История кино и театра
Остановка у порога

Про кино и фильмы:


Остановка у порога



16 ноября 2007

 

Все так просто: уложил человек в портфель тапочки, большую фарфоровую кружку, коробочку с лекарством, открепил от стенки фотографии внучат, выслушал прощальные речи, выпил шампанского, принял памятный подарок и словно перешел в иное жизненное измерение. Стал пенсионером.

 

Фильм сценариста Н. Николаева и режиссера С. Шустера так и называется: «Сергей Иванович уходит на пенсию».

 

Говорят, что каждый возраст имеет свой смысл и свое очарование. В том числе и возраст пожилой. Сергей Иванович — огромный, массивный, басовитый, как все герои Бориса Андреева,— один из тех людей, которые способны подтвердить мудрость этой мысли. Он силен, крепок и надежен. Его не гложет неутоленное честолюбие, не разъедают сомнения по поводу того, все ли получил он в свое время, что достоин был получить. «Всю жизнь я считал чужие деньги»,— говорит Сергей Иванович, имея в виду свою работу в сберкассе. Можно по-разному произнести эти слова. Борис Андреев произносит так, что самое чуткое ухо не улавливает в его голосе ни малейшего «поскрипывания», ни следа тайной горечи.

 

Может быть, это счастливое свойство натуры. А может, такой безупречный нравственный баланс создается сознанием честно выполненного долга. Прошел войну, был ранен, работал не покладая рук, вырастил детей. Больше ему ничего и не нужно — помогать детям, радоваться их успехам, растить внуков... Но как раз это скромнейшее желание оказывается неисполнимым. А почему — про то фильм.

 

В каждой картине бывает такой начальный момент, когда зритель как бы уясняет для себя правила игры, предложенной ему авторами, настраивается — на трагедию, или мелодраму, или комедию. В таком первом приближении фильм про Сергея Ивановича кажется бытовой хроникой. Люди уходят на работу и приходят с работы, накрывают на стол и убирают со стола и при этом вскользь обсуждают свои проблемы, такие будничные, рядовые, житейские. Все очень спокойно, никаких экстраординарных событий, никаких всплесков — разве что развод дочери, но дочь Сергея Ивановича и ее муж тоже переживают его как довольно заурядное происшествие.

 

Настроившись на этот успокаивающий ритм, наверное, и судьбу Сергея Ивановича не каждый сразу примет близко к сердцу, не каждый увидит в ней драму. Вот стоит пожилой человек посреди золотого осеннего дня на одной из красивейших в мире набережных, удит рыбу. Ушел на заслуженный отдых — вот он им и пользуется, заслуженным отдыхом. Не болен, не голоден, никем не обижен. Дети исключительно с ним милы, внимательны, не забывают — не в пример многим и многим— поздравить с днем рождения и даже побаловать подарком. Складной японский зонтик подарили, шутка ли! Вот с жильем, конечно, не лучшим образом получилось—от дочери уехал (из собственной, заметим, квартиры), у сына в его столичных хоромах не прижился. Но есть в Ленинграде еще третий сын — моряк, квартира его, пока он бороздит океаны, свободна, так что отцу есть где голову приклонить. А самое главное: разве не твердим мы друг другу как некую заповедь житейской мудрости, что с престарелыми родителями вместе лучше не жить — и им спокойнее, и молодежи свободнее. Говорят, что это самый верный способ «сохранить отношения».

 

В жизни старики, такие же точно, как Сергей Иванович, попадаются нам во множестве. И бывшие сослуживцы, и соседи, и родители наших друзей-приятелей. И ничего не видим в них такого, чтобы мы. пробегая мимо по своим бесчисленным делам, вдруг остановились около и стали с сочувственным интересом обдумывать их положение. Но тут мы не вольны в своих действиях, киноэкран держит нас на месте, не позволяя умчаться прочь, мы продолжаем смотреть в упор на Сергея Ивановича и поневоле вспоминаем его руки, когда он купал внучку, или хлопотал у плиты, или копался в земле на даче у сына. А теперь эти руки сжимают удочку — просто надо как-то убить время. Один в чужом городе, ни одного знакомого лица вокруг, разлучен с любимой внучкой — сложите вместе эти обстоятельства, померкнут краски золотой осени, а простая семейная история покажется более жестокой, чем выглядит на первый взгляд. Как-то мне случилось однажды прочесть в читательском письме: одиночество — сверхмера наказания...

 

В жизненных обстоятельствах Сергея Ивановича, который не может пожаловаться на явную жестокость, кроется проблема, которая могла бы прозвучать сегодня с немалой остротой. Цементировать семью, удерживать вместе поколения может только любовь и ее производные: тревога за близкого человека, жалость, терпимость, потребность в повседневном общении.

 

Но почему же нет ее, этой взаимной любви, у вполне нормальных и даже, в общем, симпатичных людей? Куда девается такое необходимое, естественное для всякой здоровой натуры чувство? Почему дочь, и сын, покричав для порядка: «Папа мне нужен! Это мой отец, не забывай!» — в конце концов всякий раз подчиняются тем жестоким, бессердечным решениям, которые диктуют люди, старику неродные — зять, невестка?

 

У Льва Толстого есть притча про мальчика, который, видя жестокое обращение отца с немощным дедом, сел мастерить корытце: мол, состаришься, батюшка, тоже будешь из него есть. Притча эта вспоминается не случайно. Каждый раз. когда по ходу сюжета взрослые дети решают участь старика, тут же где-нибудь рядом присутствуют внуки Сергея Ивановича — присматриваются, вникают и тоже, наверное, начинают мысленно «долбить корытца», из которых через определенное время будут «кормить» своих пап и мам...

 

Что ж, разве не подобным образом складываются бытовые традиции, формируются или разрушаются нравственные нормы?

 

Одинокая старость — это всегда трагедия. История пожилого человека, которому не нашлось места в жизни его детей, привела авторов фильма к самому порогу важнейших открытий.

 

Но только к порогу. Шагнуть дальше, мне кажется, помешала расстановка сил внутри картины. Все внимание отдано герою, а членам его семьи даже в именах отказано — в титрах они обозначены просто как сын и дочь, зять и невестка. Мы о них знаем только то, что почти ничего не знаем. Объяснение их поступков и намерений, кажется, вовсе не заботит режиссера. Они становятся грубыми, прямолинейными — не спасает даже мастерство Алисы Фрейндлих, Жанны Болотовой, Георгия Буркова. Ситуации, требовавшие тщательной психологической разработки и основательной информированности зрителя, очерчиваются схематично и поверхностно. Дочь разлучила с отцом ее ученая карьера, сына — любовь к роскоши. Как все просто и как однозначно! Если бы и в жизни все с такой же легкостью раскладывалось «по полочкам», находило объяснение! Но в жизни, мы понимаем, все много сложней, а значит, и в искусстве нельзя свести проблему к сумме моральных прописей, бегло проиллюстрированных той или иной ситуацией — как, к примеру, совсем уж скороговоркой рассказанная история пожилой дамы, которую сын беспардонно вынуждает пожертвовать квартирой.

 

Однажды бывший зять Сергея Ивановича бросает ему вызывающую фразу: «Не напрягайтесь, отчего вы взяли, что в вашем возрасте можно что-то понять про нас?» Напрягайся не напрягайся, но «про них», про персонажей фильма, действительно трудно понять что-либо, кроме того, что лежит на самой поверхности и укладывается в весьма психологически несложные формулировки.

 

А ведь замысел фильма — подчеркнем это еще раз — был и злободневным и серьезным. Мы знаем, какое важное место отводится обеспечению старости в социальной программе партии, сколько усилий прилагает общество, чтобы поднять моральный вес самого понятия «ветеран», окружить старшее поколение вниманием и заботой. Прекрасное когда-то существовало выражение—«покоить старость». Кому же покоить старость родителей, как не их собственным детям! Об этом и собирались, видимо, поговорить всерьез авторы картины. Но произведение на столь деликатную тему, требующую взволнованной сердечности, тонкого исследования движения души, к сожалению, дидактически упростило проблему.

 

Д. Акивис
«Советский экран» № 8, 1981 год




просмотров: 1134
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
John Goodman Jeff Bridges 8x10 Signed Photo autographed Picture COA

$19.99 (0 Bids)
End Date: Monday Mar-4-2019 13:02:19 PST
Buy It Now for only: $29.99
| |
CAPTAIN MARVEL Brie Larson Original Autographed 8"x10" photo w/ COA #A

$9.99 (0 Bids)
End Date: Wednesday Feb-27-2019 13:13:11 PST
|
Julie Benz signed 8 x 10 photo AUTOGRAPH PICTURE AUTO HOLLYWOOD VAMPIRES

$0.99 (0 Bids)
End Date: Tuesday Feb-26-2019 23:29:49 PST
|
Autographed Tom Hardy signed 8 x 10 photo Really Nice

$6.95
End Date: Tuesday Mar-12-2019 13:32:12 PDT
Buy It Now for only: $6.95
|
Stan Lee Signed 8x10 Autographed Photo Reprint Spider Man Marvel Comics

$5.99 (0 Bids)
End Date: Wednesday Feb-27-2019 12:51:53 PST
|
PAMELA ANDERSON - HOT! / SIGNED 8X10 CELEBRITY PHOTO / COA

$19.99
End Date: Saturday Mar-23-2019 23:06:43 PDT
Buy It Now for only: $19.99
|
Autographed Salute Your Shorts Cast Photo & DonkeyLips GPK Parody Card & DVD

$25.00
End Date: Sunday Mar-24-2019 5:42:44 PDT
Buy It Now for only: $25.00
|
Matt Frewer-Max Headroom Hand Signed Original Photograph 8x10 Autograph-COA

$9.99 (1 Bid)
End Date: Wednesday Feb-27-2019 12:33:13 PST
|
Adam Driver Star Wars SIGNED 8 x 10 photo AUTOGRAPH PICTURE

$9.99 (0 Bids)
End Date: Wednesday Feb-27-2019 12:33:16 PST
|
melissa benoist supergirl SIGNED 8 x 10 photo AUTOGRAPH PICTURE sexy hot

$4.99 (0 Bids)
End Date: Wednesday Feb-27-2019 10:59:24 PST
|
JAMES EARL JONES / STAR WARS / SIGNED 8X10 CELEBRITY PHOTO / COA

$4.99 (0 Bids)
End Date: Wednesday Feb-27-2019 11:11:52 PST
|
JAMES EARL JONES / STAR WARS / SIGNED 8X10 CELEBRITY PHOTO / COA

$4.99 (1 Bid)
End Date: Wednesday Feb-27-2019 12:08:45 PST
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Кино. Киноискусство
 
Линда Сегер Скрытый смысл. Создание подтекста в кино Writing Subtext: What Lies Beneath
Скрытый смысл. Создание подтекста в кино
Цитата "Иногда ракета - это просто ракета, готовая к запуску, а сигара - это просто сигара, которую когда-нибудь выкурят".

Линда Сегер

О чем книга О том, как с помощью подтекста разгадывать истинные мысли и намерения киногероев, но при этом не становиться подозрительным скептиком. Почему книга достойна прочтения Когда книгу о кино пишет человек, имеющий непосредственное отношение к написанию сценариев, на первый план выходят детали. И тогда становится понятно многое, что ранее казалось странным или неоконченным. Линда Север знает о сценарном мастерстве все или почти все, поэтому читать ее - одно удовольствие. По словам самого автора, "преимущество этой книги в том, что подтекст в ней рассматривается не только на примере диалогов, но еще и жестов, действий, жанров и лежащих в их основе целей сценария - всего того, что обнаруживает скрытое в глубине". Скрытый смысл множества фраз и действий позволяет понять цельность задуманной режиссером идеи и взглянуть на любимый фильм под совершенно другим углом. Вниманию читателей предлагается скрупулезный и в то же время увлекательный анализ известных голливудских кинокартин со скрытым подтекстом, дополненный методической частью в виде упражнений и практических заданий. Для кого эта книга Для профессиональных режиссеров и сценаристов, а также всех тех, кто хочет научиться разгадывать подтексты. Автор Линда Сегер - всемирно известный "сценарный гуру" и консультант по созданию сценариев и фильмов. Стала известной благодаря своему методу анализа фильмов, который она изначально разрабатывала как проект диссертации для колледжа. Линда Сегер - автор нескольких книг, включая бестселлеры "Как хороший сценарий сделать великим" и "Духовные шаги на пути к успеху" (2009). Постоянный автор The Huffington Post. За 35 лет в сценарном докторинге и консультировании Линда Сегер поработала более чем над двумя тысячами сценариев. Ключевые слова Подтекст, скрытый смысл, сценарий, режиссура, психология, интуиция, метафоры, образы, жестикуляция, сценарист, текст, актерское мастерство....

Цена:
458 руб

Марк Фрост Тайная история Твин-Пикс
Тайная история Твин-Пикс
Двадцать пять лет назад Дэвид Линч и Марк Фрост свели весь мир с ума культовым сериалом "Твин Пикс", раз и навсегда изменившим отношение публики к сериальной культуре. Вместе с агентом ФБР Дейлом Купером зрители пытались разгадать загадку: "Кто убил Лору Палмер?" - и четко усвоили: "Совы - не то, чем они кажутся".
В финале оборванного на полуслове второго сезона Лора Палмер пообещала Куперу, что они встретятся через двадцать пять лет. И вот четверть века спустя легендарный проект возобновляется: тот же Марк Фрост написал сценарий третьего сезона "Твин Пикс", тот же Дэвид Линч уже начал съемки. Сериал, в котором мы увидим как актеров первых двух сезонов (Кайл Маклахлен, Шерил Ли, Дэвид Патрик Келли, Шерилин Фенн, Дэвид Духовны), так и новые лица (Моника Беллуччи, Тим Рот, Наоми Уоттс, Джим Белуши, Аманда Сейфрид, Эшли Джадд), выйдет на телеэкраны в 2017 году. А чтобы раздразнить аппетит зрителей, осенью 2016 года Марк Фрост выпускает книгу "Тайная история Твин Пикс". Написанная в уникальном жанре "датафикшн", насыщенная документами и богатым иллюстративным материалом, она приподнимает завесу тайны над тем, что происходило в городке и его окрестностях не только за минувшие двадцать пять лет, но и за последние два века - с тех пор, как первые следопыты услышали от индейцев о загадочном месте, где "в верховьях река раздваивается и течет сквозь две горы, с которых обрушивается великий водопад"; о месте, как-то связанном с могущественными и не всегда добрыми силами…

Впервые на русском!...

Цена:
1139 руб

Ив Монтан
Ив Монтан
Соловей Франции, выдающийся актер мирового кино, любимец женщин и кумир миллионов ценителей театрального искусства - все это Ив Монтан, о жизни которого и написана эта книга. Ее неоспоримое достоинство в том, что автор в увлекательной и доступной форме показывает Ива Монтана во всех его ипостасях: актер, певец, политик, возлюбленный, муж, отец.
Книга рассказывает о трудной, полной драматизма и испытаний жизни Ива Монтана, его любви к женщине.
Книга мудра, оптимистична и нет сомнений, что она глубоко взволнует самый широкий круг читателей....

Цена:
579 руб

Дмитрий Комм Гонконг. Город, где живет кино. Секреты успеха кинематографической столицы Азии
Гонконг. Город, где живет кино. Секреты успеха кинематографической столицы Азии
Новая книга петербургского кинокритика Дмитрия Комма рассказывает о феномене гонконгской киноиндустрии, основных этапах ее стремительного развития, художественных концепциях. В ее основе серия статей и цикл лекций, прочитанных автором в Санкт-Петербургском государственном университете.

Книга может быть рекомендована студентам гуманитарных вузов и широкому кругу любителей кино....

Цена:
281 руб

Джим Стейнмайер Исчезающий слон, или Как иллюзионисты изобрели невозможное Hiding the Elephant: How Magicians Invented the Impossible and Learned to Disappear
Исчезающий слон, или Как иллюзионисты изобрели невозможное
Книга Джима Стейнмайера, известного американского специалиста по сценическим иллюзиям, соединяет в себе жанры занимательной физики, истории кино и театра и документально-приключенческого романа. Автор ведет повествование в детективной манере и рассказывает увлекательную историю о великих титанах сценической магии, заставлявших публику всего мира трепетать от ужаса и умирать от восторга.

...

Цена:
614 руб

Рид Таккер Marvel vs DC. Великое противостояние
Marvel vs DC. Великое противостояние
Первая полная книга о противостоянии двух величайших корпораций индустрии комиксов! Уникальные истории о создании вселенных Marvel и DC, интересные факты, воспоминания людей, лично принимавших участие в развитии индустрии, и комментарии известных людей, среди которых Уилл Смит, Дуэйн Джонсон, Зак Снайдер, Кристофер Нолан, Себастиан Стэн и, конечно же, сам маэстро Стэн Ли! Подарок, достойный настоящего супергероя, киномана и просто поклонника величайшых вселенных!...

Цена:
599 руб

Под редакцией Ким Аксс и Джанет МакКейб Обсуждаем "Секс в большом городе" Reading Sex and the City
Обсуждаем "Секс в большом городе"
Лучшие умы американских и английских университетов размышляют над женскими оргазмами, сумочками от Prada и обсуждают сексуальные подвиги Кэрри Бредшоу. Книга состоит из пяти глав, каждая из которых рассматривает отношение сериала с различными аспектами современной культуры.

Среди рассматриваемых тем - патриархальные мифы и поиск Мистера Идеала, женский оргазм как способ достижения власти в эпоху феминизма третьей волны, fashion как пятый главный герой сериала, "Секс в большом городе" как мечта редактора отдела моды, влияние Вуди Аллена на "Секс в большом городе", феномен сериала как закрытого женского клуба "Секс большом городе" как новый этап эволюции жанра романтической комедии. Исследователи умело балансируют между глубиной и поверхностью: квазинаучный анализ с цитатами из постструктуралистов и Фрейда чередуется с легкомысленными до неприличия высказываниями самих героинь "Секса в большом городе".

"Секс в большом городе" вышел на экраны в 1998 году на канале HBO и приобрел невероятную популярность буквально с первой серии. Из культового телесериала он превратился в международную сенсацию и обрел поклонников или, вернее, поклонниц по всему миру. Еще ни один телесериал не оказывал столь серьезного влияния на современную популярную культуру. Героини "Секса в большом городе" - Кэрри, Миранда, Шарлот и Саманта - стали лицом целой эпохи, предметом тщательного журналистского, культурологического, а теперь еще и научно - популярного анализа.

Книга представляет собой глубокое исследование сериала, основанное на новом и нетривиальном взгляде на современную телевизионную культуру. Авторы книги обсуждают передовую роль "Секса в большом городе" в развитии жанра телевизионной комедийной драмы и его место в постоянно усложняющемся медиаландшафте....

Цена:
71 руб

Великолепный век. Все тайны знаменитого сериала
Великолепный век. Все тайны знаменитого сериала
Сериал "Великолепный век" повествует о правлении султана Сулеймана Великолепного и его страстной любви к славянской красавице Роксолане, которая еще девочкой была захвачена в плен и переправлена в Константинополь, где визирь Ибрагим-паша подарил ее султану. Путем интриг, подкупа и умелого обольщения крымская красавица стала женой султана. После принятия ислама она получила имя Хюррем. Сулейман возвел Роксолану в ранг главной жены, и называл ее "милой сердцу".
Современная героиня сериала - Мерьем Узерли, актриса, исполняющая роль Хюррем, - родилась в немецкой семье, благодаря таланту и упорству прошла сложнейший кастинг, чтобы однажды проснуться звездой Турецкой Мелодрамы.
Роль Махидевран Султан исполняет Нур Айсан, ставшая знаменитой благодаря фильмам "Запретная любовь" и "Долина волков: Палестина". Но эта красавица не только актриса, а еще дизайнер и… банкир.
Мать Великого Султана - Валидэ Султан - исполняет Небахат Чехре, знаменитая турецкая модель и актриса, чья судьба наполнена множеством тяжелых ударов.
Книга-сенсация Софии Бенуа раскрывает все тайны знаменитых красавиц "Великолепного века"!
Автор ответит на вопросы: по какой книге снят любимый сериал, кто соответствует историческим персонажам, а кто стоит в ряду вымышленных, какие интриги плелись во время съемок и какие события происходили в жизни самих героинь из великолепно подобранного актерского состава....

Цена:
389 руб

Г. Корте Введение в системный киноанализ
Введение в системный киноанализ
Кино — это сложнейшая система повествования, в которой мысль автора передаётся при помощи изображения, звука и временной структуры. Первое, что ложится в основу любого киноведческого анализа, — собственное впечатление автора от просмотра фильма. Но как преобразовать его в научный анализ и чем последний отличается от кинокритики? На что следует обращать внимание при анализе фильмов? Какие содержательные аспекты должны при этом учитываться? Как поставить проблему и какие средства позволяют верифицировать собственные наблюдения и трактовки? В первой, более общей, части обсуждаются эти вопросы, предлагаются возможные решения, описываются инструменты системного киноанализа и указывается их значение для общей системы анализа. Во второй части представлены примеры работ по киноанализу, выполненных разными авторами. В них рассматриваются как классические фильмы («Забриски Пойнт», 1969), так и более современные голливудские ленты («Мизери», 1990; «Список Шиндлера», 1993; «Ромео и Джульетта», 1996).

Книга предназначена для студентов, преподавателей и всех, кто интересуется киноведением: она позволяет легко приобрести теоретические знания и практические навыки, необходимые для самостоятельной работы с этим интереснейшим видом искусства....

Цена:
432 руб

Д. Горелов Родина слоников
Родина слоников
Эта книга рассказывает об истории советского кино, точнее, через призму кино - об истории страны, ее народа и культуры. Увлекательное, познавательное и остроумное чтение от одного из лучших и уж точно самого едкого кинокритика России."Киновед, сочетающий живейшее чувство языка с иезуитской насмотренностью, а тончайшую лирику - с лихой крамолой вечного enfant terrible". The Prime Russian Magazine. Денис Горелов - лучший историк кино среди кинокритиков и лучший критик среди историков - пишет о советских хитах так страстно, словно "Октябрь" или "Человек-амфибия" вышли в прокат сегодня утром. Работает в уникальном жанре: по форме как бы и фельетоны, а по сути - объяснения в любви. Отменно зная и кино, и историю, привольно бродит по их просторам, рифмуя "Падение Берлина" с "Покаянием". Владеет искусством аллитерации, не боится называть вещи своими именами, никогда не говорит на черное "белое" и наоборот, ненавидит "холеный дезертирский скепсис" и предпочитает красивые мифы "тухлой правде". И неустанно напоминает, что если советские фильмы бывали черно-белыми, то советский мир всегда был разноцветным. Михаил Трофименков. Денис Горелов (1967 г.р.) - ретро-критик. Писал о старом, не охваченном аналитической рефлексией кино в "МК", "Сегодня", "Сеансе", "Русской жизни" и серии "Великие советские фильмы" издательства "Комсомольская правда". Всегда более интересовался зрителем, а не фильмом, спросом, а не предложением. Эта книжка - портрет бывшей страны и народа-потребителя; в большей степени краеведение, чем киноистория. Но и не без нее, конечно....

Цена:
669 руб

2008 Copyright © 100films.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика