История кино и театра
Остановка у порога

Про кино и фильмы:


Остановка у порога



16 ноября 2007

 

Все так просто: уложил человек в портфель тапочки, большую фарфоровую кружку, коробочку с лекарством, открепил от стенки фотографии внучат, выслушал прощальные речи, выпил шампанского, принял памятный подарок и словно перешел в иное жизненное измерение. Стал пенсионером.

 

Фильм сценариста Н. Николаева и режиссера С. Шустера так и называется: «Сергей Иванович уходит на пенсию».

 

Говорят, что каждый возраст имеет свой смысл и свое очарование. В том числе и возраст пожилой. Сергей Иванович — огромный, массивный, басовитый, как все герои Бориса Андреева,— один из тех людей, которые способны подтвердить мудрость этой мысли. Он силен, крепок и надежен. Его не гложет неутоленное честолюбие, не разъедают сомнения по поводу того, все ли получил он в свое время, что достоин был получить. «Всю жизнь я считал чужие деньги»,— говорит Сергей Иванович, имея в виду свою работу в сберкассе. Можно по-разному произнести эти слова. Борис Андреев произносит так, что самое чуткое ухо не улавливает в его голосе ни малейшего «поскрипывания», ни следа тайной горечи.

 

Может быть, это счастливое свойство натуры. А может, такой безупречный нравственный баланс создается сознанием честно выполненного долга. Прошел войну, был ранен, работал не покладая рук, вырастил детей. Больше ему ничего и не нужно — помогать детям, радоваться их успехам, растить внуков... Но как раз это скромнейшее желание оказывается неисполнимым. А почему — про то фильм.

 

В каждой картине бывает такой начальный момент, когда зритель как бы уясняет для себя правила игры, предложенной ему авторами, настраивается — на трагедию, или мелодраму, или комедию. В таком первом приближении фильм про Сергея Ивановича кажется бытовой хроникой. Люди уходят на работу и приходят с работы, накрывают на стол и убирают со стола и при этом вскользь обсуждают свои проблемы, такие будничные, рядовые, житейские. Все очень спокойно, никаких экстраординарных событий, никаких всплесков — разве что развод дочери, но дочь Сергея Ивановича и ее муж тоже переживают его как довольно заурядное происшествие.

 

Настроившись на этот успокаивающий ритм, наверное, и судьбу Сергея Ивановича не каждый сразу примет близко к сердцу, не каждый увидит в ней драму. Вот стоит пожилой человек посреди золотого осеннего дня на одной из красивейших в мире набережных, удит рыбу. Ушел на заслуженный отдых — вот он им и пользуется, заслуженным отдыхом. Не болен, не голоден, никем не обижен. Дети исключительно с ним милы, внимательны, не забывают — не в пример многим и многим— поздравить с днем рождения и даже побаловать подарком. Складной японский зонтик подарили, шутка ли! Вот с жильем, конечно, не лучшим образом получилось—от дочери уехал (из собственной, заметим, квартиры), у сына в его столичных хоромах не прижился. Но есть в Ленинграде еще третий сын — моряк, квартира его, пока он бороздит океаны, свободна, так что отцу есть где голову приклонить. А самое главное: разве не твердим мы друг другу как некую заповедь житейской мудрости, что с престарелыми родителями вместе лучше не жить — и им спокойнее, и молодежи свободнее. Говорят, что это самый верный способ «сохранить отношения».

 

В жизни старики, такие же точно, как Сергей Иванович, попадаются нам во множестве. И бывшие сослуживцы, и соседи, и родители наших друзей-приятелей. И ничего не видим в них такого, чтобы мы. пробегая мимо по своим бесчисленным делам, вдруг остановились около и стали с сочувственным интересом обдумывать их положение. Но тут мы не вольны в своих действиях, киноэкран держит нас на месте, не позволяя умчаться прочь, мы продолжаем смотреть в упор на Сергея Ивановича и поневоле вспоминаем его руки, когда он купал внучку, или хлопотал у плиты, или копался в земле на даче у сына. А теперь эти руки сжимают удочку — просто надо как-то убить время. Один в чужом городе, ни одного знакомого лица вокруг, разлучен с любимой внучкой — сложите вместе эти обстоятельства, померкнут краски золотой осени, а простая семейная история покажется более жестокой, чем выглядит на первый взгляд. Как-то мне случилось однажды прочесть в читательском письме: одиночество — сверхмера наказания...

 

В жизненных обстоятельствах Сергея Ивановича, который не может пожаловаться на явную жестокость, кроется проблема, которая могла бы прозвучать сегодня с немалой остротой. Цементировать семью, удерживать вместе поколения может только любовь и ее производные: тревога за близкого человека, жалость, терпимость, потребность в повседневном общении.

 

Но почему же нет ее, этой взаимной любви, у вполне нормальных и даже, в общем, симпатичных людей? Куда девается такое необходимое, естественное для всякой здоровой натуры чувство? Почему дочь, и сын, покричав для порядка: «Папа мне нужен! Это мой отец, не забывай!» — в конце концов всякий раз подчиняются тем жестоким, бессердечным решениям, которые диктуют люди, старику неродные — зять, невестка?

 

У Льва Толстого есть притча про мальчика, который, видя жестокое обращение отца с немощным дедом, сел мастерить корытце: мол, состаришься, батюшка, тоже будешь из него есть. Притча эта вспоминается не случайно. Каждый раз. когда по ходу сюжета взрослые дети решают участь старика, тут же где-нибудь рядом присутствуют внуки Сергея Ивановича — присматриваются, вникают и тоже, наверное, начинают мысленно «долбить корытца», из которых через определенное время будут «кормить» своих пап и мам...

 

Что ж, разве не подобным образом складываются бытовые традиции, формируются или разрушаются нравственные нормы?

 

Одинокая старость — это всегда трагедия. История пожилого человека, которому не нашлось места в жизни его детей, привела авторов фильма к самому порогу важнейших открытий.

 

Но только к порогу. Шагнуть дальше, мне кажется, помешала расстановка сил внутри картины. Все внимание отдано герою, а членам его семьи даже в именах отказано — в титрах они обозначены просто как сын и дочь, зять и невестка. Мы о них знаем только то, что почти ничего не знаем. Объяснение их поступков и намерений, кажется, вовсе не заботит режиссера. Они становятся грубыми, прямолинейными — не спасает даже мастерство Алисы Фрейндлих, Жанны Болотовой, Георгия Буркова. Ситуации, требовавшие тщательной психологической разработки и основательной информированности зрителя, очерчиваются схематично и поверхностно. Дочь разлучила с отцом ее ученая карьера, сына — любовь к роскоши. Как все просто и как однозначно! Если бы и в жизни все с такой же легкостью раскладывалось «по полочкам», находило объяснение! Но в жизни, мы понимаем, все много сложней, а значит, и в искусстве нельзя свести проблему к сумме моральных прописей, бегло проиллюстрированных той или иной ситуацией — как, к примеру, совсем уж скороговоркой рассказанная история пожилой дамы, которую сын беспардонно вынуждает пожертвовать квартирой.

 

Однажды бывший зять Сергея Ивановича бросает ему вызывающую фразу: «Не напрягайтесь, отчего вы взяли, что в вашем возрасте можно что-то понять про нас?» Напрягайся не напрягайся, но «про них», про персонажей фильма, действительно трудно понять что-либо, кроме того, что лежит на самой поверхности и укладывается в весьма психологически несложные формулировки.

 

А ведь замысел фильма — подчеркнем это еще раз — был и злободневным и серьезным. Мы знаем, какое важное место отводится обеспечению старости в социальной программе партии, сколько усилий прилагает общество, чтобы поднять моральный вес самого понятия «ветеран», окружить старшее поколение вниманием и заботой. Прекрасное когда-то существовало выражение—«покоить старость». Кому же покоить старость родителей, как не их собственным детям! Об этом и собирались, видимо, поговорить всерьез авторы картины. Но произведение на столь деликатную тему, требующую взволнованной сердечности, тонкого исследования движения души, к сожалению, дидактически упростило проблему.

 

Д. Акивис
«Советский экран» № 8, 1981 год




просмотров: 1122
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Stan Lee Signed 8x10 Autographed Photo Reprint Spider Man Marvel Comics

$6.95
End Date: Wednesday Dec-12-2018 10:58:13 PST
Buy It Now for only: $6.95
|
Stan Lee Signed 8x10 Autographed Photo Reprint Spider Man Marvel Comics

$6.95
End Date: Wednesday Dec-12-2018 10:55:43 PST
Buy It Now for only: $6.95
|
Stan Lee Signed 8x10 Autographed Photo Reprint Spider Man Marvel Comics

$0.99 (0 Bids)
End Date: Friday Nov-23-2018 18:22:12 PST
|
Victor Tayback was an American actor Hand Signed Photo

$0.99 (0 Bids)
End Date: Friday Nov-23-2018 18:14:08 PST
|
James Arness was an American actor Hand Signed Photo Marshal Matt Dillon

$0.99 (0 Bids)
End Date: Friday Nov-23-2018 18:02:11 PST
|
Robert Mitchum was an American film actor, director, author Hand Signed Photo

$0.99 (0 Bids)
End Date: Friday Nov-23-2018 18:04:28 PST
|
Harry Belafonte is an American singer, songwriter, and actor Hand Signed Photo

$0.99 (0 Bids)
End Date: Friday Nov-23-2018 18:42:01 PST
|
Julie Newmar is an American actress, dancer, and singer Hand Signed Photo

$0.99 (0 Bids)
End Date: Friday Nov-23-2018 18:08:07 PST
|
Ann-Margret, is a Swedish-American actress, singer, and dancer Hand Signed Photo

$0.99 (0 Bids)
End Date: Friday Nov-23-2018 18:36:40 PST
|
Redd Foxx, was an American stand-up comedian and actor Hand Signed Photo

$9.95 (0 Bids)
End Date: Monday Nov-26-2018 18:30:15 PST
|
Joseph Cotton and Loretta Young, dual signed photo, The Farmers Daughter, COA

$0.99 (0 Bids)
End Date: Friday Nov-23-2018 18:46:15 PST
|
Marlene Dietrich was a German actress and singer Hand Signed Photo

$0.99 (0 Bids)
End Date: Friday Nov-23-2018 17:16:34 PST
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Кино. Киноискусство
 
Брайан Сибли Гарри Поттер. Рождение легенды Harry Potter: Film Wizardry
Гарри Поттер. Рождение легенды
Окунись в яркий мир "Гарри Поттера", и ты узнаешь, почему не тают ледяные скульптуры на Святочном балу, где чеканят галеоны, сикли и кнаты, как заставить гиппогрифа работать вместе с артистами, чья творческая фантазия создала замок Хогвартс и почему дементоры двигаются именно так, а не иначе...
Текст и дизайн книги созданы в сотрудничестве с творческой группой и актерами, которые перенесли прославленные романы Дж.К.Ролинг на большой экран. Это уникальное издание переместит тебя в волшебный мир, поделится секретами кинопроизводства, ранее неопубликованными фотографиями и рисунками, а также эксклюзивными рассказами звезд. Тебе удастся пройтись по декорациям и макетам со съемок фильмов, заглянуть в костюмерную, гримерку и даже в святая святых - мастерскую, где создаются удивительные персонажи фильмов про Гарри Поттера......

Цена:
3647 руб

Дэвид Линч Поймать большую рыбу Catching the Big Fish: Meditation, Consciousness, and Creativity
Поймать большую рыбу
Текст этой книги обладает магическим свойством: он создает иллюзию присутствия в голове великого режиссера. Вместе с Дэвидом Линчем мы погружаемся в пучину творческого поиска, постигаем принципы трансцендентальной медитации, учимся управлять внутренней энергией и пытаемся поймать свою большую рыбу. Эта книга, ставшая бестселлером на Западе, - уникальный источник вдохновения для всех, кто желает развивать творческие способности. Она позволяет увидеть то, что раньше оставалось невидимым, услышать то, что всегда находилось за гранью слышимого, открыть дверь, о существовании которой вы даже не подозревали....

Цена:
525 руб

Линда Сегер Как хороший сценарий сделать великим. Практическое руководство голливудского эксперта Making a Good Script Great: A Guide for Writing & Rewriting by Hollywood Script Consultant
Как хороший сценарий сделать великим. Практическое руководство голливудского эксперта
О книге
Превращение хорошего сценария в великолепный — это не просто переложение стоящей идеи на бумагу. Такую идею придется развивать и переделывать. Эта книга сопроводит вас через весь процесс создания сценария — от первой задумки до финального редактирования, — подсказывая конкретные приемы, которые помогут создать наиболее структурированный, эффектный и продаваемый сценарий. В книге сохранены те бесценные мысли, которые позволили первым двум изданиям встать в один ряд с самыми популярными книгами по сценарному мастерству всех времен, но вместе с тем в этом расширенном, переработанном, обновленном издании появился новый богатый материал, касающийся реплик персонажей, визуальных образов в кино и повествовательной точки зрения. Кроме того, в конце книги приводится интервью со сценаристом Полом Хаггисом.

Если вы работаете над своим первым сценарием, книга поможет развить навыки, необходимые для того, чтобы рассказать интригующую, полную драмы историю. Если вы опытный сценарист, книга поможет сформулировать те принципы, которые вы применяли интуитивно. Если вы редактируете черновик сценария и что-то мешает вам двигаться вперед, книга поможет проанализировать и решить возникшие проблемы, чтобы вернуть вашу историю в нужное русло.

Для кого эта книга
Книга для начинающих и опытных сценаристов, сценарных консультантов, редакторов, кинодраматургов, продюсеров, режиссеров, кинокритиков и киноведов.

Книга для всех, кто не связан напрямую с кино, но хочет более осмысленно воспринимать фильмы и понимать их внутреннее устройство.

Списки имен и фильмов

...

Цена:
1289 руб

С. М. Эйзенштейн За кадром. Ключевые работы по теории кино
За кадром. Ключевые работы по теории кино
В данное издание включены ключевые работы С.М.Эйзенштейна по теории кино, отражающие его неустанные поиски в сфере режиссерского искусства, начиная с ранних театральных постановок ("Монтаж аттракционов", 1923) и заканчивая разработками звукозрительного и цветового решения его поздних киношедевров, "Александра Невского" и "Ивана Грозного" ("Вертикальный монтаж", 1940, "Цветовое кино", 1948). Художник и теоретик необычайно широкого размаха, Эйзенштейн остается не только одним из классиков отечественного кино, но и исследователем новых технических возможностей визуальных искусств (таких как объемное кино - "О стереокино", 1946-1947), решения и находки которого не устарели до сих пор.

Эта "малая энциклопедия" Эйзенштейна предназначена как для тех, кто обращается к его творчеству впервые, так и для тех, кто готов открывать новое в классических текстах....

Цена:
809 руб

 Журнал "Сеанс" № 68. Шестьдесят восьмой год (+ внутри плакат)
Журнал "Сеанс" № 68. Шестьдесят восьмой год (+ внутри плакат)
"Сеанс" №?68 — это не попытка хронологии, а спутанный клубок почти наугад выхваченных событий, вставших комом в горле истории. На карте истории полно белых пятен, и мы не ставим цель заполнить их, это невозможно. Иногда блуждающий взгляд репортажной камеры, расфокусировка и судорожная трансфокация в своей отчаянной попытке усвоить произошедшее эффективнее скрупулезного академического подхода....

Цена:
1399 руб

 Брессон о Брессоне Bresson par Bresson
Брессон о Брессоне
Книга "Брессон о Брессоне" это сборник интервью Робера Брессона - одного из величайших кинорежиссеров Франции, христианского мыслителя, продолжающего линию Паскаля и Монтеня и в то же время реформатора кино. Книга охватывает весь период его работы в кино (около пяти десятилетий). Брессон, известный своей принципиальностью, поэтическим даром и визуальным аскетизмом, принципиально не работал с профессиональными актерами и считал кино абсолютным антиподом театра. Умный, категоричный и крайне целеустремленный художник - таким Брессон предстает на страницах этого собрания бесед....

Цена:
619 руб

Дмитрий Комм Гонконг. Город, где живет кино. Секреты успеха кинематографической столицы Азии
Гонконг. Город, где живет кино. Секреты успеха кинематографической столицы Азии
Новая книга петербургского кинокритика Дмитрия Комма рассказывает о феномене гонконгской киноиндустрии, основных этапах ее стремительного развития, художественных концепциях. В ее основе серия статей и цикл лекций, прочитанных автором в Санкт-Петербургском государственном университете.

Книга может быть рекомендована студентам гуманитарных вузов и широкому кругу любителей кино....

Цена:
284 руб

Саймон Уорд День независимости. Возрождение. Иллюстрированная история создания Independence Day And Independence Day: Resurgence
День независимости. Возрождение. Иллюстрированная история создания
Прошло двадцать лет с момента первого вторжения. Международное сообщество полностью изменило свою систему обороны, используя инопланетные технологии. Тем не менее, прежде чем в 1996 году был уничтожен их последний корабль,  пришельцы успели отправить сигнал бедствия. И теперь человечество находится под угрозой, с какой оно еще не сталкивалось.
Артбук "День независимости: Возрождение" проведет читателей по долгому пути от вторжения 1996 года до новой страшной угрозы, которая собирается поразить Землю. От эскиза до экрана - книга подробно расскажет о проектировании и создании колоссальных космических кораблей и пришельцев, самолетов-истребителей и оружия, а также поведает историю новых героев, защищающих наш мир....

Цена:
949 руб

Tarantino: A Retrospective
Tarantino: A Retrospective

Quentin Tarantino is one of the most influential and distinctive filmmakers at work in the world today. His films are so admired that nearly every one he makes becomes an instant cult classic. Here, Tom Shone presents in-depth commentaries on each of the nine films Tarantino has directed, from Reservoir Dogs to The Hateful Eight, as well as looking at his early life, acting career, and his indisputable talent for scriptwriting. Illustrated with more than two hundred film stills and behind-the-scenes images, Tarantino: A Retrospective is a tribute to the great auteur's unique talent.
Table of Contents

...

Цена:
2449 руб

Борис Покровский Что, для чего и как?
Что, для чего и как?
Новая книга выдающегося оперного режиссера современности Бориса Александровича Покровского уникальна и по жанру, и по форме. Она "срежиссирована" и разыграна как пьеса, а не как монолог. В живую речь автора, врываются голоса других "действующих лиц" - коллег, учеников, родных: Геннадия Рождественского и Евгения Светланова, Галины Вишневской и Марка Эрмлера, Ирины Масленниковой и Аллы Покровской, Валерия Левенталя, Дмитрия Бертмана и других. Это книга размышлений о сути профессии режиссера и о ее месте в синтетическом искусстве музыкального театра.
Читателя ждет увлекательный и темпераментный рассказ Б.А.Покровского о его собственных постановках и о творческих секретах многих других мастеров искусства.
"Что, для чего и как?" - это еще и книга воспоминаний о встречах с композиторами, режиссерами, музыкантами, артистами, художниками - со Станиславским и Мейерхольдом, Стравинским и Прокофьевым, Рихтером и Улановой, Товстоноговым и Охлопковым, Козловском, Лемешевым и другими.
И еще это повествование о долгой жизни, полной событий грустных и радостных, о которых Покровский умеет рассказывать с тонким и мудрым юмором.

В книге более 600 иллюстраций - фотографии, большинство из которых взято из архивов, уникальные режиссерские автографы, зарисовки мизансцен и др....

Цена:
499 руб

2008 Copyright © 100films.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика