История кино и театра
ШТРАУБ ЖАН-МАРИ

ШТРАУБ ЖАН-МАРИ

(Straub Jean-Marie). Немецкий режиссер, сценарист. Родился 8 января 1933 г. В Метце. В 1955 г., не завершив образования в Страсбургском университете, отправился в Париж. Работал ассистентом у Абеля Ганса, Жана Ренуара, Робера Брессона. В начале 60-х гг. Ш. переехал в Германию, где вскоре стал одним из ве- дущихдеятелей "нового кино ФРГ". Это кинематографическое движение начинало свою деятельность с острой критики буржуазной культуры. В его рядах бышо немало убежденных и последовательных борцов с коммерцией. Ш. относился к числу самых непримиримых. "Фильм не должен быть машиной для создания иллюзий, — говорил режиссер, объясняя свой взгляд на киноискусство. — Пошлые кинематографические фантазии, уводящие в мир иллюзий, — удел буржуазного кинематографа. Иллюзионистскую тенденцию необходимо преодолевать с помощью такого художественного построения, которое не способствует идентификации героя со зрителем, а, напротив, формирует критическое отношение посредством очуждающего изображения привычных предметов окружающего мира". В таком подходе к проблемам искусства отчетливо чувствуется влияние Брехта. Именно Брехт с его теорией эпического театра впервые ввел в практику искусства особые, как он сам говорил, "очуждающие" механизмы активизации зрительского сознания. Он стремился к тому, чтобы зритель его театра, глядя на сцену, никогда не забывал, что это сцена. Так и Штрауб с подчеркнутой подчас намеренностью тоже напоминал зрителям, что они смотрят фильм, который не претендует быть достоверной копией реального мира. С этой целью был задействован целый арсенал художественных приемов, направленных на то, чтобы лишить зрителя иллюзии сопричастности происходящему на экране. Так, более "естественнной" фронтальной композиции предпочитал кадры, выстроенные по диагонали, использовал съемку с верхней, нижней или боковых точек, нарочито обнажал само движение камеры, используя ее резкие повороты и развороты, подчас на все 360 градусов.

Стремление утвердить собственный творческий стиль достаточно явно обнаружилось уже в первой большой работе Ш., фильме "Непримирившиеся" (1965), снятом по роману Г. Белля "Бильярд в половине десятого". Однако славу реформатора языка кино принесла ему "Хроника Анны-Магдалены Бах" (1967), посвященная жизни и творчеству знаменитого немецкого композитора. Из фильма, аскетически ясного, как и сама баховская музыка, устранено все, что могло стать намеком на интригу. Ш. вынес за пределы фильма все драматические моменты, способные помешать концентрации внимания на звучащей музыке. Отсюда неторопливое развитие действия. Длинные планы баховского оркестра, четко структурированное пространство кадра, пристальное внимание к предметам, некогда окружавшим композитора. Режиссер не скрывал своего намерения создать фильм, подчиняющийся совсем иным законам, чем того требует, скажем, поэтика голливудского биографического фильма. Эстетически холодный, суровый и аскетичный фильм Ш. может быть назван классическим образцом отрицания традиций, с течением времени сложившихся в кинематографе.

Еще ярче эта установка проявилась в его экранизации пьесы Корне- ля "Отон" (1969), вызвавшей громкую полемику в кинопрессе начала 70-х гг. Верный своей позиции отрицателя "традиционного буржуазного киноязыка", Ш. нарочито и намеренно не использовал драматические возможности, заложенные в трагедии. Радикальный формализм режиссера показал себя отнюдь не с лучшей стороны. Приверженносты Ш. "деконструкции" привела к разрушению самой идеи трагедии Кор- неля. Несравненно более удачной оказалась экранизация оперы Шенберга "Моисей и Аарон" (1974). Этот фильм прослеживал сложную диалектику взаимоотношений народных масс и их вождей в один из критических моментов становления новой религии. Он демифологизировал библейскую историю, раскрывая с помощью элементарных природных сил — воды, света и воздуха — пантеистичносты мировосприятия древнего человека и заражая зрителя чувством необыкновенной открытости и дружественности изображенной в фильме природы. Природа впервые вошла в творчество Ш., вошла не как фон, а как реальное действующее лицо духовной истории человечества. И этим в немалой степени объяснялась особая документальная достоверность фильма.

продолжал снимать фильмы и в 80-е, и в 90-е гг. ("Слишком рано, слишком поздно", "Классовые отношения", "Смерть Эмпедокла", "Черный грех", "Поль Сезанн", "Антигона"). Однако они уже не вызывали того интереса, какой выпал на долю этого художника в 70-е гг., эпоху повального увлечения идеями леворадикальных кинотеорий.

Судыба Ш. — судьба многих левых художников, честных, бескомпромиссных, стремящихся идти в искусстве своим собственным путем. И каким экстравагантным бы ни казался его подход к кино, он оказал свое влияние на практику европейского кинематографа. В частности, один из самый популярных и плодовитых режиссеров немецкого кино 70—80-х. Р.В. Фассбиндер называл Штрауба одним из своих учителей.

Г. Краснова

Фильмография: "Махорка-Муфф" (Ma- chorka-Mutf, к/м), 1962; "Непримирив- шиеся" (Nicht versohnt), 1965; "Хроника Анны-Магдалены Бах" (Chronik der Anna-Magdalena Bach), 1967; "Жених, комедиантка, сутенер" (Der Brautigam,die Komoediantin und der Zuhaeiter), 1968; "Отон" (Othon), 1969; "Урок истории" (Geschichtsunterricht, к/м), 1970; "Введение к Арнольду Шенбергу" (Einleitung zu Arnold Schoenberg), 1972; "Моисей и Аарон" (Moses und Aron), 1974; "Фортини/ Кани" (Fortini/Cani), 1976; "От облака к сопротивлению" (Dalla nube alla resisten- za), 1979; "Слишком рано, слишком поздно" (ZuFrueh/zuspaet), 1981; "Классовые отношения" (Klassenverhaeltnisse), 1983; "Смерть Эмпедокла" (DerTod des Empe- dokles), 1987; "Черный грех" (Schwarze Suende), 1988; "Поль Сезанн" (Paul Cezanne), 1990; "Антигона" (Antigone), 1991.

Библиография: Краснова Г. Фильмы Жана-Мари Штрауба и проблемы "деконструкции" буржуазного языка кино. // Кино и время. М., 1981; Roud R. Straub. London. 1971; Herzog. Kluge. Straub. Munchen, 1976; Straub J-M. // HuilletD. Klas- senverhaltnisse. Frankfurt, 1984.

 

источник: Режиссерская энциклопедия. Кино Европы
Т. Н. Елисеева - И. М. Кузьмина - В. В. Сысоева
Александр Николаевич Дорошевич - Гарена Викторовна Краснова
Энциклопедия подготовлена коллективом сотрудников отдела Европейского кино НИИ киноискусства Министерства культуры


просмотров: 1192
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*

$9.99
End Date: Friday Sep-27-2019 11:26:29 PDT
Buy It Now for only: $9.99
|
Jessa Rhodes 8 x 10 SEXY PHOTO [[[RARE]]]

$59.95
End Date: Tuesday Oct-15-2019 16:52:04 PDT
Buy It Now for only: $59.95
|
Johnny Depp & Tim Burton autographed 8x10 photo, signed, authentic, COA

$29.99
End Date: Monday Oct-14-2019 3:03:02 PDT
Buy It Now for only: $29.99
|
Bella Rose Super Sexy Bikini Adult Model Signed 8x10 Photo COA Proof 336

$66.95
End Date: Tuesday Oct-15-2019 20:21:18 PDT
Buy It Now for only: $66.95
|
Ric Ocasek Cars signed 8x10 Picture Photo autographed includes COA

$140.00
End Date: Tuesday Oct-15-2019 18:29:30 PDT
Buy It Now for only: $140.00
|
WILLIAM ZABKA SIGNED JOHNNY LAWRENCE FUNKO POP #180

$50.00
End Date: Tuesday Oct-15-2019 13:22:54 PDT
Buy It Now for only: $50.00
|
Creature from the Black Lagoon Ricou Browning autographed program

$150.00
End Date: Tuesday Oct-15-2019 12:17:27 PDT
Buy It Now for only: $150.00
|
Original American Werewolf In London Thai Poster Signed David Naughton

$12.00
End Date: Tuesday Oct-1-2019 21:45:56 PDT
Buy It Now for only: $12.00
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
«Ваш Магазин» Справочники и книги по зрелищному искусству.
 Вечное возвращениеВечное возвращение, 2019 г.
Разлогов К.Э.

Яркий портрет армянского режиссера Арутюна Хачатряна, написанный известным российским киноведом и культурологом Кирил­лом Разлоговым, раскрывает перед заинтересованными читателями широкую панораму кинематографической жизни на кинофестивалях в Европе, Азии и Америке, на советском и...
Цена: 383 руб.
 Николь Кидман. С широко закрытыми глазамиНиколь Кидман. С широко закрытыми глазами, 2010 г.
Грачев Алексей

Первая на русском языке книга о жизни и творчестве замечательной австралийско-американской актрисы. Долгое время Николь Кидман находилась в тени своего знаменитого мужа Тома Круза. Но благодаря упорству, блестящему актерскому таланту и неотразимому обаянию стала одной из самых...
Цена: 54 руб.
 Территория моей любвиТерритория моей любви, 2018 г.
Михалков Никита Сергеевич, Саляхова Эльвира Рафаэлевна

Книга знаменитого режиссера и актера Никиты Михалкова - замечательный пример яркой автобиографической прозы. Частная жизнь и творчество сплетены здесь неразрывно. Начав со своей родословной (в числе предков автора - сподвижники Дмитрия Донского и Ермака, бояре Ивана Грозного и Василий...
Цена: 476 руб.
 Счастье моё!Счастье моё!, 2019 г.
Сигалова Алла

Специально к 60-летнему юбилею автора: 28 февраля 2019 года!
Известный хореограф Алла Сигалова написала не обычную автобиографию, не обычные мемуары. “Счастье моё!” — это честная история о людях, бывших рядом и оставшихся в сердце и памяти: о Романе Козаке, Сергее Вихареве, Алексее...
Цена: 499 руб.
 EXO. Музыка с другой планеты. Биография группыEXO. Музыка с другой планеты. Биография группы, 2019 г.
Бесли Эдриан

EXO — группа с неземным талантом, которая штурмом захватила этот мир. Их запоминающиеся песни, волшебная музыка, клипы и невероятные перфомансы покорили миллионы фанатов. Такие синглы как "Growl", "Call me baby", "Monster", "Ko Ko Bop",...
Цена: 506 руб.
2008 Copyright © 100films.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика