История кино и театра
ЯПОНСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ

ЯПОНСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ

ЯПОНСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ. В 1896 в Японию был завезён кинетоскоп Эдисона, в 1897 - синематограф бр. Люмьер и вайтаскоп Эдисона. В 1899 созданы первые нац. видовые и игровые ф., зафиксированы на плёнку спектакли т-ра кабуки. Снятые в 1900 в Китае события Ихэтуаньского восстания (1899 - 1901) положили начало хроник.-док. кино. В 1903 появился первый стационарный к/т в Токио, в 1907 - в Осака. В 1908 в Токио построена первая к/ст, затем - в Киото. Произ-во "кацудо сясин" ("движущихся фотографий") сосредоточилось в этих двух центрах. Игровое кино развивалось в двух направлениях: "гэндайгэки" - ф. о современности (центр произ-ва в Токио) и "дзидайгэки" - ф., построенные на материале истории и фольклора (центр в Киото). Становление Я. к. проходило под сильным влиянием традиц. т-ра. Актёры играли в театр. манере, женские роли исполняли мужчины ("оннагата"). Ленты снимались с одной точки, действие сопровождалось пояснениями комментаторов - "бэнси". В 1910-х гг. в ф. реж. Сёдзо Макино появилась первая "звезда" Я. к.- Мацуноскэ Оноэ. В 1909 стал выходить первый журнал по вопросам кино - "Кацудосясинкай" (с 1913 наз. "Кинэма рэкодо", с 1919 - "Кинэма дзюмпо"). В 1912 все мелкие компании объединились в "Нихон кацу-досясин кабусики кайся" ("Никкацу").

Во 2-й пол. 10-х гг. в Я. к. начался отход от театральной традиции, активизировались поиски средств кинематографической выразительности. Становление собственно киноиск-ва связано с деятельностью первого теоретика кино Норимаса Каэрияма, реж. Эйдзо Танака, реформатора т-ра Каору Осанаи. В 1918 Каэрияма организовал Ассоциацию киноиск-ва, к-рая положила начало движению за "чистую кинодраму". Каэрияма настаивал на применении титров, на реалистич. манере исполнения, широком привлечении актрис, изменении методов съёмки и пытался реализовать это в своих картинах. Он же ввёл новый термин "эйга" ("кино"). Реж. Танака в ф. "Живой труп" (по Л. Н. Толстому. 1918), "Галантерейная лавка Кёя" (1922) стремился отразить реальную жизнь, а в ф. "Танец смерти" (1923) впервые в япон. кино в женских ролях снял актрис. В ленте "Клуб любителей" (1920), созд. реж. Кисабуро (Томас) Курихара и писателем Дзюнъитиро Танидзаки, отразился дух амер. "комической". В 1920 была осн. компания "Сётику", при к-рой Осанаи в 1921 организовал Исследовательский киноин-т. В нём начали свою деятельность мн. крупные япон. режиссёры - Генри Котани, Кёхико Усихара, Дайскэ Ито, Ясудзиро Симадзу. В ф. "Призраки на дороге" (1921, реж. Минору Мурата), созд. в ин-те, была применена новая техника монтажа, а структура и выразительность кадров делали излишним комментарий "бэнси".

В 1923 Токио подвергся разрушит, землетрясению, к-рое нанесло большой ущерб кинопром-сти. Центр Я. к. переместился в Киото. Это способствовало расцвету "дзидайгэки", и в первую очередь "кэнгэки" - динамичного фехтовального ф., близкого амер. вестерну. "Кэнгэки", критиковавшие феодальные традиции и самурайскую мораль, приобрели широкую популярность ("Странствия Тюдзи", реж. Ито, "Ребёнок-фехтовальщик", реж. Тэйноскэ Кинугаса,- оба 1927, "Улица ронинов. Рассказ первый", реж. Масахиро Макино, 1928). В фильмах "кэнгэки" выросли талантливые исполнители, среди к-рых выделяются Цумасабуро Бандо и Дэндзиро Окоти. Выпуск "гэндайгэки" в 20-х гг. отвечал установкам директора "Сётику" Сиро Кидо, призывавшего к произ-ву лёгких комедий и ф. о традиционно покорных женщинах ("дзёсэй эйга"); в них частично затрагивались социальные противоречия действительности. Эти установки наиболее полно отразились в картинах реж. Хэйноскэ Госё ("Плутовка", 1927, "Деревенская невеста", 1928), а также Усихара и Симадзу. Реалистич. показ жизни мелкой буржуазии отличал работы реж. Ясудзиро Одзу. Среди значит, "гэндайгэки" др. компаний - "Жена Сэйсаку" (1924) реж. Мурата с ярко выраженными антивоен. мотивами, остроумные комедии реж. Ютака Абэ "Женщина, коснувшаяся ног" (1926) и "Пять женщин, которые его окружают" (1927). В ф. реж. Кинугаса "Безумная страница" (1926) и "Перекрёсток" (1928) сложный ассоциативный монтаж раскрывал подсознание героев. В 1926 вышли на экран романтические, пронизанные элементами фантастики произв. реж. Кэнд-зи Мидзогути "Весенний шёпот бумажной куклы" и "Безумная страсть учительницы". Во 2-й пол. 20-х гг. усиление классовой борьбы, активизация деятельности рабочих партий и профсоюзов вызвали к жизни движение за пролет, культуру. Началось знакомство с теорией и опытом сов. кино. В 1929 был осн. союз япон. пролет. киноиск-ва ("Прокино"), активными деятелями к-poгo стали Гэндзю Саса, Акира Ивасаки. Деятели "Прокино" сняли хроник, и рисованные ф.: "Новости Прокино", "Похороны Ямамото Сэн", "Дети", "Река Сумида", "Асфальтовая дорога", "Одиннадцатый Первомай" и др. Одновременно родилось и направление "кэйко эйга" (тенденциозные ф.). В них критиковалось социальное устройство страны, обличалась жестокость капиталистич. общества. К значит, ф. этого направления относятся: "Холоп" (1927, реж. Ито), "Живая марионетка" (1929, реж. Тому Утида), "Симфония города" (1929, реж. Мидзогути), "Что заставило её сделать так?" (1930, реж. Сиэёси Судзуки), "Перед рассветом" (1931, реж. Кинугаса). В связи с фашизацией страны к 1934 репрессии и аресты задушили движение "Прокино", а цензура (введённая ещё в 1925) покончила с произ-вом "кэйко эйга".

Звук был впервые применён в ленте реж. Мидзогути "Родина" (1930), а с появлением на экране ф. "Соседка и жена" (1931, реж. Госё) окончательно утвердился на экране. Появление звука в кино привело к перестройке всей кинопром-сти. Обострилась конкуренция в сфере кинопроиз-ва, произошло слияние мелких компаний. В Я. к. по примеру Голливуда возникла система продюсеров. В 1937 была создана компания "Тохо".

В 30-е гг. Япония активно начала готовиться к войне. Значит, часть кинопродукции составляли милитаристские ленты. Но ф. ведущих япон. режиссёров были далеки от воен. пропаганды, отличались общей гуманистич. направленностью. В фильмах Одзу подробно воспроизводились быт и нравы мелкой гор. буржуазии. В своих грустных, лиричных, пронизанных мягким юмором лентах режиссёр рассказывал о взаимоотношениях родителей и детей, о крушении иллюзий, о необходимости взаимопонимания. К теме япон. семьи обращались Госё, Симадзу. В их произв., как и во мн. экранизациях япон. лит-ры, осуществлённых реж.

Сиро Тоёда, Микио Нарусэ, Утида, сложился жанр "сёмингэки" - ф. о простом народе. Сентиментальный и мелодраматичный, он стал излюбленным жанром Я. к. Произошли изменения и в "дзидайгэки". В ф. реж. Садао Яманака, Мансаку Итами, Хироси Инагаки, Ито этот жанр освободился от помпезности и бутафорской мишуры, на материале истории реально показывалась жизнь народа, критиковалась совр. действительность. После немой сатирич. комедии "Жизнь Бантакэ" (1933) Яманака пост. звук, картины "Татуированный с улицы" (1935), "Человеческие чувства и бумажные шары" (1937). В фильмах Итами "Необыкновенный патриот" (1932) и "Аканиси Какита" (1936) героями стали не исключительные личности, а рядовые люди, сильные духом. В 1936 Мидзогути пост. ф. "Элегия Нанива" и "Гионские сестры". Произв. Мидзогути, творчество к-рого оказало большое влияние на формирование нац. стиля япон. киноиск-ва, свойственны высокая изобразит. культура, точность жизненных наблюдений, достоверность детали. В 30-е гг. сложились осн. черты стилистич. своеобразия Я. к.: замедленность действия и созерцательность, преобладание плавно смонтированных долгих общих и средних планов. Объектив часто находился на уровне глаз сидящего на полу человека. Лаконизм и простота, свойственные япон. иск-ву, отразились на композиции кадров. Характерная для иск-ва Востока тяга к канону привела к кристаллизации кинематографич. жанров, повторяемости сюжетов и героев. Игра актёров стала реалистической и психологически достоверной. В эти годы в Я. к. появилась плеяда крупнейших актёров - Исудзу Ямада, Кинуё Танака, Сэцуко Хара, Кадзуо Хасэгава, Син Сабури, Кэн Уэхара, Сэссю Хаякава.

Значит. изменения в Я. к. произошли в связи с приходом к власти япон. милитаристов. В 1935 была организована Киноассоциация великой Японии, края способствовала фашизации Я. к. Вновь активизировалась цензура. Эскалация войны против Китая (1937) привела к подчинению хроник.-док. лент целям захватнич. политики. Шовинистич. и милитаристская пропаганда проникли и в худож. кино. Все эти тенденции были закреплены в 1939 Законом о кино. Произ-во худож. ф. сосредоточилось в компаниях "Сётику", "Тохо", "Дайэй" (осн. 1942). Хроника выпускалась фирмой "Нихон эйгася". В 1942 был объединён прокат. К концу войны производство ф. резко сократилось, ок. 40% к/т было закрыто.

В годы 2-й мировой войны прогрес. мастера Я. к. пытались уйти от тем современности в историю. Много ставилось ф. о т-ре кабуки. Однако в эти годы было создано неск. значит. картин об окружающей действительности. Среди них: "Пять разведчиков" (1938, реж. Томотака Тасака) о беспощадности войны, гуманистич. ф. о судьбе рикши "Жизнь Мухомацу" (1943, реж. Инагаки), одна из лучших лент о крестьянстве - "Земля" (1939, реж. Утида), а также поев, жизни деревни ф. "Лошадь" (1941, реж. Кадзиро Ямамото), включивший много хроник, кадров. Ряд талантливых картин о детях пост. реж. Хироси Симидзу ("Четыре времени года детей", 1939, и др.), в к-рых мир взрослых показан через восприятие детей.

Война дала сильный толчок развитию хроник.-док. кино. Тяга к документу сказалась и в одном из самых постановочных ф. о войне "Морские сражения в районе Гавайских островов и Малайского архипелага" (1942, реж. К. Ямамото). Значит. док. ленты пост. реж. Фумио Камэи ("Сражающиеся солдаты", 1940, и др.), вскоре запрещённые властями за антивоен. направленность.

После войны руководство Я. к. перешло к Сектору управления гражд. информации и образования, созд. при штабе амер. оккупац. войск. Первым возродилось док. кино. Ф. "Результаты взрыва атомной бомбы" (1946, реж. Ивасаки, Рюити Кано) был конфискован оккупац. властями и возвращён Японии только в кон. 60-х гг. В док. картине "Трагедия Японии" (1946, реж. Камэи) раскрывался механизм вовлечения Японии в войну. Прогрес. режиссура пыталась реализовать новые демократич. настроения в лентах "Утро в доме Осонэ" (реж. Кэйскэ Киносита), "Я не жалею о своей юности" (реж. Акира Куросава) и "Враги народа" (реж. Тадаси Имаи) - все 1946, "Война и мир" (1947, реж. Сацуо Ямамото, Камэи). В 1946 образовался Всеяпон. профсоюз работников кино и т-ра. В 1948 на "Тохо" была объявлена забастовка, длившаяся более 6 мес. Уволенные со студии прогрес. кинематографисты организовали произ-во ф. вне контроля крупных компаний. Возникшие в нач. 50-х гг. небольшие компании заложили основу "независимого" кинопроиз-ва. Вокруг этих компаний объединились реж. С. Ямамото, Имаи, Канэто Синдо, Кодзабуро Ёсимура, Миёдзи Иэки, Камэи, Хидэо Сэкигава, Сотодзи Кимура. Возник и независимый прокат. Ф. "независимых" сразу нашли своего зрителя. Они привлекали правдой жизни, идейной глубиной, простотой и доходчивостью формы. "Независимые" первыми стали разрабатывать антивоен. тему: "Зона пустоты" (по Хироси Нома, 1952, реж. С. Ямамото) о тяжёлой жизни в солдатской казарме, "Дети атомной бомбы" (1952, реж. Синдо) и "Хиросима" (1953, реж. Сэкигава), впервые рассказавшие о трагедии Хиросимы, "Последние женщины" (1954, реж. Киёси Кусуда, в сов. прокате "Трагедия острова Сайпан") о кровавых буднях войны. Появились худож. ф. о рабочем движении, экранизации произв. пролет. писателей:"Краболов" (по Т. Кобаяси, 1953, реж. Со Ямамура), "Улица без солнца" (по С. Токунага, 1954, реж. С. Ямамото), "Женщина идёт одна по земле", (1953, реж. Камэи). "Независимые" внесли в Я. к. новую стилистику. Они углублялись в исследование современности, взрывали устойчивый канон "дзидай-гэки" ("Буря в горах Хаконэ" по Т. Такакура, 1952, реж. С. Ямамото). Возникла кинодраматургия факта, появилось стремление к документализму в изображении жизни, хроник, материал включался в ткань худож. фильма. Среди "независимых" выделяется творчество реж. Имаи, С. Ямамото, Синдо. Имаи под влиянием итал. неореализма создал свой стиль - "реализм без слёз". Его ф., отличавшиеся глубиной исследования социальных проблем, ввели в жизнь термин "япон. неореализм". Гл. тема произв. Имаи - рядовой человек, его повседневные заботы, антивоен. настроения. Революц. темпераментом пронизаны ленты С. Ямамото, творчеству к-рого свойственны острая полемичность, беспощадность социального обличения, идейная значимость. Синдо наряду с антивоенными ставил ф. о жизни бедняков, опустившихся людей, часто впадая в натурализм. Значит. произв. "независимых" были созданы во 2-й пол. 50-х гг.: "Сводные братья" (1957, реж. Иэки), "Песня тележки" (1959, реж. С. Ямамото), филос. поэма "Голый остров" (1960, реж. Синдо) - вершина творчества "независимых". В движении "независимых" активно участвовали: сц. Ясутаро Яги, Юсаку Ямагата, Ёко Мидзуки; оп. Такэо Ито, Ёсио Миядзима, Дзюнъитиро Накао, Киёми Курода; коми. Ясуси Акутагава, Икума Дан, Акира Ифукубэ, Хикару Хаяси; актёры Ямада, Нобуко Отова, Кэйко Киси, Дзюкити Уно, Со Ямамура, Рэнтаро Микуни, Эйдзиро Тоно, Тайдзи Тонояма. К нач. 60-х гг. деятельность "независимых" прекратилась, не выдержав конкуренции "Большой шестёрки" (так назывались крупнейшие фирмы по произ-ву и прокату - "Сётику", "Никкацу", "Тохо", "Тоэй", "Дайэй", "Синтохо"). В 50-е гг. Я. к. вышла на первое место в мире по выпуску ф. (в 1958 - 504 картины). В эти годы старшее поколение режиссёров продолжало разрабатывать жанр "сёмингэки". В своей строгой реалистич. манере ставил ф. об отношениях между родителями и детьми Одзу ("Поздняя весна", 1949, "Токийская повесть", 1953), традиц. связи япон. семьи исследовал реж. Нарусэ ("Еда", 1951, "Мать", 1952, "Плывущее облако", 1955), сочувствием к "маленькому человеку" пронизаны фильмы Госё ("Там, откуда видны фабричные трубы", 1953). Реж. Тоёда экранизировал лучшие произв. япон. лит-ры ("Дикие гуси" по О. Мори, 1953, "Кошка, Сёдзо и две женщины" по Д. Танидзаки, 1956, "Снежный край" по Я. Кавабата, 1957). Наряду с лирич. комедиями ("Кармен возвращается на родину", 1951, первый цв. япон. фильм) Киносита снял картины "Трагедия Японии" (1953) и "Двенадцать пар глаз" (1954), сурово обличавшие войну. Антивоен. тема возродилась после отмены в 1949 цензуры оккупац. властей (заменена цензурным к-том "Эйрин") и разрабатывалась наряду с "независимыми" и в крупных компаниях.

Творч. подъёмом отмечено последнее пятилетие жизни Мидзогути. Режиссёр возвратился к своей гл. теме - судьбе женщин. Всемирное признание принесли ему ф. "Женщина Сайкаку" ("Жизнь О-Хару, куртизанки", 1952, в сов. прокате "Жизнь без счастья"), "Луна в тумане" (по А. Уэда, 1953), "Повесть Тикамацу" и "Управляющий Сансё" (по О. Мори) - оба 1954.

В 50-е гг. "дзидайгэки" вновь вышли на экран, но уже в новом качестве. На том лее материале средневековья ставились ф., разоблачавшие идеологию самурайства. Плодотворно работали в этом жанре реж. Утида, Кинугаса, Инагаки, Ито. Яркая и сильная творч. индивидуальность реж. Куросавы, в иск-ве к-рого сочетаются нац. и зап.-европ. традиции, окрасила своим талантом послевоен. Я. к. Мировую славу принёс режиссёру ф. "Расёмон" (по рассказам Р. Акутагава "В чаще", "Ворота Расёмон", 1950). Экранизируя Ф. М. Достоевского ("Идиот", 1951), М. Горького ("На дне", 1957), У. Шекспира ("Замок паутины" по "Макбету", 1957), Куросава переносил действие в Японию, сохраняя дух и глубину первоисточников. Гуманистич. решение важнейших вопросов бытия характеризует его ф. "Пьяный ангел" (1948) и "Жить" (1952). Острые проблемы действительности затронуты им в картинах "Записки живого" (1955), "Чем хуже человек, тем лучше он спит" (1960, в сов. прокате "Злые остаются живыми"). Реалистически трактуя прошлое в ф. "Семь самураев" (1954), "Телохранитель" (1961), "Красная борода" (по С. Ямамото, 1965), режиссёр внёс свой вклад в развитие "дзидайгэки". С Куросавой работали сц. Рюдзо Кикусима, Хидэо Огуни, Синобу Хасимото, Эйдзиро Хисаита, оп. Асакадзу Накаи и Кадзуо Миякава, комп. Фумио Хаясака и Масару Сато. В его ф. выдвинулись актёры Тосиро Мифунэ, Такаси С им ура, Масаюки Мори, Матико Кё, Ёсико Куга.

Беспощадно осуждая самурайскую мораль, реж. Масаки Кобаяси в своих произв. "Харакири" (1962) и "Восставший" (1967) использовал канонич. форму "кэнгэки". Антивоен. тему обогатили его ф. "Условия человеческого существования" (6 сер., 1959 - 61) и "Японская молодёжь" (1968, в сов. прокате "Гимн усталому человеку"). С антивоен. лентами выступил и Кон Итикава ("Бирманская арфа", 1956; "Полевые огни" по С. Оока, 1959). В ф. режиссёров старшего поколения впервые зазвучала тема "потерянной" молодёжи. Это были экранизации романов Синтаро Исихара, наиболее ярко выразившего психологию надломленности и равнодушия молодого поколения ("Солнечный сезон", 1956, реж. Такуми Фурукава, "Комната насилия", 1956, реж. Итикава, и др.), получившие назв. ф. о "солнечном племени".

Расширившееся ко 2-й пол. 50-х гг. произ-во ф., введение в 1954 системы показа двух ф. в один сеанс создали условия для прихода в кино нового поколения режиссёров, своим творчеством во многом изменивших лицо япон. киноиск-ва. Реж. Ясудзо Масумура в стремительном, напряжённом ритме ставил ленты о циничных молодых бунтарях. После выхода первых произведений работавших на "Сётику" реж. Нагиса Осима, Ёсисигэ Ёсида, Масахиро Синода возник термин "новая волна Офуна". В фильмах Осима появился новый герой - озлобленный молодой человек, отрицающий мораль и идеалы старшего поколения. Осима, покинув "Сётику" после конфликта, связанного с запретом его острополитич. ф. "Ночь и туман Японии" (1960), основал, как позднее сделали мн. режиссёры его поколения, собств. компанию, в к-рой ставил эссеистские ленты, отличавшиеся усложнённостью формы. Возвратом к ясности отмечены его произв. "Мальчик" (1969), "Церемония" (1971). Ёсида после ф. "Бездельники" (1960) создал сложные, трудные для восприятия, технически изощрённые картины: "История, написанная водой" (1965), "Эрос и убийство" (1969), "Героическое чистилище" (1970). Синода после ряда ф. о проблемах своего поколения пост. "Покушение на убийство" (1964), экранизировал драму Тикамацу "Самоубийство влюблённых на Острове Небесных сетей" (1969), ф. "Молчание" (1971), в к-рых воссоздана атмосфера прошлых эпох, удачно сочетаются стилистич. особенности традиц. т-ра с эстетикой кино. Сёхэй Имамура после антиамер. ф. "Свиньи и броненосцы" (1961) вывел на экран в картинах "Красная жажда убийства" (1964), "Послевоенная история Японии" (1970) непривычные для япон. кино образы деятельных и активных женщин; в ф. "Глубокая жажда богов" (1968) он сделал попытку исследовать личность совр. японца. Сусуму Хани волнуют мир детской души ("Скверные мальчишки", 1960, "Дети, взявшись за руки", 1964, "Миё", 1971), образы совр. женщин ("Он и она", 1963). Хани выступил и как исследователь-этнограф в лентах "Песнь Бвана Тоси" (1965), "Невеста из Анд" (1966). Своеобразные филос. притчи о свободе личности, о смысле жизни ставил Хироси Тэсигахара. В сотрудничестве с писателем Кобо Абэ он снял ф. "Западни" (1960), "Женщина в песках" (1964), "Чужое лицо" (1966), "Сгоревшая карта" (1968). Кирио Ураяма в своих ясных по форме ф., действие к-рых протекает среди трудового люда, разрабатывал социальную проблематику ("Город, где льют чугун", 1962, "Испорченная девчонка", 1963, "Женщина, которую я бросил", 1969). В ф. "Врата молодости" (1975, 1977) режиссёр отразил судьбу своего поколения. Воспитанник "независимых", Кэй Кумаи, придя в кино как автор острых политич. ф. ("Японские острова", 1966, "Земная свора", 1970), перешёл к произ-ву мелодрам ("Синобугава", 1972, и др.). Популярность приобрело творчество реж. Ёдзи Ямада, возродившего жанр "сёмингэки". Его работа "Мужчине живётся трудно" (29 сер., 1969 - 82) пронизана атмосферой и юмором гор. окраины, верой в победу добра. Судьбы простых людей предстают в картинах "Семья" (1970), "Родина" (1972, в сов. прокате "Когда сжигаются корабли"), "Жёлтый платочек счастья" (1977), "Эхо далёких гор" (1980).

В нач. 60-х гг. в Я. к. стали проявляться первые признаки кризиса; его гл. причина - развитие ТВ, регулярные передачи к-рого начались в 1953. Не помогли ни широкий экран, впервые установленный в 1957, ни широкоформатные ленты, демонстрировавшиеся с 1961. Резко сократилось произ-во картин, закрылись мн. к/т, в нац. прокате выросла доля заруб. ф. (ок. 60% импорта - ф. США). Катастрофически упало число зрителей. Кризис произ-ва привёл к резкому падению худож. уровня фильмов. Наиболее популярным становится жанр "якудза эйга" - ф. об организованной преступности. Массовым стало произ-во "пинк эйга" ("розовых" ф.), дешёвых поделок, главными в к-рых стали эротич. эпизоды.

В кон. 60-х гг. компании "Большой пятёрки" ("Синтохо" обанкротилась в 1961) начали терять ведущее положение в кинопром-сти. Новый толчок получило движение "независимых". Наряду с работами ветеранов ("Завод рабов", 1967, реж. С. Ямамото; "Река без моста", 1969, реж. Имаи, в сов. прокате "Без права на жизнь") ф. ставят молодые реж. Токихиса Морикава, Ацуси Такэда, Сабуро Ясу, Сэйдзиро Кояма. Активно продолжает работать реж. Синдо. После увлечения экранизациями легенд, пронизанных эротикой, Синдо пост, социально острый ф. "Обнажённые девятнадцатилетние" (1970, в сов. прокате "Сегодня жить, умереть завтра").

Массовый выпуск "якудза эйга", сохранившийся и в 70-х гг., выдвинул режиссёров Киндзи Фукасаку, Тосио Масуда, актёров Бунта Сугавара, Кэн Такакура. На смену популярным ф. о монстрах, к-рые ставили в 50 - 60-х гг. реж. Иносиро Хонда, Сюэй Мацубаяси, оператор по комбинир. съёмкам Эйдзи Цубурая, пришли ф. "паники" и "катастроф". По-прежнему сохраняют популярность "ф. о женщинах", к-рые снимает реж. Нобору Накамура, молодёжный ф., мелодрама. После неск. лет простоя вновь приступил к активной работе реж. Куросава - ф. "Додэскадэн" (1970, в сов. прокате "Под стук трамвайных колёс"), "Дерсу Узала" (по В. К. Арсеньеву, 1976, пост. в СССР), "Тень воина" (1980). С целью вывести Я. к. из тупика в 70-х гг. делалась ставка на произ-во крупных постановочных фильмов. Среди них выделялись работы реж. С. Ямамото - ф. "Война и люди" (по Дзюмпэй Гомикава, 6 сер., 1970 - 73), социально разоблачит, ф. о политич. и финансовой верхушке страны "Великолепное семейство" (1974), "Кольцеобразное затмение солнца" (1975). Многочисл. экранизации детективно-мистич. романов Сэйси Ёкомидзо, осуществлённые в 1975 - 78 реж. Итикава, Ёситаро Номура, и ленты, подражающие модели кассовых "боевиков" зап. кино ("Испытание человечности", 1977, реж. Дзюнъя Сато, и др.), вывели япон. ф. в число рекордсменов проката в стране. Характерным для 70-х гг. становится повторная экранизация лучших фильмов Я. к. прошлых лет и выпуск серийных фильмов. Значит. событием в Я. к. стал ф. "Легенда о Нарайяме" (1983, реж. С. Имамура).

Больших успехов в 60 - 70-е гг. добилось док. и науч. кино. Активно работает реж. Камэи. Успешно создают док. ф. мн. режиссёры худож. кино: "Токийская олимпиада" (1965, реж. Итикава), "Олимпиада в Саппоро" (1972, реж. Синода), "ЭКСПО-70" (1971, реж. Танигути). Среди значит. ф. док. киноленты реж. Синскэ Огава, Хани и Марико Мияги об опасности загрязнения окружающей среды, о детях.

Мульт. кино, возникшее ещё в 20-е гг., обрело широкую популярность во всём мире благодаря п/м мульт. ф. в стилистике У. Диснея, выпускаемым с 1958 компанией "Тоэй". Значительно интереснее ф. мастеров мультипликации, работающих в маленьких студиях, опирающихся в своих поисках на традиции нац. карикатуры. Выделяются мульт. ленты реж. Ёдзи Кури, неоднократно награждённые на Мкф.

В 70-х гг. произ-во и прокат япон. худож. ф. сосредоточились в руках "Большой четвёрки" ("Дайэй" обанкротилась в 1971). Док. и науч. ф. создаются в компаниях "Нитиэйсинся", "Иванамипро", "Ниппон эйгася", "Токио синэма", "Нихон докумэнто" и др. Прокатом, кроме "Большой четвёрки", занимаются компании "Тохо-Това", "Нихон хэрарудо", "Японское море" и др.

В 1982 выпущено 332 п/м худож. ф. (в 1960 - 547), имеется 2267 к/т (в 1960 - 7473), 155 млн. кинопосещений (в 1960 - 1014 млн.). Ведущие орг-ции Я. к.: Гильдия сценаристов Японии (осн. 1936), Ассоциация кинорежиссёров Японии (осн. 1936), Ассоциация кинооператоров Японии (осн. 1954), Федерация япон. кинопром-сти (осн. 1950), Ассоциация по продвижению япон. фильмов за рубежом (осн. 1957).

С 1926 ж. "Кинэма дзюмпо" определяет десять лучших ф. года, лучших режиссёра, сценариста, актёров, лучший заруб. фильм. Ежегодно за лучшие режиссуру, сценарий, операт. работу, исполнение женской и мужской ролей присуждаются нац. пр. "Голубая лента", приз газ. "Майнити", Мин-ва просвещения и др. орг-ций.

Исследованием и пропагандой киноиск-ва занимаются Совет кинобиблиотеки, Киноцентр (в прошлом отдел Гос. музея совр. иск-ва в Токио). Среди киноведов и критиков - Ивасаки, Тадао Урю, Акира Симидзу, Тадао Сато, Кадзуо Ямада, Дзюнъитиро Танака. В стране работает сеть киноклубов, первый из них был осн. в 1966. При крупных ун-тах открыты киноотделения с теоретич. курсом обучения. В 70-х гг. выходят спец. периодич. издания по вопросам кино - "Кинэма дзюмпо", "Эйга гэйдзюцу", "Синарио" и др. Издаётся ежегодник "Эйга нэнкан". (Илл. табл. CLXXXVIII - СХСII.)

Ивасаки А., Совр. япон. кино, пер. с япон., М., 1962; его же, История япон. кино, пер. с япон., М., 1966; Гене И., Меч и Хиросима, М., 1972; Иидзима Тадаси, Нихон эйгасн (История япон. кино), т. 1 - 2, Токио, 1955; Сато Тадао, Нихон эйга (Япон. кино), т. 1 - 5, Токио, 1956; Ямада Кадзуо, Эйга гэйдзюцурон (Иск-во кино), Токио, 1968; Танака Дзюнъитиро, Нихон эйга хаттацуси (История развития япон. кино), т. 1 - 5, Токио, 1975 - 76; Anderson J., Richie D., The Japanese film, Tokyo, [1959]; Giuglaris S., Giuglaris M., Le cinema japonais (1896 - 1955), P., 1956; Richie D., Japanese cinema, L., [1971]; Mellen J., The waves at genji's door, N. Y., 1976.

И. Ю. Гене.

'Живой труп'. Реж. Э. Танака. 1918
'Живой труп'. Реж. Э. Танака. 1918

'Безумная страница'. Реж. Т. Кинугаса. 1926
'Безумная страница'. Реж. Т. Кинугаса. 1926

'Гионские сестры'. Реж. К. Мидзогути. 1936
'Гионские сестры'. Реж. К. Мидзогути. 1936

'Жизнь Мухомацу'. Реж. X. Инагаки. (Актёр Т. Мифунэ.) 1943
'Жизнь Мухомацу'. Реж. X. Инагаки. (Актёр Т. Мифунэ.) 1943

'Пять разведчиков'. Реж. Т. Тасака. 1938
'Пять разведчиков'. Реж. Т. Тасака. 1938

'Поздняя весна'. Реж. Я. Одзу. 1949
'Поздняя весна'. Реж. Я. Одзу. 1949

'Расёмон'. Реж. А. Куросава. 1950
'Расёмон'. Реж. А. Куросава. 1950

'Женщина Сайкаку'. Реж. К. Мидзогути. 1952
'Женщина Сайкаку'. Реж. К. Мидзогути. 1952

'Хиросима'. Реж. X. Сэкигава. 1953
'Хиросима'. Реж. X. Сэкигава. 1953

'Женщина идёт одна по земле'. Реж. Ф. Камэи. 1953
'Женщина идёт одна по земле'. Реж. Ф. Камэи. 1953

'Там, откуда видны фабричные трубы'. Реж. X. Госё. 1953
'Там, откуда видны фабричные трубы'. Реж. X. Госё. 1953

'Луна в тумане'. Реж. К. Мидзогути. 1953
'Луна в тумане'. Реж. К. Мидзогути. 1953

'Семь самураев'. Реж. А. Куросава. (Актёр Т. Симура.) 1954
'Семь самураев'. Реж. А. Куросава. (Актёр Т. Симура.) 1954

'Врата ада'. Реж. Т. Кинугаса. 1954
'Врата ада'. Реж. Т. Кинугаса. 1954

'Песня тележки'. Реж. С. Ямамото. 1959
'Песня тележки'. Реж. С. Ямамото. 1959

'Полевые огни'. Реж. К. Итикава. 1959
'Полевые огни'. Реж. К. Итикава. 1959

'Голый остров'. Реж. К. Синдо. 1960
'Голый остров'. Реж. К. Синдо. 1960

'Женщина в песках'. Реж. X. Тэсигахара. 1964
'Женщина в песках'. Реж. X. Тэсигахара. 1964

'Восставший'. Реж. М. Кобаяси. (Актёры Т. Мифунэ и Т. Накадай.) 1967
'Восставший'. Реж. М. Кобаяси. (Актёры Т. Мифунэ и Т. Накадай.) 1967

'Река без моста'. Реж. Т. Имаи. 1969
'Река без моста'. Реж. Т. Имаи. 1969

'Война и люди'. Реж. С. Ямамото. 1970-73
'Война и люди'. Реж. С. Ямамото. 1970-73

'Додэскадэн. Реж. А. Куросава, 1970
'Додэскадэн. Реж. А. Куросава, 1970

'Смертная казнь через повешение'. Реж. Н. Осима. 1968
'Смертная казнь через повешение'. Реж. Н. Осима. 1968

'Обнажённые девятнадцатилетние'. Реж. К. Синдо. 1970
'Обнажённые девятнадцатилетние'. Реж. К. Синдо. 1970

'Мужчине живётся трудно'. Реж. Ё. Ямада. 1969 - 82
'Мужчине живётся трудно'. Реж. Ё. Ямада. 1969 - 82


Источник: Киноискусство. История кино Istoriya-kino.ru

Полезные интернет ресурсы:

100Films.ru Энциклопедия кинематографа

CanDance.ru Музыкально-танцевальная энциклопедия

EduSPB.ru БСЭ онлайн справочная литература

Educationspb.ru Культурология


просмотров: 1874
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Star Wars Billy Dee WIlliams signed Autograph Star Wars Celebration III

$1.50
End Date: Saturday Nov-10-2018 22:33:23 PST
Buy It Now for only: $1.50
|
SOFIA VERGARA - IN A THONG BIKINI !!!!!!!!

$5.99 (0 Bids)
End Date: Monday Oct-15-2018 19:06:45 PDT
|
Mercedes McCambridge Hand Signed Autographed Card GUARANTEED AUTHENTIC

$5.99 (1 Bid)
End Date: Monday Oct-15-2018 19:08:46 PDT
|
Shelly Winters Hand Signed Autographed Card GUARANTEED AUTHENTIC

$50.00
End Date: Tuesday Nov-13-2018 17:41:45 PST
Buy It Now for only: $50.00
|
Anna Kendrick authentic signed autographed 8x10 photograph JSA COA

$0.99 (0 Bids)
End Date: Sunday Oct-21-2018 19:36:34 PDT
|
ENGLISH ACTRESS MURIEL PAVLOW AUTOGRAPH 8 x 10 PHOTOGRAPH~

$3.99 (0 Bids)
End Date: Sunday Oct-21-2018 18:48:10 PDT
Buy It Now for only: $30.00
| |
WILLIAM CHRISTOPHER SIGNED Photo

$3.99 (0 Bids)
End Date: Sunday Oct-21-2018 18:25:42 PDT
Buy It Now for only: $30.00
| |
SUSAN MARSHALL SIGNED Photo

$1.50
End Date: Saturday Oct-27-2018 11:09:23 PDT
Buy It Now for only: $1.50
|
KATY PERRY - SITTING ON THE BEACH ALMOST TOTALLY NUDE !!!!

$5.99 (0 Bids)
End Date: Monday Oct-15-2018 19:10:18 PDT
|
Broderick Crawford Hand Signed Autographed Paper Page GUARANTEED AUTHENTIC

$9.99 (0 Bids)
End Date: Wednesday Oct-24-2018 20:57:07 PDT
|
Mary Oyaya Signed 8x10 Star Wars Celebration IV Official Pix

$19.99 (0 Bids)
End Date: Sunday Oct-21-2018 20:45:01 PDT
|
GEORGE LAZENBY - 8 x 10 - ON HER MAJESTY'S SECRET SERVICE - in Person

$12.95
End Date: Monday Oct-15-2018 17:23:21 PDT
Buy It Now for only: $12.95
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Кино. Киноискусство
 
 Звездные Войны. Энциклопедия персонажей
Звездные Войны. Энциклопедия персонажей
Уникальная энциклопедия расскажет всё самое интересное о ярких персонажах, упоминающихся в семи киноэпизодах культовой саги "Звёздные Войны". Как становятся охотниками за головами? Кто из джедаев сильнее всех? Какие дроиды используются Империей, Альянсом Повстанцев, Первым Орденом и движением Сопротивления?
Ответы на эти и сотни других вопросов ждут читателей на страницах невероятной книги, которая станет отличным подарком и для знатоков "Звёздных Войн", и для тех, кто впервые открывает для себя мир одной далёкой-далёкой галактики....

Цена:
1399 руб

Александр Молчанов Букварь сценариста
Букварь сценариста
Это улучшенное и дополненное издание книги Александра Молчанова для тех, кто хочет научиться писать по правилам кино.
Издание состоит из двух основных частей и приложений. В первой части описаны особенности работы над киносценарием, во второй - техники написания сериала.
Это не учебник - это увлекательная беседа с профессионалом, в результате которой вы научитесь писать кино....

Цена:
494 руб

 Breaking Bad. Официальное издание сериала "Во все тяжкие"
Breaking Bad. Официальное издание сериала "Во все тяжкие"
Сериал «Во все тяжкие» стал настоящей сенсацией в Америке и за ее пределами, заставив сначала сопереживать главному герою, а потом ненавидеть его. Эта подарочная книга — единственное официальное издание, приглашающее за кулисы самого революционного телепроекта последних лет.
Это настоящий путеводитель по сериалу, который рассказывает обо всех героях и эпизодах культовой картины. Книга «Во все тяжкие» содержит свыше 300 иллюстраций, ранее не опубликованные интервью с автором криминальной драмы Винсом Гиллиганом, а также секреты со съемочной площадки....

Цена:
699 руб

С. М. Эйзенштейн За кадром. Ключевые работы по теории кино
За кадром. Ключевые работы по теории кино
В данное издание включены ключевые работы С.М.Эйзенштейна по теории кино, отражающие его неустанные поиски в сфере режиссерского искусства, начиная с ранних театральных постановок ("Монтаж аттракционов", 1923) и заканчивая разработками звукозрительного и цветового решения его поздних киношедевров, "Александра Невского" и "Ивана Грозного" ("Вертикальный монтаж", 1940, "Цветовое кино", 1948). Художник и теоретик необычайно широкого размаха, Эйзенштейн остается не только одним из классиков отечественного кино, но и исследователем новых технических возможностей визуальных искусств (таких как объемное кино - "О стереокино", 1946-1947), решения и находки которого не устарели до сих пор.

Эта "малая энциклопедия" Эйзенштейна предназначена как для тех, кто обращается к его творчеству впервые, так и для тех, кто готов открывать новое в классических текстах....

Цена:
849 руб

The Film Wizardry of Fantastic Beasts and Where to Find Them
The Film Wizardry of Fantastic Beasts and Where to Find Them
Take a front-row seat and witness the filmmaking magic that brought J.K. Rowling’s script for Fantastic Beasts and Where to Find Them to the screen.  Explore the realm of fantastical creatures that roam the wizarding world and discover the magical cast of characters in pursuit of them.
Officially licensed by Warner Bros. Consumer Products, and designed by MinaLima, designers of the graphic props for the Harry Potter films as well as Fantastic Beasts and Where to Find Them, The Case of Beasts delivers an enchanting interactive experience by sharing filmmaking secrets, film photography and artwork, and behind-the-scenes stories from cast and crew. Full of removable, facsimile reproductions of props and paper ephemera from the movie, along with some very special effects, this collectible volume offers a unique look from the talented group who created this movie magic....

Цена:
2139 руб

Л. И. Сараскина Литературная классика в соблазне экранизаций. Столетие перевоплощений
Литературная классика в соблазне экранизаций. Столетие перевоплощений
Книга Л. М. Сараскиной посвящена одной из самых интересных и злободневных тем современного искусства - экранизациям классической литературы, как русской, так и зарубежной. Опыты перевоплощения словесного искусства в искусство кино ставят и решают важнейшую для современной культуры проблему: экранизация литературных произведений - это игра по правилам или это игра без правил? Экранизируя классическое литературное произведение, можно ли с ним проделывать все что угодно, или есть границы, пределы допустимого? В жгучих дискуссиях по этой проблеме ломаются копья. Автор предлагает анализ проблемы с точки зрения литературоведческой и киноведческой экспертизы. В центр рассмотрения поставлен вопрос: следует ли использовать литературное произведение только как повод для самовыражения или экранизатор должен ставить себе более крупные художественные задачи? Ведь, как пишет Л.И. Сараски-на, мастера кино, будто испытывая кислородное голодание, обращаются к литературной классике как к спасительному и живительному источнику, так что каждый год можно видеть новую кинокартину по Шекспиру, Толстому, Чехову, Достоевскому и другим мировым классикам.
Системный анализ экранизаций в контексте литературных первоисточников позволяет нащупать баланс между индивидуальным представлением режиссера об экранизируемой книге, его творческой свободой - и необходимостью соответствовать тексту литературного первоисточника. Книга позволяет понять творческие мотивы обращения режиссера к литературному тексту - в них зачастую кроется разгадка замысла и результата экранизации.
Сотни экранизаций, рассмотренных в книге, дают интереснейший материал для размышлений....

Цена:
949 руб

С. М. Эйзенштейн Неравнодушная природа. Том 2. О строении вещей
Неравнодушная природа. Том 2. О строении вещей
Мы твердо знаем - впереди победа над мраком.
Впереди - свет.
Но мы еще не можем освоиться с его лучами, разглядеть новую жизнь в этих новых его лучах, двинуться по новым дорогам, освещаемым ими.
Мы предвидим, предчувствуем, предощущаем его...
Есть нечто опьяняющее не только в сознании свободы духа, но и в ощущении исторического предела, положенного изживаемой стадии жизни, прежде чем от взлета [этой свободы] получить рукоположение на новый этап в развитии искусства. В такие мгновения ощущаешь живую поступь исторического движения Вселенной.
Пусть светильники в руках у нас, ожидающих света, будут чисты и готовы к тому мгновению, когда искусствам нашим предстанет необходимость выразить новое слово жизни. b>

С. М. Эйзенштейн

...

Цена:
779 руб

Театр и кино (комплект из 2 книг)
Театр и кино (комплект из 2 книг)
Настоящее двухтомное издание, посвященное драматургии и кинодраматургии Владимира Маяковского, охватывает все произведения поэта для театра, эстрады, цирка и кино. В двухтомник включены также высказывания Маяковского (статьи, заметки, письма, стенографические отчеты о выступлениях) как непосредственно относящиеся к этим произведениям, так и касающиеся общих вопросов театра и кинематографии.
Вступительная статья Б.И.Ростоцкого....

Цена:
2990 руб

Актеры зарубежного кино. Выпуск 10
Актеры зарубежного кино. Выпуск 10
Десятый выпуск сборника включает творческие портреты П.Брассера, М.Витти, М.Дитрих, Р.Марковича, Наргис, Э.Перкинса, В.Шестрема, П.Раксы и других. Рассказывая о наиболее значительных ролях этих актеров, авторы стремятся выявить характерные особенности их творческих индивидуальностей. Книга иллюстрирована фотопортретами актеров и кадрами из фильмов....

Цена:
175 руб

Актер на репетиции
Актер на репетиции
Книга знакомит с творчеством таких известных киноактеров, как И.Смоктуновский, К.Лавров, Д.Банионис, В.Шукшин, Н.Мордюкова, и других. Особенности их творческого почерка и исполнительного мастерства автор раскрывает, анализируя процесс работы над фильмами "Дядя Ваня", "Король Лир", "Калина красная", "Дочки-матери", "Лев Гурыч Синичкин".
Издание иллюстрировано фотографиями со съемок и кадрами из фильмов....

Цена:
201 руб

2008 Copyright © 100films.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика