История кино и театра
ЭКРАНИЗАЦИЯ

ЭКРАНИЗАЦИЯ

ЭКРАНИЗАЦИЯ, интерпретация средствами кино произв. иного рода иск-ва: прозы, драмы, поэзии, театра, оперы, балета. С первых лет существования кинематограф видел в литературе источник образов, с равной энергией берясь за Евангелие, за выпуски бульварных книжек ("Ник Картер" В. Жассе, серия Л. Фёйада "Фантомас" по романам М. Аллена и И. Сувестра) и за У. Шекспира ("Гамлет" был экранизирован уже в 1900, а общее количество ф. по трагедии исчисляется десятками). Ж. Мельес вслед за сказками Ш. Перро экранизировал Дж. Свифта, Д. Дефо, В. Гёте. Первым рус. игровым ф. была "Понизовая вольница" (1908) - Э. нар. песни "Из-за острова на стрежень". По мотивам произв. А. С. Пушкина в год начала рус. кино-произ-ва было снято ок. 50 лент. Среди дальнейших обращений к рус. классике серьёзностью и культурой выделяются картины Я. А. Протазанова ("Пиковая дама", 1916, "Отец Сергий", 1918) и А. А. Санина ("Поликушка", 1919, выпуск 1922).

Взаимоотношения кинематографа с лит-рой достаточно сложны и многообразны. На первых порах сводясь к иллюстрации, к "живым картинам", навеянным сюжетами известных произв., Э. в дальнейшем обретает всё большую глубину истолкования лит-ры и всё большую худож. независимость. С одной стороны, кино разрешает себе пользоваться образами лит-ры на тех же правах, на каких оно пользуется образами фольклора, сюжетами истории или совр. хроники. Возникает и противоположное отношение, когда кинематографист видит свою задачу в максимальной полноте и точности приближения к источнику (так, "от строчки к строчке" франц. реж. Р. Брессон стремится экранизировать Д. Дидро или романы Ж. Бернаноса). Между этими крайними точками множество творч. вариантов. Напр., С. М. Эйзенштейн полагал, что условием Э. является "кинематографичность" мышления писателя, и доказывал, что бой из поэмы "Полтава" можно снимать по уже имеющимся в пушкинском тексте указаниям смены планов, движения камеры, монтажа и т. д. Интерпретация становится порой полемической. Так, ф. "Евангелие от Матфея" (1964) П. П. Пазолини, дословно придерживаясь текста писания, в то же время пронизан спором с традиц. христианством.

Нередко Э. сопровождается изменением историч. и нац. колорита места действия. В сов. киноиск-ве этот принцип не утвердился (хотя можно назвать наполненный реалиями груз, быта фильм Г. Н. Данелия "Не горюй!" по роману К. Тилье "Мой дядя Бенжамен", 1969), в мировом же кино он используется часто. Так, А. Куросава перенёс действия романа Ф. М. Достоевского "Идиот" в япон. город после 2-й мировой войны, а превращая "Макбет" Шекспира в "Замок паутины" ("Трон в крови", 1957), создал атмосферу япон. средневековой легенды. Ж. Ренуар приблизил к преддверию 2-й мировой войны действие ф. "Человек-зверь" (1938), созд. по роману Э. Золя. Л. Висконти, начав "Белые ночи" (1957) с воспроизведения рус. текста повести Достоевского - с "ятями" и твёрдыми знаками, далее развёртывает действие на улицах Ливорно сер. 20 в. Если у режиссёров-ремесленников модернизация ведёт лишь к нарушению реалистич. принципа типич. характеров в типич. обстоятельствах, у крупных мастеров итог того же опыта даёт высокие художественно-филос. результаты.

Могут весьма далеко расходиться и стилевые устремления ф. и экранизируемого произведения. Напр., по бульварному фантастич. роману о Дракуле Б. Стокера реж. Ф. В. Мурнау пост, известное произв. нем. киноэкспрессионизма "Носферату, симфония ужаса" (1922), и наоборот - филос. романтич. проза М. Шелли (роман "Франкенштейн") была использована в "фильмах ужасов" о Франкенштейне (США, Великобритания). Допускаются изменения жанровой природы экранизируемого произв.; так, роман "Приключения Оливера Твиста" Ч. Диккенса решён в кино как муз. комедия-стилизация ("Оливер!", 1968).

"Оптимальной", "нормальной" Э. принято считать такую, когда целью кинематографистов становится создание экр. аналогии экранизируемому произв., перевод его на язык кино с сохранением содержания, духа и слова. При этом естественны отказ от "буквализма перевода", сокращение побочных линий, концентрация действия. Подобный тип Э. утвердился с приходом звука в кино, со становлением "прозаич. кино" и романной формы на экране. Образец такой Э.- амер. картина "Унесённые ветром" (1939) по роману М. Митчелл.

В СССР период немого кино был ознаменован такими разнообразными фильмами, как "Шинель" Г. М. Козинцева и Л. 3. Трауберга по Н. В. Гоголю (сц. Ю. Н. Тынянов), "Мать" В. И. Пудовкина по М. Горькому (сц. Н. А. Зархи) - оба 1926, провозвестником нового типа Э. стал ф. "Пышка" (1934) М. И. Ромма по Г. Мопассану, а образцами её - "Чапаев" (1934) Г. Н. и С. Д. Васильевых по Д. А. Фурманову, "Пётр Первый" (1937 - 1939) В. М. Петрова по А. Н. Толстому, кинотрилогия "Детство Горького", "В людях", "Мои университеты" (1938 - 40) М. С. Донского по Горькому, "Молодая гвардия" (1948) по А. А. Фадееву и "Тихий Дон" (1957 - 58) по М. А. Шолохову - оба реж. С. А. Герасимова, "Попрыгунья" (1955) С. И. Самсонова по А. П. Чехову, "Отелло" (1956) С. И. Юткевича по Шекспиру, "Судьба человека" (1959) по Шолохову и "Война и мир" (1966-67) по Толстому - оба реж. С. Ф. Бондарчука, "Гамлет" (1964) и "Король Лир" (1971) по Шекспиру - оба реж. Козинцева. Среди лучших Э. также: "Сорок первый" (1956) Г. Н. Чухрая по Б. А. Лавренёву, "Белый пароход" (1976) Б. Т. Шамшиева по Ч. Т. Айтматову, "Братья Карамазовы" (1969) И. А. Пырьева и "Преступление и наказание" (1970) Л. А. Кулиджанова - оба по Достоевскому, "Восхождение" Л. Е. Шепитько по В. В. Быкову, "Неоконченная пьеса для механического пианино" Н. С. Михалкова по Чехову, "Древо желания" Т. Е. Абуладзе по новеллам Г. Н. Леонидзе - все 1977.

Погожева Л. П., Из книги в фильм, М., 1961; Ромм М., О кино и хорошей лит-ре, в его сб.: Беседы о кино, М., 1964; Маневич И., Кино и лит-ра, М., 1966; Книга спорит с фильмом, в сб.: Мосфильм, в. 7, М., 1973; За к М., Лит-ра и режиссер, "ИК", 1980, № 7; Маркова О., От литературата към екрана, София, 1981.

И. Н. Соловьёва.


Источник: Киностраницы из сов. энциклопедии 1987 Юткевич С. И.

Полезные интернет ресурсы:

100Films.ru Энциклопедия кинематографа

CanDance.ru Музыкально-танцевальная энциклопедия

EduSPB.ru БСЭ онлайн справочная литература

Educationspb.ru Культурология


просмотров: 1242
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Stan Lee Signed 8x10 Autographed Photo Reprint Spider Man Marvel Comics

$34.95
End Date: Thursday Jan-10-2019 9:04:43 PST
Buy It Now for only: $34.95
|
ZUZU autographed 8x10 photo from the Movie It's a Wonderful Life Great saying

$29.00
End Date: Thursday Jan-10-2019 22:15:15 PST
Buy It Now for only: $29.00
|
SIGNED KIM NOVAK Autographed 8" X 10 Photograph 1950 Collectible No. 100

$1.50
End Date: Saturday Dec-29-2018 18:57:03 PST
Buy It Now for only: $1.50
|
CARMEN ELECTRA - WITH A BUSTIERRE AND THEN HIDING IT WITH HER HAND !!!? SEXY !!

$6.99
End Date: Thursday Dec-20-2018 18:58:08 PST
Buy It Now for only: $6.99
|
Kate Beckinsale signed 8x10 photo SEXY Actress reprint WOW LOOK

$35.00 (0 Bids)
End Date: Tuesday Dec-18-2018 18:30:02 PST
|
RAMON NOVARRO VINTAGE AUTOGRAPHED - BEN HUR - HOLLYWOOD MURDER

$10.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Dec-16-2018 18:52:58 PST
|
Paul Walker signed 8X10 Photo Fast and Furious

$99.95
End Date: Thursday Jan-10-2019 12:03:01 PST
Buy It Now for only: $99.95
|
LADY GAGA SIGNED A STAR IS BORN 8X10 PHOTOGRAPH

$49.95 (0 Bids)
End Date: Sunday Dec-16-2018 11:45:40 PST
|
BRADLEY COOPER LADY GAGA AUTOGRAPHED A STAR IS BORN 8X10 PHOTO

$49.95 (0 Bids)
End Date: Sunday Dec-16-2018 11:43:25 PST
|
BRADLEY COOPER LADY GAGA SIGNED A STAR IS BORN 8X10 PHOTOGRAPH

$10.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Dec-16-2018 19:25:42 PST
|
Don Cheadle signed 8X10 photo War Machine Iron Man

$10.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Dec-16-2018 19:42:29 PST
|
Mickey Rourke signed 8X10 photo Iron Man Whip Lash

$10.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Dec-16-2018 19:44:44 PST
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Кино. Киноискусство
 
Дэвид Линч Поймать большую рыбу Catching the Big Fish: Meditation, Consciousness, and Creativity
Поймать большую рыбу
Текст этой книги обладает магическим свойством: он создает иллюзию присутствия в голове великого режиссера. Вместе с Дэвидом Линчем мы погружаемся в пучину творческого поиска, постигаем принципы трансцендентальной медитации, учимся управлять внутренней энергией и пытаемся поймать свою большую рыбу. Эта книга, ставшая бестселлером на Западе, - уникальный источник вдохновения для всех, кто желает развивать творческие способности. Она позволяет увидеть то, что раньше оставалось невидимым, услышать то, что всегда находилось за гранью слышимого, открыть дверь, о существовании которой вы даже не подозревали....

Цена:
525 руб

Сид Филд Киносценарий. Основы написания Screenplay: The Foundations of Screenwriting
Киносценарий. Основы написания

Сид Филд - всемирно известный сценарист, продюсер, педагог, преподаватель и автор нескольких бестселлеров, переведенных на многие языки мира. Его книги используются в качестве учебного материала в более чем 400 колледжах и университетах США. Филд стал первым представителем Ассоциации американских сценаристов, имя которого упоминается в Зале славы сценарного искусства. "Киносценарий" - одна из библий киноиндустрии, это одновременно профессиональный учебник и уникальный вдохновитель и мотиватор для начинающих сценаристов. Это полноценный учебник с пошаговыми инструкциями от первого слабого проблеска идеи до маркетинговых мероприятий для готового киносценария. Автор докажет, что написание киносценария — это творческий процесс, которому можно научиться.

...

Цена:
491 руб

 Летопись Российского кино 1981-1991
Летопись Российского кино 1981-1991
Издание является продолжением ранее начатого исследовательского проекта, в рамках которого уже вышли первые четыре тома ("Летопись российского кино. 1863-1929", "Летопись российского кино. 1930-1945", "Летопись российского кино. 1946-1965", "Летопись российского кино. 1966-1980 . Главная задача очередного выпуска "Летописи" дать максимально полное и объективное на сегодняшний день описание основных событий истории отечественного кино в период 1981-1991 годы. Рассматривая кино не только как сферу искусства, но и как киноиндустрию, авторы-составители вводят в научный оборот обширнейший и принципиально новый материал, связанный с проблемами отраслевого управления, репертуарной политики, развитием кинопроизводства, кинопроката, кинотехники и кинопромышленности, состоянием зарубежных связей, подготовки кадров и т. д. Источниковой базой данного исследования послужили архивные фонды основных российских архивов (РГАЛИ, РГАСИИ, РГАНИ, Фонда культуры и др.) События, включенные в данный том, сопровождаются указанием на конкретные источники, являющиеся основанием для установления даты и характеристики упоминаемых событий....

Цена:
649 руб

Джоди Ревенсон Квиддич. Как снимали любимый спорт волшебников
Квиддич. Как снимали любимый спорт волшебников
Квиддич - любимая игра волшебников по всему магическому миру. Эта красочная книга рассказывает, как игру в квиддич снимали в фильмах о Гарри Поттере. Кроме того, здесь вы увидите рассказы актеров, секреты создания фильма, а также потрясающую работу художников. К книге прилагается набор для создания вашей собственной деревянной 3D-модели золотого снитча, который сделан из прочного материала, не требующего склейки!
...

Цена:
701 руб

Фрэнсис Форд Коппола Живое кино. Секреты, техники, приемы
Живое кино. Секреты, техники, приемы
Цитата из книги

Представьте, что вы смотрите по телевизору бейсбол: матч в самом разгаре, разрыв в счете минимальный - и вдруг узнаёте, что на самом деле игра уже закончилась и ваша команда победила. И матч тут же становится похож на вчерашнюю газету: мертвый, скучный и не стоящий просмотра. Так в чем разница между зрелищем, которое развертывается на ваших глазах (и вы об этом знаете), и тем, что было снято заранее? Ведь фильм, как и его предшественник - театральный спектакль, определяется тем впечатлением, которое он производит на публику. Так что же может сделать режиссер, чтобы тот факт, что сценарий разыгрывается вживую, стал более очевидным для зрителей и заинтересовал их? Во время второй экспериментальной мастерской я был поглощен проблемой: как добиться того, чтобы моя трансляция выглядела и воспринималась аудиторией в точности как кино? Я стремился к тому, чтобы зрители сказали: "Да неужели это прямой эфир? Надо же, а смотрелось просто как фильм: ни за что не подумаешь, что все снимается  в режиме реального времени".
Фрэнсис Форд Коппола

О чем книга
Создатель "Крестного отца", "Апокалипсиса сегодня", "Дракулы" и других киношедевров не устает быть новатором и теперь. По мнению Фрэнсиса Форда Копполы, будущее кинематографа - за новой формой искусства, которое он назвал "живое кино". Оно объединит все лучшее, что придумано и успешно используется в кино, телевидении и театре. Такой фильм, снятый одним дублем, в режиме реального времени, с элементами сценической постановки и использованием новейших технологий, по уверению автора, даст режиссерам больше творческой свободы, а зрителям - ощущение, что они смотрят кино прямо в процессе его создания. В этой книге Коппола рассказывает о трудностях, с которыми столкнулся при подготовке и съемках "живого кино", размышляет об особенностях работы с актерами и построения кадра.

Почему книга достойна прочтения
Эта книга не только руководство по созданию "живого кино", но еще и автобиография кинорежиссера. Он рассказывает о людях и фильмах, которые на него повлияли, и делится личным взглядом на историю развития кинематографа и телевидения. 
В приложении вы найдете дневниковые записи Фрэнсиса Форда Копполы, которые он делал в ходе постановки "живого кино" в 2015 г. 

Для кого эта книга
Книга будет полезна профессионалам: теле- и кинорежиссерам, сценаристам, операторам, а также поклонникам работ Копполы и всем, кто интересуется кино.

Кто автор
Фрэнсис Форд Коппола - американский кинорежиссер, продюсер и сценарист. Во время учебы на отделении театра и кино в Колледже Хофстра и Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе писал рассказы и пьесы. В 1970 г. Коппола впервые заявил о себе, получив "Оскар" за сценарий к фильму "Паттон". На протяжении следующих десяти лет он создал такие картины, как "Крестный отец", "Американские граффити", "Разговор" и "Апокалипсис сегодня", которые принесли ему две "Золотые пальмовые ветви" Каннского кинофестиваля, 12 номинаций на "Оскар" и пять заветных статуэток. В 2015 и 2016 гг. организовал экспериментальные мастерские, на которых он снимал фильмы, используя новый формат "живое кино" - гибрид театральной и кинопостановки. В настоящее время он работает над циклом сценариев, которые надеется воплотить на экране посредством этого нового метода.

Отзывы
Вместо мемуаров - конкретные инструкции, взамен нравоучений мэтра - драйв неофита. На восьмом десятке Коппола не только не устал предсказывать, куда кино двинется в будущем, но и с энтузиазмом тянет его туда сам.
Михаил Идов, писатель, сценарист

Последние фильмы Фрэнсиса Форда Копполы похожи на работы режиссеров-дебютантов: малобюджетные, не  слишком внятные, раздумчивые. В отличие от других патриархов кино он не пестует свой стиль в самоповторах, а беспокойно продолжает искать новые формы самовыражения. Эта книга - лучшее тому подтверждение. После очередного творческого кризиса Коппола каждый раз возвращается в кино с чем-то неожиданным. На этот раз - с концепцией "живого кино", амбициозной смеси телевидения, театра и традиционного кинематографа. И даже если он сам по ряду причин не сможет осуществить свою мечту и создать большой "живой" фильм по собственному сценарию, за судьбу новой формы искусства можно не беспокоиться: в своей книге Коппола честно открывает все секреты создания "живого кино".
Станислав Дединский, старший редактор сайта "КиноПоиск", научный сотрудник НИИ киноискусства....

Цена:
499 руб

Касин Гейнс Назад в будущее. История создания
Назад в будущее. История создания
Поклонники трилогии "Назад в будущее" мечтали о такой книге уже несколько десятилетий. Это увлекательный рассказ о том, как создавался один из величайших американских киношедевров. Глубокое исследование фильмов Земекиса объясняет, почему путешествие, в которое отправляются желающие создать идеальный фильм, никогда не будет идеальным.

Но Касин Гейс не только создал для нас увлекательный рассказ знаменитой франшизе, посвященной путешествиям во времени, но, кроме того, использовал свои связи, чтобы внимательно изучить закулисные истории Голливуда. Его исследование полно безумного энтузиазма и обрушивает на читателей никому не известные истории о том, что происходит на съемочной площадке и рядом с ней....

Цена:
479 руб

Виктор Мазин Лакан в кино
Лакан в кино
Книга, написанная известным психоаналитиком и тео­ретиком кино Виктором Мазиным, посвящена отноше­ниям Лакана и кинематографа, анализу отдельных филь­мов, а также тому, что автор называет "частной теорией кино". Частная теория кино подчеркивает, что нет апри­орной психоаналитической методологии, что она скла­дывается вместе с просмотром и анализом фильма и, как и психоаналитический случай, являет собой неповтори­мую сингулярность. Литературная форма книги строится на авторской фантазии, согласно которой Лакан вместе с читателем находится в воображаемом кинотеатре, смо­трит фильмы и их комментирует. Комментарии — это либо высказывания по поводу фильмов, которые дей­ствительно произвели впечатление на Лакана, например, "Месье Верду" Чаплина или "Империя чувств" Осимы, либо это уместные цитаты к тем фильмам, которые Лакану видеть не довелось, например "We Fuck Alone" Гаспара Ноэ или "Армии Франкенштейна" Ричарда Рапхорста....

Цена:
669 руб

Антон Долин Ларс фон Триер. Контрольные работы
Ларс фон Триер. Контрольные работы
Мыслитель, радикал, экспериментатор, литератор, художник, Ларс фон Триер остается одной из самых крупных и противоречивых фигур европейского кинематографа рубежа XX и XXI столетий. Исследованию его всегда очень разных, часто шокирующих и провокативных фильмов кинокритик Антон Долин посвятил много лет. В книге анализируется творчество режиссера, а также публикуются обстоятельные интервью с самим Триером и с его коллегами - режиссерами и актерами....

Цена:
393 руб

Джеймс Нэрмор Кубрик On Kubrick
Кубрик
Исследование Джеймса Нэрмора - это уникальная по энциклопедичности и глубине книга об одном из величайших кинорежиссеров ХХ века. Стэнли Кубрик - мегаломан, драматург, изобретатель, знаток литературы, философии и истории - предстает в этой книге художником, которого по праву можно назвать создателем особого и незабываемого мира....

Цена:
799 руб

Линдсей Андерсон Никогда не извиняйся Never Apologise
Никогда не извиняйся
В сборник вошли избранные статьи и интервью Андерсона, неизменно эмоциональные и полемичные....

Цена:
839 руб

2008 Copyright © 100films.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика