История кино и театра
ЯПОНСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ

ЯПОНСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ

ЯПОНСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ. В 1896 в Японию был завезён кинетоскоп Эдисона, в 1897 - синематограф бр. Люмьер и вайтаскоп Эдисона. В 1899 созданы первые нац. видовые и игровые ф., зафиксированы на плёнку спектакли т-ра кабуки. Снятые в 1900 в Китае события Ихэтуаньского восстания (1899 - 1901) положили начало хроник.-док. кино. В 1903 появился первый стационарный к/т в Токио, в 1907 - в Осака. В 1908 в Токио построена первая к/ст, затем - в Киото. Произ-во "кацудо сясин" ("движущихся фотографий") сосредоточилось в этих двух центрах. Игровое кино развивалось в двух направлениях: "гэндайгэки" - ф. о современности (центр произ-ва в Токио) и "дзидайгэки" - ф., построенные на материале истории и фольклора (центр в Киото). Становление Я. к. проходило под сильным влиянием традиц. т-ра. Актёры играли в театр. манере, женские роли исполняли мужчины ("оннагата"). Ленты снимались с одной точки, действие сопровождалось пояснениями комментаторов - "бэнси". В 1910-х гг. в ф. реж. Сёдзо Макино появилась первая "звезда" Я. к.- Мацуноскэ Оноэ. В 1909 стал выходить первый журнал по вопросам кино - "Кацудосясинкай" (с 1913 наз. "Кинэма рэкодо", с 1919 - "Кинэма дзюмпо"). В 1912 все мелкие компании объединились в "Нихон кацу-досясин кабусики кайся" ("Никкацу").

Во 2-й пол. 10-х гг. в Я. к. начался отход от театральной традиции, активизировались поиски средств кинематографической выразительности. Становление собственно киноиск-ва связано с деятельностью первого теоретика кино Норимаса Каэрияма, реж. Эйдзо Танака, реформатора т-ра Каору Осанаи. В 1918 Каэрияма организовал Ассоциацию киноиск-ва, к-рая положила начало движению за "чистую кинодраму". Каэрияма настаивал на применении титров, на реалистич. манере исполнения, широком привлечении актрис, изменении методов съёмки и пытался реализовать это в своих картинах. Он же ввёл новый термин "эйга" ("кино"). Реж. Танака в ф. "Живой труп" (по Л. Н. Толстому. 1918), "Галантерейная лавка Кёя" (1922) стремился отразить реальную жизнь, а в ф. "Танец смерти" (1923) впервые в япон. кино в женских ролях снял актрис. В ленте "Клуб любителей" (1920), созд. реж. Кисабуро (Томас) Курихара и писателем Дзюнъитиро Танидзаки, отразился дух амер. "комической". В 1920 была осн. компания "Сётику", при к-рой Осанаи в 1921 организовал Исследовательский киноин-т. В нём начали свою деятельность мн. крупные япон. режиссёры - Генри Котани, Кёхико Усихара, Дайскэ Ито, Ясудзиро Симадзу. В ф. "Призраки на дороге" (1921, реж. Минору Мурата), созд. в ин-те, была применена новая техника монтажа, а структура и выразительность кадров делали излишним комментарий "бэнси".

В 1923 Токио подвергся разрушит, землетрясению, к-рое нанесло большой ущерб кинопром-сти. Центр Я. к. переместился в Киото. Это способствовало расцвету "дзидайгэки", и в первую очередь "кэнгэки" - динамичного фехтовального ф., близкого амер. вестерну. "Кэнгэки", критиковавшие феодальные традиции и самурайскую мораль, приобрели широкую популярность ("Странствия Тюдзи", реж. Ито, "Ребёнок-фехтовальщик", реж. Тэйноскэ Кинугаса,- оба 1927, "Улица ронинов. Рассказ первый", реж. Масахиро Макино, 1928). В фильмах "кэнгэки" выросли талантливые исполнители, среди к-рых выделяются Цумасабуро Бандо и Дэндзиро Окоти. Выпуск "гэндайгэки" в 20-х гг. отвечал установкам директора "Сётику" Сиро Кидо, призывавшего к произ-ву лёгких комедий и ф. о традиционно покорных женщинах ("дзёсэй эйга"); в них частично затрагивались социальные противоречия действительности. Эти установки наиболее полно отразились в картинах реж. Хэйноскэ Госё ("Плутовка", 1927, "Деревенская невеста", 1928), а также Усихара и Симадзу. Реалистич. показ жизни мелкой буржуазии отличал работы реж. Ясудзиро Одзу. Среди значит, "гэндайгэки" др. компаний - "Жена Сэйсаку" (1924) реж. Мурата с ярко выраженными антивоен. мотивами, остроумные комедии реж. Ютака Абэ "Женщина, коснувшаяся ног" (1926) и "Пять женщин, которые его окружают" (1927). В ф. реж. Кинугаса "Безумная страница" (1926) и "Перекрёсток" (1928) сложный ассоциативный монтаж раскрывал подсознание героев. В 1926 вышли на экран романтические, пронизанные элементами фантастики произв. реж. Кэнд-зи Мидзогути "Весенний шёпот бумажной куклы" и "Безумная страсть учительницы". Во 2-й пол. 20-х гг. усиление классовой борьбы, активизация деятельности рабочих партий и профсоюзов вызвали к жизни движение за пролет, культуру. Началось знакомство с теорией и опытом сов. кино. В 1929 был осн. союз япон. пролет. киноиск-ва ("Прокино"), активными деятелями к-poгo стали Гэндзю Саса, Акира Ивасаки. Деятели "Прокино" сняли хроник, и рисованные ф.: "Новости Прокино", "Похороны Ямамото Сэн", "Дети", "Река Сумида", "Асфальтовая дорога", "Одиннадцатый Первомай" и др. Одновременно родилось и направление "кэйко эйга" (тенденциозные ф.). В них критиковалось социальное устройство страны, обличалась жестокость капиталистич. общества. К значит, ф. этого направления относятся: "Холоп" (1927, реж. Ито), "Живая марионетка" (1929, реж. Тому Утида), "Симфония города" (1929, реж. Мидзогути), "Что заставило её сделать так?" (1930, реж. Сиэёси Судзуки), "Перед рассветом" (1931, реж. Кинугаса). В связи с фашизацией страны к 1934 репрессии и аресты задушили движение "Прокино", а цензура (введённая ещё в 1925) покончила с произ-вом "кэйко эйга".

Звук был впервые применён в ленте реж. Мидзогути "Родина" (1930), а с появлением на экране ф. "Соседка и жена" (1931, реж. Госё) окончательно утвердился на экране. Появление звука в кино привело к перестройке всей кинопром-сти. Обострилась конкуренция в сфере кинопроиз-ва, произошло слияние мелких компаний. В Я. к. по примеру Голливуда возникла система продюсеров. В 1937 была создана компания "Тохо".

В 30-е гг. Япония активно начала готовиться к войне. Значит, часть кинопродукции составляли милитаристские ленты. Но ф. ведущих япон. режиссёров были далеки от воен. пропаганды, отличались общей гуманистич. направленностью. В фильмах Одзу подробно воспроизводились быт и нравы мелкой гор. буржуазии. В своих грустных, лиричных, пронизанных мягким юмором лентах режиссёр рассказывал о взаимоотношениях родителей и детей, о крушении иллюзий, о необходимости взаимопонимания. К теме япон. семьи обращались Госё, Симадзу. В их произв., как и во мн. экранизациях япон. лит-ры, осуществлённых реж.

Сиро Тоёда, Микио Нарусэ, Утида, сложился жанр "сёмингэки" - ф. о простом народе. Сентиментальный и мелодраматичный, он стал излюбленным жанром Я. к. Произошли изменения и в "дзидайгэки". В ф. реж. Садао Яманака, Мансаку Итами, Хироси Инагаки, Ито этот жанр освободился от помпезности и бутафорской мишуры, на материале истории реально показывалась жизнь народа, критиковалась совр. действительность. После немой сатирич. комедии "Жизнь Бантакэ" (1933) Яманака пост. звук, картины "Татуированный с улицы" (1935), "Человеческие чувства и бумажные шары" (1937). В фильмах Итами "Необыкновенный патриот" (1932) и "Аканиси Какита" (1936) героями стали не исключительные личности, а рядовые люди, сильные духом. В 1936 Мидзогути пост. ф. "Элегия Нанива" и "Гионские сестры". Произв. Мидзогути, творчество к-рого оказало большое влияние на формирование нац. стиля япон. киноиск-ва, свойственны высокая изобразит. культура, точность жизненных наблюдений, достоверность детали. В 30-е гг. сложились осн. черты стилистич. своеобразия Я. к.: замедленность действия и созерцательность, преобладание плавно смонтированных долгих общих и средних планов. Объектив часто находился на уровне глаз сидящего на полу человека. Лаконизм и простота, свойственные япон. иск-ву, отразились на композиции кадров. Характерная для иск-ва Востока тяга к канону привела к кристаллизации кинематографич. жанров, повторяемости сюжетов и героев. Игра актёров стала реалистической и психологически достоверной. В эти годы в Я. к. появилась плеяда крупнейших актёров - Исудзу Ямада, Кинуё Танака, Сэцуко Хара, Кадзуо Хасэгава, Син Сабури, Кэн Уэхара, Сэссю Хаякава.

Значит. изменения в Я. к. произошли в связи с приходом к власти япон. милитаристов. В 1935 была организована Киноассоциация великой Японии, края способствовала фашизации Я. к. Вновь активизировалась цензура. Эскалация войны против Китая (1937) привела к подчинению хроник.-док. лент целям захватнич. политики. Шовинистич. и милитаристская пропаганда проникли и в худож. кино. Все эти тенденции были закреплены в 1939 Законом о кино. Произ-во худож. ф. сосредоточилось в компаниях "Сётику", "Тохо", "Дайэй" (осн. 1942). Хроника выпускалась фирмой "Нихон эйгася". В 1942 был объединён прокат. К концу войны производство ф. резко сократилось, ок. 40% к/т было закрыто.

В годы 2-й мировой войны прогрес. мастера Я. к. пытались уйти от тем современности в историю. Много ставилось ф. о т-ре кабуки. Однако в эти годы было создано неск. значит. картин об окружающей действительности. Среди них: "Пять разведчиков" (1938, реж. Томотака Тасака) о беспощадности войны, гуманистич. ф. о судьбе рикши "Жизнь Мухомацу" (1943, реж. Инагаки), одна из лучших лент о крестьянстве - "Земля" (1939, реж. Утида), а также поев, жизни деревни ф. "Лошадь" (1941, реж. Кадзиро Ямамото), включивший много хроник, кадров. Ряд талантливых картин о детях пост. реж. Хироси Симидзу ("Четыре времени года детей", 1939, и др.), в к-рых мир взрослых показан через восприятие детей.

Война дала сильный толчок развитию хроник.-док. кино. Тяга к документу сказалась и в одном из самых постановочных ф. о войне "Морские сражения в районе Гавайских островов и Малайского архипелага" (1942, реж. К. Ямамото). Значит. док. ленты пост. реж. Фумио Камэи ("Сражающиеся солдаты", 1940, и др.), вскоре запрещённые властями за антивоен. направленность.

После войны руководство Я. к. перешло к Сектору управления гражд. информации и образования, созд. при штабе амер. оккупац. войск. Первым возродилось док. кино. Ф. "Результаты взрыва атомной бомбы" (1946, реж. Ивасаки, Рюити Кано) был конфискован оккупац. властями и возвращён Японии только в кон. 60-х гг. В док. картине "Трагедия Японии" (1946, реж. Камэи) раскрывался механизм вовлечения Японии в войну. Прогрес. режиссура пыталась реализовать новые демократич. настроения в лентах "Утро в доме Осонэ" (реж. Кэйскэ Киносита), "Я не жалею о своей юности" (реж. Акира Куросава) и "Враги народа" (реж. Тадаси Имаи) - все 1946, "Война и мир" (1947, реж. Сацуо Ямамото, Камэи). В 1946 образовался Всеяпон. профсоюз работников кино и т-ра. В 1948 на "Тохо" была объявлена забастовка, длившаяся более 6 мес. Уволенные со студии прогрес. кинематографисты организовали произ-во ф. вне контроля крупных компаний. Возникшие в нач. 50-х гг. небольшие компании заложили основу "независимого" кинопроиз-ва. Вокруг этих компаний объединились реж. С. Ямамото, Имаи, Канэто Синдо, Кодзабуро Ёсимура, Миёдзи Иэки, Камэи, Хидэо Сэкигава, Сотодзи Кимура. Возник и независимый прокат. Ф. "независимых" сразу нашли своего зрителя. Они привлекали правдой жизни, идейной глубиной, простотой и доходчивостью формы. "Независимые" первыми стали разрабатывать антивоен. тему: "Зона пустоты" (по Хироси Нома, 1952, реж. С. Ямамото) о тяжёлой жизни в солдатской казарме, "Дети атомной бомбы" (1952, реж. Синдо) и "Хиросима" (1953, реж. Сэкигава), впервые рассказавшие о трагедии Хиросимы, "Последние женщины" (1954, реж. Киёси Кусуда, в сов. прокате "Трагедия острова Сайпан") о кровавых буднях войны. Появились худож. ф. о рабочем движении, экранизации произв. пролет. писателей:"Краболов" (по Т. Кобаяси, 1953, реж. Со Ямамура), "Улица без солнца" (по С. Токунага, 1954, реж. С. Ямамото), "Женщина идёт одна по земле", (1953, реж. Камэи). "Независимые" внесли в Я. к. новую стилистику. Они углублялись в исследование современности, взрывали устойчивый канон "дзидай-гэки" ("Буря в горах Хаконэ" по Т. Такакура, 1952, реж. С. Ямамото). Возникла кинодраматургия факта, появилось стремление к документализму в изображении жизни, хроник, материал включался в ткань худож. фильма. Среди "независимых" выделяется творчество реж. Имаи, С. Ямамото, Синдо. Имаи под влиянием итал. неореализма создал свой стиль - "реализм без слёз". Его ф., отличавшиеся глубиной исследования социальных проблем, ввели в жизнь термин "япон. неореализм". Гл. тема произв. Имаи - рядовой человек, его повседневные заботы, антивоен. настроения. Революц. темпераментом пронизаны ленты С. Ямамото, творчеству к-рого свойственны острая полемичность, беспощадность социального обличения, идейная значимость. Синдо наряду с антивоенными ставил ф. о жизни бедняков, опустившихся людей, часто впадая в натурализм. Значит. произв. "независимых" были созданы во 2-й пол. 50-х гг.: "Сводные братья" (1957, реж. Иэки), "Песня тележки" (1959, реж. С. Ямамото), филос. поэма "Голый остров" (1960, реж. Синдо) - вершина творчества "независимых". В движении "независимых" активно участвовали: сц. Ясутаро Яги, Юсаку Ямагата, Ёко Мидзуки; оп. Такэо Ито, Ёсио Миядзима, Дзюнъитиро Накао, Киёми Курода; коми. Ясуси Акутагава, Икума Дан, Акира Ифукубэ, Хикару Хаяси; актёры Ямада, Нобуко Отова, Кэйко Киси, Дзюкити Уно, Со Ямамура, Рэнтаро Микуни, Эйдзиро Тоно, Тайдзи Тонояма. К нач. 60-х гг. деятельность "независимых" прекратилась, не выдержав конкуренции "Большой шестёрки" (так назывались крупнейшие фирмы по произ-ву и прокату - "Сётику", "Никкацу", "Тохо", "Тоэй", "Дайэй", "Синтохо"). В 50-е гг. Я. к. вышла на первое место в мире по выпуску ф. (в 1958 - 504 картины). В эти годы старшее поколение режиссёров продолжало разрабатывать жанр "сёмингэки". В своей строгой реалистич. манере ставил ф. об отношениях между родителями и детьми Одзу ("Поздняя весна", 1949, "Токийская повесть", 1953), традиц. связи япон. семьи исследовал реж. Нарусэ ("Еда", 1951, "Мать", 1952, "Плывущее облако", 1955), сочувствием к "маленькому человеку" пронизаны фильмы Госё ("Там, откуда видны фабричные трубы", 1953). Реж. Тоёда экранизировал лучшие произв. япон. лит-ры ("Дикие гуси" по О. Мори, 1953, "Кошка, Сёдзо и две женщины" по Д. Танидзаки, 1956, "Снежный край" по Я. Кавабата, 1957). Наряду с лирич. комедиями ("Кармен возвращается на родину", 1951, первый цв. япон. фильм) Киносита снял картины "Трагедия Японии" (1953) и "Двенадцать пар глаз" (1954), сурово обличавшие войну. Антивоен. тема возродилась после отмены в 1949 цензуры оккупац. властей (заменена цензурным к-том "Эйрин") и разрабатывалась наряду с "независимыми" и в крупных компаниях.

Творч. подъёмом отмечено последнее пятилетие жизни Мидзогути. Режиссёр возвратился к своей гл. теме - судьбе женщин. Всемирное признание принесли ему ф. "Женщина Сайкаку" ("Жизнь О-Хару, куртизанки", 1952, в сов. прокате "Жизнь без счастья"), "Луна в тумане" (по А. Уэда, 1953), "Повесть Тикамацу" и "Управляющий Сансё" (по О. Мори) - оба 1954.

В 50-е гг. "дзидайгэки" вновь вышли на экран, но уже в новом качестве. На том лее материале средневековья ставились ф., разоблачавшие идеологию самурайства. Плодотворно работали в этом жанре реж. Утида, Кинугаса, Инагаки, Ито. Яркая и сильная творч. индивидуальность реж. Куросавы, в иск-ве к-рого сочетаются нац. и зап.-европ. традиции, окрасила своим талантом послевоен. Я. к. Мировую славу принёс режиссёру ф. "Расёмон" (по рассказам Р. Акутагава "В чаще", "Ворота Расёмон", 1950). Экранизируя Ф. М. Достоевского ("Идиот", 1951), М. Горького ("На дне", 1957), У. Шекспира ("Замок паутины" по "Макбету", 1957), Куросава переносил действие в Японию, сохраняя дух и глубину первоисточников. Гуманистич. решение важнейших вопросов бытия характеризует его ф. "Пьяный ангел" (1948) и "Жить" (1952). Острые проблемы действительности затронуты им в картинах "Записки живого" (1955), "Чем хуже человек, тем лучше он спит" (1960, в сов. прокате "Злые остаются живыми"). Реалистически трактуя прошлое в ф. "Семь самураев" (1954), "Телохранитель" (1961), "Красная борода" (по С. Ямамото, 1965), режиссёр внёс свой вклад в развитие "дзидайгэки". С Куросавой работали сц. Рюдзо Кикусима, Хидэо Огуни, Синобу Хасимото, Эйдзиро Хисаита, оп. Асакадзу Накаи и Кадзуо Миякава, комп. Фумио Хаясака и Масару Сато. В его ф. выдвинулись актёры Тосиро Мифунэ, Такаси С им ура, Масаюки Мори, Матико Кё, Ёсико Куга.

Беспощадно осуждая самурайскую мораль, реж. Масаки Кобаяси в своих произв. "Харакири" (1962) и "Восставший" (1967) использовал канонич. форму "кэнгэки". Антивоен. тему обогатили его ф. "Условия человеческого существования" (6 сер., 1959 - 61) и "Японская молодёжь" (1968, в сов. прокате "Гимн усталому человеку"). С антивоен. лентами выступил и Кон Итикава ("Бирманская арфа", 1956; "Полевые огни" по С. Оока, 1959). В ф. режиссёров старшего поколения впервые зазвучала тема "потерянной" молодёжи. Это были экранизации романов Синтаро Исихара, наиболее ярко выразившего психологию надломленности и равнодушия молодого поколения ("Солнечный сезон", 1956, реж. Такуми Фурукава, "Комната насилия", 1956, реж. Итикава, и др.), получившие назв. ф. о "солнечном племени".

Расширившееся ко 2-й пол. 50-х гг. произ-во ф., введение в 1954 системы показа двух ф. в один сеанс создали условия для прихода в кино нового поколения режиссёров, своим творчеством во многом изменивших лицо япон. киноиск-ва. Реж. Ясудзо Масумура в стремительном, напряжённом ритме ставил ленты о циничных молодых бунтарях. После выхода первых произведений работавших на "Сётику" реж. Нагиса Осима, Ёсисигэ Ёсида, Масахиро Синода возник термин "новая волна Офуна". В фильмах Осима появился новый герой - озлобленный молодой человек, отрицающий мораль и идеалы старшего поколения. Осима, покинув "Сётику" после конфликта, связанного с запретом его острополитич. ф. "Ночь и туман Японии" (1960), основал, как позднее сделали мн. режиссёры его поколения, собств. компанию, в к-рой ставил эссеистские ленты, отличавшиеся усложнённостью формы. Возвратом к ясности отмечены его произв. "Мальчик" (1969), "Церемония" (1971). Ёсида после ф. "Бездельники" (1960) создал сложные, трудные для восприятия, технически изощрённые картины: "История, написанная водой" (1965), "Эрос и убийство" (1969), "Героическое чистилище" (1970). Синода после ряда ф. о проблемах своего поколения пост. "Покушение на убийство" (1964), экранизировал драму Тикамацу "Самоубийство влюблённых на Острове Небесных сетей" (1969), ф. "Молчание" (1971), в к-рых воссоздана атмосфера прошлых эпох, удачно сочетаются стилистич. особенности традиц. т-ра с эстетикой кино. Сёхэй Имамура после антиамер. ф. "Свиньи и броненосцы" (1961) вывел на экран в картинах "Красная жажда убийства" (1964), "Послевоенная история Японии" (1970) непривычные для япон. кино образы деятельных и активных женщин; в ф. "Глубокая жажда богов" (1968) он сделал попытку исследовать личность совр. японца. Сусуму Хани волнуют мир детской души ("Скверные мальчишки", 1960, "Дети, взявшись за руки", 1964, "Миё", 1971), образы совр. женщин ("Он и она", 1963). Хани выступил и как исследователь-этнограф в лентах "Песнь Бвана Тоси" (1965), "Невеста из Анд" (1966). Своеобразные филос. притчи о свободе личности, о смысле жизни ставил Хироси Тэсигахара. В сотрудничестве с писателем Кобо Абэ он снял ф. "Западни" (1960), "Женщина в песках" (1964), "Чужое лицо" (1966), "Сгоревшая карта" (1968). Кирио Ураяма в своих ясных по форме ф., действие к-рых протекает среди трудового люда, разрабатывал социальную проблематику ("Город, где льют чугун", 1962, "Испорченная девчонка", 1963, "Женщина, которую я бросил", 1969). В ф. "Врата молодости" (1975, 1977) режиссёр отразил судьбу своего поколения. Воспитанник "независимых", Кэй Кумаи, придя в кино как автор острых политич. ф. ("Японские острова", 1966, "Земная свора", 1970), перешёл к произ-ву мелодрам ("Синобугава", 1972, и др.). Популярность приобрело творчество реж. Ёдзи Ямада, возродившего жанр "сёмингэки". Его работа "Мужчине живётся трудно" (29 сер., 1969 - 82) пронизана атмосферой и юмором гор. окраины, верой в победу добра. Судьбы простых людей предстают в картинах "Семья" (1970), "Родина" (1972, в сов. прокате "Когда сжигаются корабли"), "Жёлтый платочек счастья" (1977), "Эхо далёких гор" (1980).

В нач. 60-х гг. в Я. к. стали проявляться первые признаки кризиса; его гл. причина - развитие ТВ, регулярные передачи к-рого начались в 1953. Не помогли ни широкий экран, впервые установленный в 1957, ни широкоформатные ленты, демонстрировавшиеся с 1961. Резко сократилось произ-во картин, закрылись мн. к/т, в нац. прокате выросла доля заруб. ф. (ок. 60% импорта - ф. США). Катастрофически упало число зрителей. Кризис произ-ва привёл к резкому падению худож. уровня фильмов. Наиболее популярным становится жанр "якудза эйга" - ф. об организованной преступности. Массовым стало произ-во "пинк эйга" ("розовых" ф.), дешёвых поделок, главными в к-рых стали эротич. эпизоды.

В кон. 60-х гг. компании "Большой пятёрки" ("Синтохо" обанкротилась в 1961) начали терять ведущее положение в кинопром-сти. Новый толчок получило движение "независимых". Наряду с работами ветеранов ("Завод рабов", 1967, реж. С. Ямамото; "Река без моста", 1969, реж. Имаи, в сов. прокате "Без права на жизнь") ф. ставят молодые реж. Токихиса Морикава, Ацуси Такэда, Сабуро Ясу, Сэйдзиро Кояма. Активно продолжает работать реж. Синдо. После увлечения экранизациями легенд, пронизанных эротикой, Синдо пост, социально острый ф. "Обнажённые девятнадцатилетние" (1970, в сов. прокате "Сегодня жить, умереть завтра").

Массовый выпуск "якудза эйга", сохранившийся и в 70-х гг., выдвинул режиссёров Киндзи Фукасаку, Тосио Масуда, актёров Бунта Сугавара, Кэн Такакура. На смену популярным ф. о монстрах, к-рые ставили в 50 - 60-х гг. реж. Иносиро Хонда, Сюэй Мацубаяси, оператор по комбинир. съёмкам Эйдзи Цубурая, пришли ф. "паники" и "катастроф". По-прежнему сохраняют популярность "ф. о женщинах", к-рые снимает реж. Нобору Накамура, молодёжный ф., мелодрама. После неск. лет простоя вновь приступил к активной работе реж. Куросава - ф. "Додэскадэн" (1970, в сов. прокате "Под стук трамвайных колёс"), "Дерсу Узала" (по В. К. Арсеньеву, 1976, пост. в СССР), "Тень воина" (1980). С целью вывести Я. к. из тупика в 70-х гг. делалась ставка на произ-во крупных постановочных фильмов. Среди них выделялись работы реж. С. Ямамото - ф. "Война и люди" (по Дзюмпэй Гомикава, 6 сер., 1970 - 73), социально разоблачит, ф. о политич. и финансовой верхушке страны "Великолепное семейство" (1974), "Кольцеобразное затмение солнца" (1975). Многочисл. экранизации детективно-мистич. романов Сэйси Ёкомидзо, осуществлённые в 1975 - 78 реж. Итикава, Ёситаро Номура, и ленты, подражающие модели кассовых "боевиков" зап. кино ("Испытание человечности", 1977, реж. Дзюнъя Сато, и др.), вывели япон. ф. в число рекордсменов проката в стране. Характерным для 70-х гг. становится повторная экранизация лучших фильмов Я. к. прошлых лет и выпуск серийных фильмов. Значит. событием в Я. к. стал ф. "Легенда о Нарайяме" (1983, реж. С. Имамура).

Больших успехов в 60 - 70-е гг. добилось док. и науч. кино. Активно работает реж. Камэи. Успешно создают док. ф. мн. режиссёры худож. кино: "Токийская олимпиада" (1965, реж. Итикава), "Олимпиада в Саппоро" (1972, реж. Синода), "ЭКСПО-70" (1971, реж. Танигути). Среди значит. ф. док. киноленты реж. Синскэ Огава, Хани и Марико Мияги об опасности загрязнения окружающей среды, о детях.

Мульт. кино, возникшее ещё в 20-е гг., обрело широкую популярность во всём мире благодаря п/м мульт. ф. в стилистике У. Диснея, выпускаемым с 1958 компанией "Тоэй". Значительно интереснее ф. мастеров мультипликации, работающих в маленьких студиях, опирающихся в своих поисках на традиции нац. карикатуры. Выделяются мульт. ленты реж. Ёдзи Кури, неоднократно награждённые на Мкф.

В 70-х гг. произ-во и прокат япон. худож. ф. сосредоточились в руках "Большой четвёрки" ("Дайэй" обанкротилась в 1971). Док. и науч. ф. создаются в компаниях "Нитиэйсинся", "Иванамипро", "Ниппон эйгася", "Токио синэма", "Нихон докумэнто" и др. Прокатом, кроме "Большой четвёрки", занимаются компании "Тохо-Това", "Нихон хэрарудо", "Японское море" и др.

В 1982 выпущено 332 п/м худож. ф. (в 1960 - 547), имеется 2267 к/т (в 1960 - 7473), 155 млн. кинопосещений (в 1960 - 1014 млн.). Ведущие орг-ции Я. к.: Гильдия сценаристов Японии (осн. 1936), Ассоциация кинорежиссёров Японии (осн. 1936), Ассоциация кинооператоров Японии (осн. 1954), Федерация япон. кинопром-сти (осн. 1950), Ассоциация по продвижению япон. фильмов за рубежом (осн. 1957).

С 1926 ж. "Кинэма дзюмпо" определяет десять лучших ф. года, лучших режиссёра, сценариста, актёров, лучший заруб. фильм. Ежегодно за лучшие режиссуру, сценарий, операт. работу, исполнение женской и мужской ролей присуждаются нац. пр. "Голубая лента", приз газ. "Майнити", Мин-ва просвещения и др. орг-ций.

Исследованием и пропагандой киноиск-ва занимаются Совет кинобиблиотеки, Киноцентр (в прошлом отдел Гос. музея совр. иск-ва в Токио). Среди киноведов и критиков - Ивасаки, Тадао Урю, Акира Симидзу, Тадао Сато, Кадзуо Ямада, Дзюнъитиро Танака. В стране работает сеть киноклубов, первый из них был осн. в 1966. При крупных ун-тах открыты киноотделения с теоретич. курсом обучения. В 70-х гг. выходят спец. периодич. издания по вопросам кино - "Кинэма дзюмпо", "Эйга гэйдзюцу", "Синарио" и др. Издаётся ежегодник "Эйга нэнкан". (Илл. табл. CLXXXVIII - СХСII.)

Ивасаки А., Совр. япон. кино, пер. с япон., М., 1962; его же, История япон. кино, пер. с япон., М., 1966; Гене И., Меч и Хиросима, М., 1972; Иидзима Тадаси, Нихон эйгасн (История япон. кино), т. 1 - 2, Токио, 1955; Сато Тадао, Нихон эйга (Япон. кино), т. 1 - 5, Токио, 1956; Ямада Кадзуо, Эйга гэйдзюцурон (Иск-во кино), Токио, 1968; Танака Дзюнъитиро, Нихон эйга хаттацуси (История развития япон. кино), т. 1 - 5, Токио, 1975 - 76; Anderson J., Richie D., The Japanese film, Tokyo, [1959]; Giuglaris S., Giuglaris M., Le cinema japonais (1896 - 1955), P., 1956; Richie D., Japanese cinema, L., [1971]; Mellen J., The waves at genji's door, N. Y., 1976.

И. Ю. Гене.

'Живой труп'. Реж. Э. Танака. 1918
'Живой труп'. Реж. Э. Танака. 1918

'Безумная страница'. Реж. Т. Кинугаса. 1926
'Безумная страница'. Реж. Т. Кинугаса. 1926

'Гионские сестры'. Реж. К. Мидзогути. 1936
'Гионские сестры'. Реж. К. Мидзогути. 1936

'Жизнь Мухомацу'. Реж. X. Инагаки. (Актёр Т. Мифунэ.) 1943
'Жизнь Мухомацу'. Реж. X. Инагаки. (Актёр Т. Мифунэ.) 1943

'Пять разведчиков'. Реж. Т. Тасака. 1938
'Пять разведчиков'. Реж. Т. Тасака. 1938

'Поздняя весна'. Реж. Я. Одзу. 1949
'Поздняя весна'. Реж. Я. Одзу. 1949

'Расёмон'. Реж. А. Куросава. 1950
'Расёмон'. Реж. А. Куросава. 1950

'Женщина Сайкаку'. Реж. К. Мидзогути. 1952
'Женщина Сайкаку'. Реж. К. Мидзогути. 1952

'Хиросима'. Реж. X. Сэкигава. 1953
'Хиросима'. Реж. X. Сэкигава. 1953

'Женщина идёт одна по земле'. Реж. Ф. Камэи. 1953
'Женщина идёт одна по земле'. Реж. Ф. Камэи. 1953

'Там, откуда видны фабричные трубы'. Реж. X. Госё. 1953
'Там, откуда видны фабричные трубы'. Реж. X. Госё. 1953

'Луна в тумане'. Реж. К. Мидзогути. 1953
'Луна в тумане'. Реж. К. Мидзогути. 1953

'Семь самураев'. Реж. А. Куросава. (Актёр Т. Симура.) 1954
'Семь самураев'. Реж. А. Куросава. (Актёр Т. Симура.) 1954

'Врата ада'. Реж. Т. Кинугаса. 1954
'Врата ада'. Реж. Т. Кинугаса. 1954

'Песня тележки'. Реж. С. Ямамото. 1959
'Песня тележки'. Реж. С. Ямамото. 1959

'Полевые огни'. Реж. К. Итикава. 1959
'Полевые огни'. Реж. К. Итикава. 1959

'Голый остров'. Реж. К. Синдо. 1960
'Голый остров'. Реж. К. Синдо. 1960

'Женщина в песках'. Реж. X. Тэсигахара. 1964
'Женщина в песках'. Реж. X. Тэсигахара. 1964

'Восставший'. Реж. М. Кобаяси. (Актёры Т. Мифунэ и Т. Накадай.) 1967
'Восставший'. Реж. М. Кобаяси. (Актёры Т. Мифунэ и Т. Накадай.) 1967

'Река без моста'. Реж. Т. Имаи. 1969
'Река без моста'. Реж. Т. Имаи. 1969

'Война и люди'. Реж. С. Ямамото. 1970-73
'Война и люди'. Реж. С. Ямамото. 1970-73

'Додэскадэн. Реж. А. Куросава, 1970
'Додэскадэн. Реж. А. Куросава, 1970

'Смертная казнь через повешение'. Реж. Н. Осима. 1968
'Смертная казнь через повешение'. Реж. Н. Осима. 1968

'Обнажённые девятнадцатилетние'. Реж. К. Синдо. 1970
'Обнажённые девятнадцатилетние'. Реж. К. Синдо. 1970

'Мужчине живётся трудно'. Реж. Ё. Ямада. 1969 - 82
'Мужчине живётся трудно'. Реж. Ё. Ямада. 1969 - 82


Источник: Киноискусство. История кино Istoriya-kino.ru

Полезные интернет ресурсы:

100Films.ru Энциклопедия кинематографа

CanDance.ru Музыкально-танцевальная энциклопедия

EduSPB.ru БСЭ онлайн справочная литература

Educationspb.ru Культурология


просмотров: 1405
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
Lizzy Caplan 8x10 Signed Autographed Photo Picture with COA

$1.75
End Date: Sunday Nov-5-2017 6:06:09 PST
Buy It Now for only: $1.75
|
TIFFANI-AMBER THIESSEN - SEE THRU TOP !! AND A BIG SMILE !!!!!

$1.75
End Date: Friday Nov-10-2017 10:05:59 PST
Buy It Now for only: $1.75
|
EMILY PROCTOR - TOPLESS !!!!!!! (CSI, MIAMI)

$24.95
End Date: Saturday Oct-28-2017 17:55:17 PDT
Buy It Now for only: $24.95
|
Jenna Jameson Hand Signed 8 X 10 Color Photograph NMint Condition W/COA #2

$39.93
End Date: Wednesday Nov-22-2017 9:51:47 PST
Buy It Now for only: $39.93
|
ROBERT ENGLUND AUTOGRAPHED FREDDY KRUEGER SWEET DREAMS 8x10 SCARY HALLOWEEN PIC

$45.00
End Date: Monday Nov-20-2017 12:47:41 PST
Buy It Now for only: $45.00
|
Blade Runner hand signed screenplay plus free gift with purchase

$14.99
End Date: Monday Oct-30-2017 11:00:19 PDT
Buy It Now for only: $14.99
|
STEAMY AUTOGRAPHED 8X10 SIGNED BY DANIA RAMIREZ PLAYED CALLISTO IN X-MEN

$40.00
End Date: Wednesday Nov-22-2017 10:50:32 PST
Buy It Now for only: $40.00
|
Grant Gustin autographed signed 8x10 Photo Picture pic + COA

$1.75
End Date: Tuesday Oct-31-2017 11:08:08 PDT
Buy It Now for only: $1.75
|
PAM ANDERSON - IN THE BLACK ONE-PIECE DOING AN AD FOR A PLAYBOY PARTY !!!

$35.00
End Date: Wednesday Nov-22-2017 10:49:21 PST
Buy It Now for only: $35.00
|
Emily Ratajkowski autographed signed 8x10 Photo Picture pic + COA

$35.00
End Date: Wednesday Nov-22-2017 10:51:37 PST
Buy It Now for only: $35.00
|
Lexi Belle autographed signed 8x10 Photo Picture pic + COA

$69.95
End Date: Monday Nov-20-2017 22:29:10 PST
Buy It Now for only: $69.95
|
JOAN CRAWFORD actress 1959 signed condolences (husband died) thank-you letter

$75.00
End Date: Wednesday Nov-22-2017 7:08:17 PST
Buy It Now for only: $75.00
|
Морские круизы
Search Results from «Озон» Кино. Киноискусство
 
Роберт Макки История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только... Story: Substance, Structure, Style and the Principles of Screenwriting
История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только...
Цитата
"Мне как актрисе книга Роберта Макки, как ничто другое, дала понимание того, что такое сценарий и его структура" (Ингеборге Дапкунайте)

О чем книга
Преподаватель сценарного мастерства, гуру Голливуда Роберт Макки предлагает системный подход к "рассказыванию историй". Он предлагает отказаться от набора сюжетов и создать драматическую структуру: выбрать героя, среди многих событий найти самое важное, нарушающее порядок вещей, перейти к преодолению препятствий, довести дело до кризиса, показать, как герой решается, может быть, на единственно верный шаг и начинает действовать, а затем либо победа, либо… окончательное поражение - каждый волен выбирать свой финал. Эта книга - Библия для сценаристов и писателей, но, несомненно, будет полезна специалистам по связям с общественностью, маркетологам и всем, кто хотел бы научиться рассказывать интересно и, главное, убедительно.

Почему книга достойна прочтения
  • Это профессионально и досконально написанный труд, главная его задача - привлечь внимание к "ремесленной" части процесса создания сценария, да и любой истории.
  • Автор предлагает не штампы, а дает ключи к пониманию психологии восприятия. Его книга не пособие из разряда "сделай сам", а возможность усвоить и освоить механизмы воздействия на сознание и подсознание зрителя посредством мастерски рассказанной истории.
  • Автор убеждает, что именно владение мастерством позволяет наиболее полно реализовать талантливую идею в таком технологичном процессе, как создание фильма.
  • Авторитет Роберта Макки в кругах современных сценаристов и писателей огромен. Он - настоящий гуру современного Голливуда

  • Для кого эта книга
    Для всех, кто мечтает о своей "истории на миллион". Эта книга научит мастерству - практической реализации своих идей, которой так не хватает людям творческих профессий. Для сценаристов, писателей, продюсеров, менеджеров и арт-директоров кино и телевидения, для креативных рекламщиков и издателей. Для всех, кто хочет творить.

    Кто автор
    Роберт Макки - американский теледраматург, обязан мировой славой своему знаменитому семинару по технике сочинения сценариев. Он ведет его в переполненных аудиториях по всему миру. Помимо преподавания и сочинительства, консультирует ведущие кино- и телекомпании. Такие студии, как ABC, Disney, Miramax, Paramount, постоянно направляют своих сотрудников на его лекции. Фильмы его учеников получают самые престижные награды фестивалей, например: "Властелин колец", "Код да Винчи", "Бэтмен", "Валли", "Шрэк", "Секс в большом городе", "Люди Икс", "Звездные войны", "Великолепный Халк" и многие другие.

    Ключевые понятия
    Кино, продакшн, сценарное мастерство, мировой кинематограф, шоу-бизнес, история, писательское мастерство, мотивация, автор, сцена, сюжет.



    .

    ...

    Цена:
    552 руб

     MARVEL. Полная энциклопедия вселенной Marvel Travel Guide
    MARVEL. Полная энциклопедия вселенной
    Задайте себе вопрос: много ли вы знаете о других мирах? Пожалуй, с тех пор, как супергерои вроде Тора и Стражей Галактики начали своё триумфальное шествие по нашей планете, пришлось немного расширить горизонты, верно? И эта книга - лучший помощник в виртуальном странствии по далёким уголкам вселенной, забытым местечкам Земли и параллельным измерениям! Откройте энциклопедию - и узнаете немало нового об Асгарде, Латверии, родных планетах Читаури и Кри, Атлантиде, Негативной Зоне и многих других удивительных локациях!...

    Цена:
    1035 руб

    Эдвард Эпштейн Экономика Голливуда. На чем на самом деле зарабатывает киноиндустрия The Hollywood Economist: The Hidden Financial Reality Behind the Movies
    Экономика Голливуда. На чем на самом деле зарабатывает киноиндустрия
    Цитата
    "Главное - побольше соли". Настоящий ветеран кинопрокатного бизнеса объяснил свою мысль так: чем больше соли добавит кинотеатр в масло для попкорна, тем больше денег выручит, поскольку зрители будут чаще возвращаться в буфет за напитками, где купят еще больше попкорна.
    Эдвард Эпштейн

    О чем книга
    Книга о финансовой "кухне" главных киностудий Голливуда. О том, как финансируются фильмы, на чем зарабатывают кинотеатры, сколько получают актеры и что ждет "фабрику звезд" в цифровую эпоху.

    Почему книга достойна прочтения
  • Книга изменяет привычное представление о Голливуде и позволяет увидеть его изнутри.
  • Впервые популярно рассказано о сложном мире кинопроизводства и о том, какие огромные деньги можно в нем заработать.
  • Автор раскрывает массу любопытных фактов: сколько стоит застраховать правое колено Николь Кидман? почему Шварценеггеру удается заключать баснословно выгодные контракты? как заработать на старых кинопленках?

  • Для кого эта книга
    Для работников киноиндустрии, а также для всех любителей кино.

    Кто автор
    Эдвард Эпштейн - известный американский публицист, занимался исследованием политики и телевизионных новостей, преподавал политологию в Массачусетском технологическом институте и Калифорнийском университете. "Экономика Голливуда" - это четырнадцатая книга автора, основанная на публикациях Эпштейна на сайте онлайн-журнала Slate. В настоящее время автор проживает в Нью-Йорке.

    Ключевые понятия
    Голливуд, доходы киностудий, бюджет фильма.

    Особенности оформления книги
    Закладка-ленточка (ляссе)...

    Цена:
    409 руб

    Лоран Тирар Профессия режиссер. Мастер-классы
    Профессия режиссер. Мастер-классы
    Все великие режиссеры обладают своими секретами, и каждый из них - уникален. Сценарист и режиссер Лоран Тирар собрал в своей книге уникальные интервью самых известных режиссеров: Вуди Аллена, Дэвида Кроненберга, братьев Коэн, Тима Бертона и многих других. Выдающиеся мастера рассуждают о практических аспектах фильмопроизводства и делятся с читателями тайнами закулисья....

    Цена:
    454 руб

    Безенкова М.В. Экранная реальность и канон в советском кинематографе перестройки. Исторический, социальный и творче
    Экранная реальность и канон в советском кинематографе перестройки. Исторический, социальный и творче
    В монографии прослеживаются предпосылки и развитие экранной реальности в советском кинематографе перестроечной эпохи, рассматриваются исторический контекст возникновения новых выразительных средств, социальные элементы новых тематических горизонтов и творческие поиски канонических элементов в жанровых и авторских структурах....

    Цена:
    429 руб

    Андрей Плахов Режиссеры настоящего. В 2 томах. Том 1. Визионеры и мегаломаны
    Режиссеры настоящего. В 2 томах. Том 1. Визионеры и мегаломаны
    Издание "Режиссеры настоящего" представляет портреты (интервью и обзоры творчества) самых актуальных режиссеров современности, по версии известного киноведа Андрея Плахова. В первый том вошли рассказы о двенадцати ярчайших постановщиках мирового кино....

    Цена:
    519 руб

    Болшевские рассказы, или Занимательное киноведение
    Болшевские рассказы, или Занимательное киноведение
    "Болшевские рассказы" - это рассказы в занимательной форме о судьбах кинематографистов. Настоящее, второе издание содержит повествование о прошлом и настоящем советского кино и как бы наращивает материал в обе стороны - в историю и современность....

    Цена:
    282 руб

    За 60 лет. Работы о кино
    За 60 лет. Работы о кино
    В сборник работ известного советского критика и киноведа В.Шкловского входят статьи и исследования о кино, написанные автором за шестьдесят лет - с 1924 по 1983 г. Собранные воедино, они развёртывают широкую панораму становления и развития советского киноискусства.
    В книге содержится громадное количество ценнейшего историко-культурного материала. Особый интерес представляют творческие портреты крупнейших деятелей советского кинематографа - С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, Э.Шуб, братьев Васильевых, Дзиги Вертова, Г.Козинцева и многих других. Для специалистов-киноведов, историков культуры, а также читателей, интересующихся искусством кино....

    Цена:
    609 руб

    Николай Губенко
    Николай Губенко
    Брошюра посвящена биографии и творчеству известного актера отечественного кино Николая Губенко.
    Дополнено множеством фотоиллюстраций....

    Цена:
    125 руб

    Евгений Добренко Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив
    Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив
    Новая книга известного исследователя советской культуры Евгения Добренко посвящена производству истории в сталинизме. Обращаясь к литературным, историческим и политическим нарративам, и прежде всего к кинематографу, автор показывает, как сталинизм работал со временем, памятью и историей. Анализируя роль кино в превращении опыта прошлого в идеологический конструкт - сталинскую историю, автор особое внимание уделяет техникам репрезентации истории, которая всегда является репрезентацией власти. История рассматривается в книге как средство построения советской идентичности. Именно этому были посвящены исторические романы и фильмы, экранизации классиков, основные политические тексты сталинизма. Обращаясь к творчеству ведущих советских кинематографистов (С.Эйзенштейна, Вс. Пудовкина, А.Довженко, Ф.Эрмлера, Г.Козинцева, Л.Трауберга, М.Донского и М.Ромма), автор раскрывает роль кино в формировании советского политического воображаемого....

    Цена:
    339 руб

    2008 Copyright © 100films.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика