История кино и театра
Бумажные глаза Пришвина

Про фильмы и кино:


Бумажные глаза Пришвина



17 сентября 2007

 

Машина, пятясь, вползла в узкий проем одной из трущоб Васильевского острова. В дальнем углу двора-колодца дверь вела в странное помещение, напоминающее склад реликтов эпохи: допотопной телевизионной аппаратуры и зловещих символов режима — бюсты, плакаты, лозунги. Подумалось: телевизионные камеры конца 40-х смотрятся так же неправдоподобно, как чучела динозавров в зоологическом музее. Несмотря на огромность павильона, здесь было не протолкнуться, потому что всего как-то было чересчур много — праздных наблюдателей, громоздких сооружений загадочного происхождения, всяких и всяческих вещей вещиц, нелепых, знакомых только по фильмам и по рассказам.

 

Я знала, что Валерий Огородников, режиссер-постановщик фильма «Бумажные глаза», собрал колоритную необычную группу, что, помимо профессионального киноактера Александра Романцова, у него снимаются клоун Михаил Векшин, звезды старой эстрады Евгений Барков и Павел Рудаков, киноведы Сергей Лаврентьев и Олег Ковалов. Но об этом пришлось очень скоро забыть. Актеры, находившиеся в этот момент в павильоне, нисколько не напоминали ряженых персонажей ушедшей эпохи, напротив, зрители и организаторы съемок казались случайно затесавшимися сюда пришельцами из будущего. А те — в широченных брюках, двубортных пиджаках с огромными плечами и в крепдешиновых платьицах с остренькими подкладными плечиками, те, в бабочках и сорочках с пристегнутыми воротничками, были настолько неподдельны и пронзительны в этом точном попадании, что производили жутковатое впечатление перемещения во времени. Но что за дело и эка невидаль — бабочки и плечики... Лица, лица у них — те, оттуда. «Полдела сделано»,— подумала я. Но радость от предвкушения удачи, которую не может не сулить столь точный выбор режиссера, отчего-то существовала отдельно от некоего душевного дискомфорта, возникшего здесь, в павильоне. Очень быстро поняла: никакая реконструкция быта не отбрасывает в прошлое столь властно, как вот эти чудом угаданные люди, которым художники и гримеры как будто вернули их истинный облик.

 

Но как же сподобились мы такого прошлого а что оно нам такое, если от достоверной иллюзии его возвращения возникает это безответное, неподконтрольное чувство тревоги, желания вырваться, страха? Мне стало не по себе. Я поделилась своим впечатлением с замечательным актером Яшей Степановым, стоявшим тут же, в костюме и гриме почему-то Нечаева. Он остался доволен. Первоначальный замысел на пути к реализации претерпевает у режиссера Валерия Огородникова самые неожиданные приключения. По-моему, наша с ним беседа происходила как раз в момент одного из таких головокружительных виражей — Огородников был страшно весел, говорил загадками; посторонние предметы вызывали живейший его интерес, и заметную скуку — конкретные вопросы о будущем фильме. Мне было интересно, но понимания этот разговор не добавил, напротив, запутал еще больше.

 

Совсем недавно мы вместе учились во ВГИКе. Олег Ковалов, сыгравший в фильме «Бумажные глаза» одну из главных ролей, еще в институте, студентом киноведческого факультета, писал о каждой учебной работе режиссера Огородникова. Затем был первым его редактором на «Ленфильме». Сейчас они вместе на съемочной площадке.

 


— Поскольку формулировать — все же твоя основная профессия, я и решила с твоей помощью хоть в каком угодно приближении прояснить, что же это такое — фильм -Бумажные глаза»?

 

О. К. — Сценарий Ираклия Квирикадзе «Бумажные глаза Пришвина» 6 лет назад был предназначен к списанию; списывать поручили мне... А я показал этот сценарий Огородникову — тот сразу же зажегся; мы принялись сценарий спасать.

 

Нстория Квирикадзе была очень простая. Современные телевизионщики снимают картину о пионерах телевидения; углубившись в прошлое героев, узнают, что один из них, режиссер Хрусталев, погиб при загадочных обстоятельствах. Аура конца 40-х (которая, несомненно, возникала в сценарии и была его главной художественной удачей) сама по себе приводила к мысли о политической репрессии. Однако разгадка приводила к семейной, бытовой драме: приятель Хрусталева, Шутов, приревновав к жене, во время вечеринки просовывает швабру в рукава Хрусталеву, и тот, распятый столь нелепым образом, замерзает в сугробе. В финале Шутов, уже старый человек, вспоминает этот эпизод, выходит на балкон, распялив руки, и появляется призрак Хрусталева; они шли, под снегом, и к этой странной процессии присоединялся наш современник, герой фильма Пришвин.

 


— О какой же «простой» истории речь? Даже судя по тому, что ты рассказываешь, простой ее никак не назовешь.

 

— История была проста в том смысле, в каком прост анекдот. Бралась ситуация анекдотическая, а выяснялось, что она может быть трагичной. Но она была выполнена достаточно традиционно. Так вот, что изменилось? Здесь надо понять ход мыслей Огородникова, а Он непостижим.

 


— В некотором роде, прости за такое откровение, непостижим ход мыслей любого человека.

 

— Да, любого. Но у Огородникова это свойство есть свойство доминирующее, это основа его творческого метода. Он непредсказуем.

 

Никем, и в том числе самим собой. С «Бумажными глазами» произошло то же, что и со «Взломщиком»: в голове он держал сюжет, но снимал параллельно сценарию. Он один из немногих режиссеров, освободившихся от литературности мышления, от оков художественной ли, социально-проблемной ли логики. То есть логика в конечном счете есть, но не ею продиктован материал, а скорее интуитивно набранный материал затем рождает логику соединения.

 

В сценарии «Бумажные глаза» было два временных пласта: современность и ретроспекции, иллюстрирующие воспоминания героев. Это традиционное для кино сосуществование настоящего и прошлого. Огородников усложняет и дробит и время, и его восприятие. Сорок седьмой год существует в картине как бы в трех реальностях: в воображении Пришвина, в фильме (в котором он играет палача-следователя, это своего рода «фильм в фильме»), а также в хронике. Кроме того, призраки прошлого, рожденные воображением героя, словно бы материализуются и начинают жить вместе с ним в этой, уже четвертой по счету, реальности.

 


— Какой смысл вкладывает Огородников в эту путаницу с реальным и фантастическим? Как он трактует отношения Пришвина с призраками прошлого?

 

— Пришвин балансирует между двумя героями-антагонистами. Это капитан МГБ Шельменко, которого он играет как актер, и Хрусталев, некий идеальный человек тех же 40-х. Там есть сцена расстрела, когда режиссер Пришвин придумывает сцену и должен (по фильму своему) расстрелять двух людей в затылок. Сцену-то он придумывает, а сделать не может — его выворачивает. То есть примерил маску палача — не получается. А Хрусталев — человек-легенда, следы которого он пытается отыскать, и тщетно. Если упрощенно и примитивно формулировать, вероятно, речь идет о рефлексии современного человека, с раздробленным сознанием, с давящим грузом прошлого, примеривающего полярно противоположные маски призраков — то палача, то жертвы. Это переходный момент в жизни Пришвина, через который просматривается переходный момент в жизни общества. Это переплетение времен, по-моему, точно отражает сознание современного человека.

 

Л. Аркус
«Советский экран» № 12 1989 год




просмотров: 1477
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Leonard Nimoy signed 8x10 Photo Picture autographed VERY NICE + COA

$40.00
End Date: Sunday Apr-21-2019 12:33:47 PDT
Buy It Now for only: $40.00
|
Saoirse Ronan 8x10 Autographed Photo Picture signed Pic with COA

$33.29
End Date: Sunday Apr-21-2019 12:27:02 PDT
Buy It Now for only: $33.29
|
Paris Hilton 8x10 signed Photo autographed with COA

$48.67
End Date: Sunday Apr-21-2019 12:30:31 PDT
Buy It Now for only: $48.67
|
Peyton List 8x10 signed Photo autographed with COA

$43.25
End Date: Sunday Apr-21-2019 12:30:32 PDT
Buy It Now for only: $43.25
|
Cybill Shepherd 8x10 Autographed Photo Picture signed Pic with COA

$55.23
End Date: Sunday Apr-21-2019 12:12:36 PDT
Buy It Now for only: $55.23
|
Michael J Fox 8x10 signed Photo autographed with COA

$44.25
End Date: Sunday Apr-21-2019 12:32:29 PDT
Buy It Now for only: $44.25
|
Priyanka Chopra 8x10 Autographed Photo Picture signed Pic with COA

$49.87
End Date: Sunday Apr-21-2019 12:25:01 PDT
Buy It Now for only: $49.87
|
Norman Reedus 8x10 signed Photo autographed with COA

$62.56
End Date: Sunday Apr-21-2019 12:23:00 PDT
Buy It Now for only: $62.56
|
Natalie Portman 8x10 signed Photo autographed with COA

$46.23
End Date: Sunday Apr-21-2019 12:02:21 PDT
Buy It Now for only: $46.23
|
Kurt Russell Val Kilmer Tombstone 8x10 signed Photo autographed with COA

$35.25
End Date: Sunday Apr-21-2019 12:29:42 PDT
Buy It Now for only: $35.25
|
Carol Alt 8x10 Autographed Photo Picture signed Pic with COA

$43.50
End Date: Sunday Apr-21-2019 12:21:23 PDT
Buy It Now for only: $43.50
|
Mila Kunis 8x10 signed Photo autographed with COA

$48.69
End Date: Sunday Apr-21-2019 12:26:34 PDT
Buy It Now for only: $48.69
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Кино. Киноискусство
 
Дэвид Линч Поймать большую рыбу Catching the Big Fish: Meditation, Consciousness, and Creativity
Поймать большую рыбу
Текст этой книги обладает магическим свойством: он создает иллюзию присутствия в голове великого режиссера. Вместе с Дэвидом Линчем мы погружаемся в пучину творческого поиска, постигаем принципы трансцендентальной медитации, учимся управлять внутренней энергией и пытаемся поймать свою большую рыбу. Эта книга, ставшая бестселлером на Западе, - уникальный источник вдохновения для всех, кто желает развивать творческие способности. Она позволяет увидеть то, что раньше оставалось невидимым, услышать то, что всегда находилось за гранью слышимого, открыть дверь, о существовании которой вы даже не подозревали....

Цена:
525 руб

Закариас М. "Возвращение". Диптихи. Дорога
"Возвращение". Диптихи. Дорога
Книга включает в себя структурный разбор мифологических аспектов фильма "Возвращение" (2003) (3.Марко. Диптихи) и представление дискурсивного плана режиссерского видения кинокартины, получившей мировое признание и статус "культовой" (А.Звягинцев, К.Голубович. Дорога)....

Цена:
246 руб

Ив Монтан
Ив Монтан
Соловей Франции, выдающийся актер мирового кино, любимец женщин и кумир миллионов ценителей театрального искусства - все это Ив Монтан, о жизни которого и написана эта книга. Ее неоспоримое достоинство в том, что автор в увлекательной и доступной форме показывает Ива Монтана во всех его ипостасях: актер, певец, политик, возлюбленный, муж, отец.
Книга рассказывает о трудной, полной драматизма и испытаний жизни Ива Монтана, его любви к женщине.
Книга мудра, оптимистична и нет сомнений, что она глубоко взволнует самый широкий круг читателей....

Цена:
579 руб

Чувство экрана
Чувство экрана
Тема книги - мир современного киногероя. Тема эта и искусствоведческая (поэтому автор все время вторгается в проблемы кино как искусства, говорит не только о современном кино, но и о том, как оно развивалось) и публицистическая (киногерой имеет своих прототипов и потому побуждает к размышлениям о призвании самого человека в сложном современном мире).
Три раздела книги - "Лицо героя", "Сквозь время" и "Пути советского кино" - кроме новых исследований содержат и ранее опубликованные статьи, доработанные для настоящего издания....

Цена:
262 руб

Николай Губенко
Николай Губенко
Брошюра посвящена биографии и творчеству известного актера отечественного кино Николая Губенко.
Дополнено множеством фотоиллюстраций....

Цена:
80 руб

 Летопись Российского кино. 1946-1965
Летопись Российского кино. 1946-1965
Издание является продолжением ранее начатого исследовательского проекта, в рамках которого уже вышли первые два тома ("Летопись Российского кино. 1863-1929", "Летопись Российского кино. 1930-1945 .
Главная задача очередного выпуска "Летописи" - дать максимально полное и объективное на сегодняшний день описание основных событий истории отечественного кино в период 1946-1965 гг. Рассматривая кино не только как сферу искусства, но и как киноиндустрию, авторы-составители вводят в научный оборот обширнейший и принципиально новый материал, связанный с проблемами отраслевого управления, развитием кинопроизводства, кинопроката, техники кино, строительством кинопромышленных предприятий, состоянием международных связей и т.д. и т.п.
Точно также материалы очередного тома в значительной степени заполняют те пресловутые "белые пятна" в истории отечественного кинематографии, которые ранее по известным причинам не попадали в поле зрения историков кино. Среди них такие табуированные аспекты, как цензура, международные связи, репрессии, "творческая кухня" Агитпропа ЦК ВКП(б) и т.д.
Источниковой базой данного исследования послужили архивные фонды всех основных российских архивов (РГАЛИ, РГАСПИ, РГАНИ, ГА РФ, Госфильмофонда, Фонда культуры, архивы "Мосфильма" и других киностудий).
Все события, включенные в данный том, сопровождаются указанием на конкретные источники, послужившие основанием для установления даты и характеристики упоминаемых событий....

Цена:
418 руб

 Кино Европы. Актерская энциклопедия
Кино Европы. Актерская энциклопедия
В современный кинематограф стран Европы пришли новые поколения актеров. Голливуд нынче охотно ищет лица в Европе, благодаря чему звездами мирового класса стали англичане Хью Грант, Юэн Мак-Грегор, Дэниэл Дей-Льюис, Тим Рот, Кейт Уинслет, итальянки Моника Беллуччи и Азия Ардженто, французы Венсан Кассель, Одри Тоту, Ванесса Паради, Жан Рено, испанцы Антонио Бандерас, Хавьер Бардем, Пенелопа Крус, немцы Франка Потенте и Мориц Бляйбтрой. Перечень европейских мегазвезд внушителен, но гораздо длиннее список молодых, блестяще работающих у себя на родине и в сопредельных европейских странах. И хотя фильмы Европы, к которой немалой частью и Россия принадлежит, сегодня в мире смотрят на несколько порядков меньше, чем фильмы, снятые в Америке, авторы убеждены, что ситуация изменится и к этому следует готовиться. Смотреть, читать, знать.
Издание "Кино Европы. Актерская энциклопедия" пополнилось на треть, а это более ста имен. В статьях об актерах вы найдете обширный фактологический материал, киноведческий анализ наиболее значимых киноролей, информацию о личной жизни, подробную, а в ряде случая полную фильмографию на двух языках и библиографию, включающую книги, интервью, журнальные статьи. В конце тома помешен индекс оригинальных названий фильмов, что, несомненно, облегчит поиск необходимой вам информации.
Энциклопедия задумывалась как книга для чтения, как настольный справочник, предназначенный для тех, кто любит кино и стремится научиться в нем разбираться. Сегодня многоканальное и спутниковое телевидение, разноформатные электронные носители предоставляют зрителям возможность выбора....

Цена:
476 руб

 Словарь-справочник современных анимационных терминов
Словарь-справочник современных анимационных терминов
Анимационная индустрия всегда активно впитывала новые кинотехнологии и с их помощью порождала новые художественные приемы. Внедрение компьютеров совершило революцию в анимации: появилось новое оборудование, методы работы, специальности и новый профессиональный язык. Вместе с зарубежной теорией и практикой российскими аниматорами было перенесено на нашу почву большое количество терминов. При этом никто их не систематизировал и не сравнивал с ранее существовавшей лексикой. Авторы словаря впервые предприняли попытку исследовать, зафиксировать и привести к единому целому наиболее распространенную терминологию современных студий анимации и компьютерной графики.

Издание предназначено для специалистов в области анимации, студентов и преподавателей творческих вузов....

Цена:
701 руб

Крис Тейлор Как "Звездные Войны" покорили Вселенную
Как "Звездные Войны" покорили Вселенную
"Звездные войны" - это уникальный культурный феномен, самая знаменитая киновселенная в мире. У этих фильмов самая большая армия поклонников, и даже маленькие дети, которые не видели ни одного фильма, знают самых известных героев. Но как "Звездные войны" достигли таких высот? Загляните в нашу книгу и вы получите исчерпывающие ответы на вопросы: - Почему Джордж Лукас вообще стал снимать эти фильмы? - Почему сначала были сняты Эпизоды IV, V и VI, а лишь потом - первые три? - Как Гаррисон Форд стал главной звездой фильмов? - Как появились на свет костюмы штурмовиков и знаменитые световые мечи? - Почему Дарт Вейдер оказался отцом Люка Скайуокера? - Почему у "Звездных войн" них столько фанатов по всему миру? - Что побудило Лукаса продать свой уникальный бренд компании "Disney"? - Что ждет "Звездные войны" в будущем?...

Цена:
644 руб

Леонард Молтин О мышах и магии. История американского рисованного фильма
О мышах и магии. История американского рисованного фильма
В книге "О мышах и магии" американский киновед Леонард Молтин воссоздал историю блистательной эпохи американской рисованной анимации XX века. В круг его внимания попали Микки Маус и Бетти Буп, Багз Банни и Вуди Вудпекер, Майти Маус и Моряк Попай, Белоснежка и семь гномов и другие, менее известные персонажи. Начиная с немого периода кино, рассказывая о золотом веке Голливуда и останавливаясь на 80-х годах, автор прослеживает эволюцию анимационного искусства, рисует яркие образы главных творческих фигур и их студий - Уолта Диснея, Чака Джонса, Тэкса Эйвери, Мэла Бланка и множества других. Книгу перевел на русский язык выдающийся режиссер-аниматор Фёдор Савельевич Хитрук.


...

Цена:
1990 руб

2008 Copyright © 100films.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика