И на самом ли деле парили свечи в Большом зале? Вы узнаете все это и даже больше! Декораторы, костюмеры, сценаристы и сами актеры раскроют эти и многие другие тайны со съемок знаменитых фильмов! Для кого эта книга Для поклонников историй о Гарри Поттере Для фанатов мира Дж. Роулинг Великолепный подарок! Фишки книги Маски пожирателей смерти Газеты, плакаты и открытки Крутящиеся часы МАКСША Высококачественная полиграфия...

Цена:
2109 руб

Стивен Кинг Пляска смерти Danse macabre
Пляска смерти
Одна из наиболее известных нехудожественных работ Стивена Кинга, в которой он выступает не в роли писателя, а в роли критика, вдумчиво, тонко и с юмором анализирующего жанр ужасов. Написанная на основе цикла лекций Кинга «Особенности литературы о сверхъестественном», эта книга расскажет много нового о «культуре ужасов» в кино, на радио и, конечно же, в литературе. Особенно вдохновенно Стивен Кинг повествует о жанре ужасов в кинематографе - и даже прилагает к книге список своих любимых фильмов. Итак, почему же нам так нравятся «страшные» истории? Какие произведения классиков американской литературы ХХ века повлияли на развитие жанра? И, наконец, какие фильмы до дрожи пугают самого Мастера?...

Цена:
440 руб

Касин Гейнс Назад в будущее. История создания
Назад в будущее. История создания
Поклонники трилогии "Назад в будущее" мечтали о такой книге уже несколько десятилетий. Это увлекательный рассказ о том, как создавался один из величайших американских киношедевров. Глубокое исследование фильмов Земекиса объясняет, почему путешествие, в которое отправляются желающие создать идеальный фильм, никогда не будет идеальным.

Но Касин Гейс не только создал для нас увлекательный рассказ знаменитой франшизе, посвященной путешествиям во времени, но, кроме того, использовал свои связи, чтобы внимательно изучить закулисные истории Голливуда. Его исследование полно безумного энтузиазма и обрушивает на читателей никому не известные истории о том, что происходит на съемочной площадке и рядом с ней....

Цена:
484 руб

 Шерлок Холмс. Человек, который никогда не жил и поэтому никогда не умрет Sherlock Holmes: The Man Who Never Lived and Will Never Die
Шерлок Холмс. Человек, который никогда не жил и поэтому никогда не умрет
Перед вами самый полный - за 125 лет! - путеводитель по миру величайшего детектива всех времен, созданный Алексом Вернером, главой отдела исторических коллекций Музея Лондона. Не имеющая аналогов книга о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне откроет все тайны создания самого известного в мире сыщика и его биографа. Она перенесет вас в викторианский Лондон Артура Конан Дойла и его бессмертных персонажей, а также познакомит со всеми актерами, когда-либо их игравшими. На ее страницах вы найдете уникальные фотографии, картины и артефакты, дающие самое верное представление о старом добром Лондоне и его удивительных жителях....

Цена:
469 руб

 Теория Большого взрыва: наука в сериале
Теория Большого взрыва: наука в сериале
Цена:
489 руб

500 фильмов
500 фильмов
Первый в нашей стране авторский каталог зарубежных фильмов на видео....

Цена:
539 руб

2008 Copyright © 100films.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика