История кино и театра
ХУДОЖНИК

ХУДОЖНИК

ХУДОЖНИК в игровом кино, один из авторов идейно-худож. замысла ф., активный участник его образного воплощения. На всём протяжении развития игрового кино одна из основных задач X.- создание декораций. Поэтому назв. "кинодекорац. иск-во" часто используется как синоним творчества кинохудожника. На практике сфера его деятельности значительно шире, а формы работы над ф. многообразны. В подготовит, период X. на основе сценария создаёт изобразит. экспликацию, раскадровку, эскизы натурных и павильонных сцен, эскизы костюмов, разрабатывает планировку декораций в макетах и чертежах, участвует в выборе натуры. X. руководит постройкой декораций, участвует в съёмке. Вся его работа направлена на создание целостного пластич. образа ф. в динамич. развитии. Работа X. протекает в тесном контакте с деятельностью режиссёра и оператора.

В творчестве X. кино сочетаются характерные особенности старших пластич. иск-в и молодого иск-ва экрана. На всех этапах развития большое влияние на деятельность X. кино оказывают т-р, живопись, графика, архитектура. В то же время специфич. выразительные средства, обретённые экраном с помощью X., находят отклик в станковом иск-ве, на сцене и на ТВ. Многие X. успешно работают одновременно в кино, т-ре, в области станкового иск-ва и иллюстрации. Эскиз, раскадровка, выполненные средствами живописи, графики, часто имеют самостоятельную худож. ценность.

В отличие от двухмерности живописи и графики, трёхмерности скульптуры и архитектуры, киноизображение имеет четвёртое измерение - время, что сближает кино с т-ром. Но физич. пространство драм, действия в кино воспринимается лишь как "увиденное глазом" кинообъектива и спроецированное на плоскость экрана. Поэтому в творчестве X. особенно остро стоит проблема взаимосвязи пространства и плоскости, пространства реального и иллюзорного, пространства и времени (см. Пространство в кино, Время в кино). Изобразит, композиция ф. подчиняется не живописному, а кинематографич. принципу. Традиц. выразит. средства пластич. иск-в - пространство, объём, плоскость, линия, пятно, свет, цвет, фактура - используются в таких формах и сочетаниях, к-рые сообщают экр. композиции открытую и потенциальную динамичность, возможность развития пластич. образа в соответствии с требованиями драматургии. Работа в кино требует от X. архит. мышления. Строя и преображая реальное пространство будущего кинематографич. действия, он создаёт его образную эмоц. среду. Пространств, композиция в эскизе и декорации строится с учётом максимальной выразительности разл. точек съёмки, внутрикадрового движения и движения камеры, смены планов.

На творчество X. непосредственно влияют уровень развития операт. иск-ва и съёмочной техники. Появление звука, цвета, широкий экран, съёмка с движения и многокамерная съёмка в разл. мере отразились на методах работы X. над фильмом. Так, съёмка с движения вызвала необходимость строить декорацию часто со сложной планировкой, к-рая подготавливает и обусловливает внутрикадровый монтаж. При этом приближение к реальным формам пространства на экране часто возникает именно благодаря их смещению в декорации. Широкоэкранная и широкоформатная техника увеличили возможности кино в создании монументальных эпич. образов. Это потребовало новых планировочных решений павильонных и натурных декораций, способных создать убедительность и массовых, и камерно-психологич. эпизодов. Многокамерная съёмка, заимствованная кино у ТВ, выдвинула перед X. задачу создания декорации, где пространство и фон содержат одновременно несколько вариантов пластич. решения одного и того же эпизода. Изобретение цв. киноплёнки дало X. новые выразит, средства и поставило перед ним сложные задачи. Учитывая технич. возможности воспроизведения цвета средствами операт. иск-ва, X. в эскизах, при выборе натуры, при постройке декораций намечает колористич. решение будущего фильма.

Игровое кино на разных этапах развития испытывало значит, влияние док. кино. Неоднократно обращался экран и к откровенной условности. Однако и ф., обнажающие условность предкамерной действительности, и произв., приближённые к док. стилистике, создаются с участием X. Различны лишь пути его работы над образом. Одни стремятся выявить поэтич. образ реальной действительности, другие - создать новую худож. действительность. Кинооптика требует подлинности фактуры снимаемых объектов, в т. ч. декораций и реквизита. Это условие не противоречит стилевому и жанровому многообразию изобразит, решений на экране. Кино дало большие возможности для создания и сопоставления образов реальных и фантастических. Подлинность фактуры сообщила убедительность сочетаниям предметов и явлений как реальных, так и вымышленных. Внешняя достоверность киноизображения оказалась способной отразить и натуралистич. правдоподобие, и поэтич. бытописание, и отвлечённую символику, и гиперболизир. монументальность, и лаконичную обобщённость.

В разных странах творчество X. кино имеет свои специфич. особенности, связанные с традициями иск-ва и условиями развития. Однако несомненно наличие и нек-рых общих тенденций. Профессия X. кино появилась уже в первые годы существования игрового кинематографа. Проектируя и строя декорации, X. уже в 1910-е гг. обратился к макету, а затем к эскизу. В творчестве мн. X. эскиз уже в 20-е гг. стал не только изображением декорации, но прообразом будущих кадров, их линейной и светотеневой композиции и эмоц. строя. В 30 - 40-е гг. в работе X. разных стран можно встретить эскизы с подчёркнуто динамич. композицией, предопределяющие не только настроение и стилистику кадра, но и точку съёмки, распределение светотени, направление движения кинокамеры, композицию мизансцены. В 30-е гг. наряду с эскизом важное место в творчестве мн. X. заняла раскадровка. Изобразит, экспликация, композиция отд. кадров, их монтажная последовательность, ритмическая взаимосвязь разрабатывались X. в творч. контакте с режиссёром и оператором.

Первые ф. были сняты на фоне писаных декораций, к-рые обнаруживали на экране свою искусств, природу и вскоре были заменены объёмными, строенными. Одновременно худож. и технич. необходимость стимулировала изобретение и применение с 1913 фундуса - системы объёмных сборных элементов декорации. На долю собственно живописи остались фоновые задники при павильонной съёмке и дорисовка при комбинир. съёмке, однако откровенно живописный или графический стилизованный фон кинодействия и живописная проработка декорации неоднократно использовались в последующие периоды как средства худож. выразительности.

В первые годы истории кино мн. X. пришли в съёмочный павильон из т-ра. Их творчество развивалось не только в преодолении веками сложившейся эстетики театр, сцены-коробки, но и в освоении достижений т-ра в создании образного пространства. Обращение к опыту станкового иск-ва на этом этапе носило чаще характер механич. подражания и было менее плодотворно. Уже в лучших рус. и заруб, ф. 1910-х гг. декорация - не только фон, но пластич. эмоц. среда действия. Изобилие предметов, к-рое плохо воспринимается с экрана, скоро уступило место лаконизму и экономии выразит. средств. В ф. "Портрет Дориана Грея" (1915, реж. Вс. Э. Мейерхольд, худ. В. Е. Егоров), "Пиковая дама" (1916, реж. Я. А. Протазанов, худ. В. В. Баллюзек) декорации не только соответствовали стилю лит. источника и характеру экранизации, но и были рассчитаны на кинематографич. композицию изображения.

В 10-х гг. в кино впервые были построены грандиозные декорации на натуре ("Кабирия", 1914, реж. Дж. Пастроне, худ. К. Иноченти, Л. Боргуэто). Подобные сооружения давали большие возможности при постановке массовых сцен, усиливали их обобщённо-символич. звучание ("Нетерпимость", 1916, реж. Д. У. Гриффит, худ. Ф. Уортман). Во мн. салонных мелодрамах и псевдоисто-рич. лентах первых лет немого кино ощущалось влияние стиля модерн. Оно сказывалось не только в приверженности к декоративизму формы снимаемых предметов, но также в свободной планировке пространства, в контрастных масштабах деталей.

В 20-х гг. образ декорации достиг большей стилистич. цельности. Нередко он был символичен и условен ("Ниоелунги", 1924 реж. Ф. Ланг, худ. О. Хунте, К. Фольбрехт, Э. Кеттельхут). Немалую роль в изобразит, решении ф. этого периода, особенно немецких, играл экспрессионизм с его нарочитой заострённостью силуэтов, живописной светотеневой деформацией предметов и пространства ("Кабинет доктора Калигари", 1919, реж. Р. Вине, худ. Г. Варм, В. Рёриг, В. Райман; "Доктор Мабузе - игрок", 1922, реж. Ланг, худ. Хунте, Шталь-Ульрах; "Раскольников", 1923, реж. Вине, худ. А. Андреев, Т. Кнауэр; "Кабинет восковых фигур", 1924, реж. П. Лени, худ. А. Юнге; "Метрополис", 1926, реж. Ланг, худ. Хунте, Кеттельхут, Фольбрехт). Кубизм и конструктивизм в творчестве X. кино не вышли за пределы отдельных экспериментов ("Бесчеловечная", 1923, реж. М. Л'Эрбье, худ. Ф. Леже, Р. Малле-Стевенс, К. Отан-Лара, А. Кавал-канти). В то же время в кинодекорац. иск-ве развивались тенденции реализма, содержавшего широкий спектр выразит. средств ("Кренкебиль", 1922, реж. и худ. Ж. Фейдер; "Парижанка", 1923, реж. Ч. Чаплин, худ. А. Стиболт; "Последний человек", 1925, реж. Ф. Мурнау, худ. Р. Херльт, Рёриг; "Нана", 1927, реж. Ж. Ренуар, худ. Отан-Лара).

В сов. иск-ве 20-х гг. реалистич. традиция обогатилась революц. пафосом, социальной направленностью. X. принадлежала особая роль в создании не только кино декорации, но сов. кино в целом. От изобразит, иск-ва пришли в кино мн. выдающиеся реж.: Л. В. Кулешов, С. М. Эйзенштейн, А. П. Довженко, Г. М. Козинцев, М. И. Ромм, С. И. Юткевич. Именно режиссёры и операторы определили пути формирования пластич. языка монтажного поэтич. кинематографа 20-х гг. В лентах, развивавших повествоват. традицию лит-ры и т-ра, место X. было весьма значительным. Мн. мастера сов. кинодекорац. иск-ва стремились к обобщению, к созданию пластич. формулы образа. Лаконичные, монументальные декорации строил Егоров. Динамичная планировка и ракурс, выразит. силуэт, контрастные масштабы деталей отличали его почерк ("Барышня и хулиган", 1918, реж. Е. И. Славинский; "Мать", 1920, реж. А. Е. Разумный; "Слесарь и канцлер", 1924, реж. В. Р. Гардин; "Ледяной дом", 1928, реж. К. В. Эггерт; "Чины и люди", 1929, реж. Протазанов). К парадоксальному сочетанию деталей, к их линейной и светотеневой деформации прибегал Е. Е. Еней, работая с ФЭКС. Светопись oп. A. H. Москвина обостряла выразительность образа, придавала ему черты фантасмагории ("Шинель", 1926, "С. В. Д.", 1927, "Новый Вавилон", 1929, все реж. Козинцева, Л. З. Трауберга). Подчёркнутая экспрессивность была характерна для работ Н. Г. Суворова и И. П. Махлиса ("Каин и Артём", 1929, реж. П. П. Петров-Бытов). Как образы одновременно реальные и символические строил И. А. Шпинель декорации к "Арсеналу" (1929, реж. Довженко). В ф. "Мать" (1926), "Конец Санкт-Петербурга" (1927), "Потомок Чингисхана" (1928), пост. реж. В. И. Пудовкиным при участии худ. С. В. Козловского, пространство декорации, достоверное по фактуре и деталям, было предельно обобщено, эмоционально насыщено. В 20-е гг. в сов. кино, так же как в т-ре, X. стремились создать предметы и среду, к-рые могли бы стать образами и даже образцами социалистич. быта. Таковы декорации А. М. Родченко в ф. "Ваша знакомая" ("Журналистка" 1927, реж. Кулешов), Енея в ф. "Обломок империи" (1929, реж. Ф. М. Эрмлер), А. К. Бурова в ф. "Старое и новое" (1929, реж. Эйзенштейн, Г. В. Александров).

30-е гг. во мн. видах иск-ва были ознаменованы стремлением к сближению с реальными формами жизни. В кино этот процесс совпал с появлением звука, к-рый в значит, мере повлиял на технич. и эстетич. стороны произ-ва. Развитие кинодекорац. иск-ва было неоднородно. На первом этапе в поисках новой специфики звук. кино не миновало механич. репродуцирования театрального по форме действия. В кино декорации это повело к усилению как натурализма, так и условной декоративности. Последняя получила широкое распространение в амер. муз. фильмах, связанных с традицией эстрадного ревю. Позднее этот стиль оформления нашёл продолжение в эстрадных телевиз. программах.

В то же время звук. кино оказало воздействие на развитие реалистич. тенденций творчества кино художника. В 30-е гг. образ создаваемой X. предкамерной действительности маскировал свою искусств. природу. Он был ближе к натуре по масштабам и по характеру деталей. Кроме того, кино в большей мере осознало выразит, возможности не только динамич., но и статистич. пространства, его способность выявлять внутр. напряжение действия. На первое место выдвинулись настроение и атмосфера среды, в к-рой должно происходить действие фильма. Декорац. образ, создаваемый путём строгого и точного отбора на основе жизненных наблюдений, а порой и живописных произведений, был призван воздействовать на зрителя более опосредованным путём, как бы исподволь, внушая ему ощущение достоверной действительности ("Пансион "Мимоза"", 1935, реж. Фейдер, худ. Л. Меерсон; "Великая иллюзия", 1937, реж. Ренуар, худ. Э. Лурье; "Набережная туманов", 1938, реж. М. Карне, худ. А. Траунер). Внешняя достоверность декорации придавала убедительность эффектным постановкам на историч. сюжеты ("Частная жизнь Генриха VIII", 1933, "Рембрандт", 1936, оба реж. А. Корды, худ. В. Корды). Жизненная достоверность усиливала экспрессивную выразительность декорац. образа, его эмоц. роль в развитии действия ("Гражданин Кейн" 1941, реж. О. Уэллс, худ. Ван Нест Полглейз, Д. Сильвера). Развитие сов. школы художников кино в 30-е гг. проходило в органич. взаимосвязи с общим процессом развития метода социалистич. реализма. В ф. на совр., историко-революц. и историч. тему углубилась работа над психологич. характеристикой и атмосферой места действия, над историч. и образной точностью декорации ("Встречный", 1932, реж. Юткевич, Эрмлер, худ. Б. В. Дубровский-Эшке; "Чапаев", 1934, реж. С. Д. и Г. Н. Васильевы, худ. Махлис; "Юность Максима", 1935, "Возвращение Максима", 1937, оба реж. Козинцева, Трауберга, худ. Енея; "Мы из Кронштадта", 1936, реж. Е. Л. Дзиган, худ. Егоров; "Ленин в Октябре", реж. Ромм, худ. Дубровский-Эшке, Н. Соловьёв, "Депутат Балтики" реж. А. Г. Зархи, И. Е. Хейфиц, худ. Суворов, В. Калягин, "Зори Парижа", реж. Г. Л. Рошаль, худ. Шпинель, А. Жаренов, М. Жукова, все 1937; "Пётр I", 1937 - 39, реж. В. М. Петров, худ. Суворов, Калягин; "Человек с ружьём", 1938, реж. Юткевич, худ. А. Блэк; "Ленин в 1918 году", реж. Ромм, худ. Дубровский-Эшке, В. Иванов, "Минин и Пожарский", реж. Пудовкин, М. И. Доллер, худ. А. А. Уткин, оба 1939; "Член правительства", 1940, реж. Зархи, Хейфиц, худ. О. А. Пчельникова, Калягин; "Мечта", 1943, реж. Ромм, худ. В. М. Каплуновский). В историч. ф. кон. 30-х и в 40-е гг. нарастала тенденция монументальности и обобщённости декорации ("Суворов", 1941, реж. Пудовкин, Доллер, худ. Егоров; "Кутузов", 1944, реж. Петров, худ. Егоров; "Адмирал Нахимов", 1947, реж. Пудовкин, худ. Егоров, А. Л. Вайсфельд, М. А. Юферов). В ф. "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1-я сер.- 1945, 2-я сер. - выпуск на экран 1958) реж. Эйзенштейна и худ. Шпинеля эта обобщённость доведена до эпич. символического звучания.

В период Великой Отечеств. войны в работе сов. X. усилились черты документальности, сурового лаконизма и драматичности ("Нашествие", 1945, реж. А. М. Роом, худ. Л. И. Мильчин, Л. Шильдкнехт; "Человек № 217", 1945, реж. Ромм, худ. Еней, А. Л. Фрейдин; "Великий перелом", 1946, реж. Эрмлер, худ. Суворов). В послевоен. годы проявилось стремление к особой торжественности ("Падение Берлина", 1950, реж. М. Э. Чиаурели, худ. Каплуновский, А. И. Пархоменко), к нарядной декоративности ("Каменный цветок", 1946, реж. А. Л. Птушко, худ. М. А. Богданов, Г. А. Мясников).

Принципиальное значение для развития кино, и в частности декорац. иск-ва, кон. 40-х - нач. 50-х гг. имел итал. неореализм. Безыскусственность, неприкрашенность среды в интерьере и пейзаже создавали ощущение полной достоверности, даже документальности. Мн. ф. были сняты в реальной обстановке, без сооружения декораций и даже без привлечения X. Но эта практика не составила общего правила. Для неореализма характерны точный расчёт и отбор жизненного материала, проведённый режиссёром и X., искусное сочетание натуры и действительности, созд. X. ("Трагическая охота", 1947, реж. Дж. Де Сантис, худ. К. Эджиди; "Чудо в Милане", 1950, реж. B. Де Сика, худ. Г. Фьорини). Иную роль выполняла кино декорация в ф. 50 - 60-х гг. с их сложной ассоциативной цепью размышлений, с рациональным построением образа. Стремясь связать реальное и воображаемое в единый стилистич. поток, X. придавал субъективным образам убедительность документа ("В прошлом году в Мариенбаде", реж. А. Рене, худ. Ж. Сонье, "Процесс", реж. Уэллс, худ. Ж. Мандару, оба 1962; "Восемь с половиной", 1963, реж. Ф. Феллини, худ. П. Герарди; "Красная пустыня", 1964, реж. М. Антониони, худ. П. Полетто). Значит. явлением в иск-ве кино стали произв. Висконти, в к-рых изощрённая красота, изысканность декорации обостряют восприятие внутр. драматизма действия: "Смерть в Венеции" (1971, худ. П. Този), "Семейный портрет в интерьере" (1974) и "Невинный" (1976) - оба худ. М. Гарбулья.

В кон. 60-х - нач. 70-х гг. заметное место заняла стилизация декорац. среды в стиле "ретро" (см. "Ретро-фильм"): "Бонни и Клайд", 1967, реж. А. Пени, худ. Д. Тавуларис, Р. Паул; "Последний киносеанс", 1971, реж. П. Богданович, худ. П. Платт, В. С. Нерндон; "Афера", 1973, реж. Дж. Р. Хилл, худ. Г. Бамстида. Чрезвычайно существенную роль сыграл X. при постановке науч.-фантастич. ф. ("2001: Космическая одиссея", 1968, реж. C. Кубрик, худ. Т. Мастере, Г. Ленг, Э. Арчер; "Звёздные войны", 1977, реж. Дж. Лукас, худ. Н. Рейнолдс, Л. Дилли, Л. Эриксон, Э. Локателли, Р. Кристиан; "Близкие контакты третьего вида", 1977, реж. С. Спилберг, худ. Д. Ломино, Ф. Абрамсон).

В кон. 50-х - нач. 60-х гг. произошёл заметный перелом в творчестве сов. X. Он был связан со значит. изменениями всей стилистики сов. кино, с усилением в нём изобразит., пластич. начала. В работе над эскизом, экспликацией, раскадровкой, декорацией сказалось углубление интереса к эмоционально-психологич. стороне образа, к оттенкам настроения отдельных эпизодов и ф. в целом ("Отелло", реж. Юткевич, худ. А. Л. Вайсфельд, В. Доррер, М. Карякин, "Вольница", реж. Г. А. Рошаль, худ. Шпинель, "Убийство на улице Данте", реж. М. И. Ромм, худ. Пархоменко, "Первый эшелон", реж. М. К. Калатозов, худ. Богданов, Мясников, все 1956; "Дон-Кихот", реж. Козинцев, худ. Еней, "Поединок", реж. Петров, худ. Фрейдин, "Летят журавли", реж. Калатозов, худ. Е. В. Свидетелев, все 1957; "Коммунист", 1958, реж. Ю. Я. Райзман, худ. Богданов, Мясников; "Дама с собачкой", 1960, реж. Хейфиц, худ. И. М. Каплан, Б. С. Маневич).

Для мн. X. в это время характерно обращение к достижениям сов. кино монтажного периода, к открытиям скорее операт., чем кино декорационного иск-ва. Сочетание достоверности, монументальности, плакатной динамики, композиции присуще работам И. А. Новодерёжкина, С. П. Воронкова ("Судьба человека", 1959, реж. С. Ф. Бондарчук; "Оптимистическая трагедия", 1963, реж. С. И. Самсонов), Б. К. Немечека ("Баллада о солдате", 1959, реж. Г. Н. Чухрай), А. Т. Борисова ("Повесть пламенных лет", 1961, реж. Ю. И. Солнцева). Сочетания документальности и обобщённости в работе X. передают на экране не только образ эпохи, но и стилистику рождённого ею иск-ва ("Время, вперед!", 1966, реж. Швейцер, худ. Фрейдин).

В работе X. над экранизациями произв. мировой классич. лит-ры проявились тенденции монументального филос. обобщения ("Гамлет", 1964, реж. Козинцев, худ. Еней, Г. Кропачёв, С. Б. Вирсаладзе), исторически достоверного лирич. повествования ("Война и мир", 1966 - 1967, реж. Бондарчук, худ. Богданов, Мясников).

В сер. 60-х и в 70-х гг. снижается интерес к динамич. композиции и необычному ракурсу в эскизе и раскадровке. Усиливается внимание к декорации как к бытовой и эмоционально-психологич. среде действия ("Калина красная", 1974, реж. В. М. Шукшин, худ. Новодерёжкин; "Начало", 1970 и "Прошу слова", 1976, оба реж. Г. А. Панфилова, худ. М. Я. Гаухман-Свердлова; "Неоконченная пьеса для механического пианино", 1976, и "Пять вечеров", 1978, оба реж. Н. С. Михалкова, худ. А. А. Адабашьяна, А. Самулекина). Декорация обретает формы, обусловленные и изображаемой эпохой, и стилем лит. источника ("Женитьба Бальзаминова", 1964, реж. К. Н. Воинов, худ. А. В. Кузнецов), жанром постановки ("Сюжет для небольшого рассказа", 1970, реж. Юткевич, худ. Н. Н. Серебряков, А. А. Спешнева). Само пространство, декорации и отдельные предметы в ней одухотворяются, получают самостоят. жизнь на экране ("Пиросмани", 1969, реж. Г. Шенгелая, худ. А. Варази, В. Арабидзе; "Станционный смотритель", 1972, т/ф, и "Сто дней после детства", 1975, оба реж. С. А. Соловьёва, худ. Борисова; "Триптих", 1980, реж. А. И. Хамраев, худ. Ш. Ф. Абдусаламов; "Васса", 1983, реж. Панфилов, худ. Н. Л. Двигубский). В контрапункте с драматическим действием они выражают его психологический подтекст, а подчас становятся пластическим эквивалентом субъективного мира героев.

Одновременно появились новые тенденции в эскизе, иное соотношение эскиза и киноизображения. Эскизы всё реже стали отражать кульминационные, остро динамичные моменты в развитии действия. Сближаясь с поисками в совр. станковом и монументальном иск-ве, композиции кинохудожников стали внешне более статичны, время, заключённое в них,- более длительно. Они содержат больше деталей и пространств, зон, способных стать предметом спец. внимания зрителя и дать стимул движению кинокамеры ("Первый учитель", 1965, реж. Михалков-Кончаловский, худ. Ромадин; "Белые, белые аисты", 1967, реж. Хамраев, худ. Абдусаламов; "Джамиля", 1969, и "Горянка", 1977, оба реж. И. И. Поплавской, худ. Кузнецова). По-новому решают соотношение пространственно-временных элементов в эскизах декораций Пархоменко ("Бег", 1971, и "Легенда о Тиле", 1977, с Черняевым, оба реж. Алова, Наумова), Кузнецов ("Василий и Василиса", 1981, реж. Поплавская). На одном листе художник компонует разномасштабные изображения разл. эпизодов, добиваясь целостного восприятия пластической и ритмической структуры образа. Одновременно мн. сов. X. успешно используют и более традиционные, но далеко не исчерпанные приёмы работы над изобразит, решением фильма.

Многонац. сов. школа X. кино сложилась как школа изобразит. режиссуры. Основываясь на принципах социалистич. реализма, партийности и народности, мастера сов. кино декорац. иск-ва продолжают эту традицию.

Юткевич С. И., Человек на экране, М., 1947; Егоров В. Е., Художник в кино, в кн.: 30 лет сов. кинематографии, М., 1950; его же, Различие между художником кино и художником т-ра, "ИК", 1964, № 2; Батракова С. П., Художник в кино, в кн.: "Мосфильм", в. 2, М., 1961; Курилко М. М., Слово о художниках кино, "Иск-во", 1961, № 6; Луцкая Е., Художники кино, там же, 1963, №2; Фогель З., Изобразительность фильма и художник, там же, 1964, № 3; Мясников Г. А., Художник кинофильма, М., 1963; его же, Мастерство художника кино, М., 1965; его же, Работа художника кино, М., 1965; его же, Очерки истории сов. кинодекорац. иск-ва (1918 - 1930), М., 1975; Громов Е. С, Масштабами эпохи, "Иск-во", 1967, № 9; его же, Художник кино. (К характеристике творческой профессии), в сб.: Вопросы киноиск-ва, в. 14, М., 1972; Бульферт Н. В., Вступит, ст., в кн.: Всесоюзная выставка работ художников театра, кино, телевидения. Каталог, М., 1972; Куманьков Е., Нужен ли художник в кино?, в кн.: Сов. художники т-ра и кино, М., 1975; Богданов М. А., О творчестве художника в кинематографии, М., 1976; Адабашьян А. А., Двадцать четыре картины в секунду, "ИК", 1981, № 9; Муеrscough-Walker R., Stage and film decore, L., 1948; Carrick E., Designing for films, L.- N. Y., 1949; Barsacq L., Le decor de film, P., 1970.

H. В. Вульферт.


Источник: Киностраницы из сов. энциклопедии 1987 Юткевич С. И.

Полезные интернет ресурсы:

100Films.ru Энциклопедия кинематографа

CanDance.ru Музыкально-танцевальная энциклопедия

EduSPB.ru БСЭ онлайн справочная литература

Educationspb.ru Культурология


просмотров: 1132
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Jessica Tandy Signed 8x10 Photo W/coa

$30.00
End Date: Thursday Feb-14-2019 9:33:13 PST
Buy It Now for only: $30.00
|
A.J. Applegate Autographed Signed 8x10 Photo Picture Pic + COA

$9.99 (0 Bids)
End Date: Tuesday Jan-22-2019 16:30:32 PST
|
Jeremy Bulloch / Quentin Pierre Signed 8x10 Star Wars Empire Strikes Back Boba

$83.00 (12 Bids)
End Date: Tuesday Jan-15-2019 17:18:02 PST
|
Vivien Leigh - Autographed Two Page Letter from 1945 w/ Mailing Envelope

$58.34
End Date: Thursday Feb-14-2019 13:31:01 PST
Buy It Now for only: $58.34
|
Charlie Hunnam Autographed Signed 8x10 Photo Picture Pic + COA

$31.99
End Date: Thursday Feb-14-2019 9:09:29 PST
Buy It Now for only: $31.99
|
Rashida Jones Signed 11X14 Photo Autographed PSA/DNA COA Parks & Recreation

$5.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Jan-20-2019 15:03:08 PST
|
Cindy Williams (TV's "Laverne & Shirley" star) Signed Photo

$99.99
End Date: Wednesday Jan-30-2019 7:12:46 PST
Buy It Now for only: $99.99
|
Randy Quaid Christmas Vacation "S******'s Full" Authentic Signed 11x14 Photo BAS

$0.99 (0 Bids)
End Date: Monday Jan-21-2019 16:20:26 PST
|
Jeff Stryker is an American porn star Hand Signed 6 x 4 Index Card

$0.99 (1 Bid)
End Date: Monday Jan-21-2019 18:00:16 PST
|
Ron Glass was an American actor Hand Signed 6 x 4 Index Card

$23.99
End Date: Thursday Feb-14-2019 9:05:01 PST
Buy It Now for only: $23.99
|
Mickey Rourke PSA/DNA COA Signed 8x10 Photo Autographed Immortals Iron Man

$6.04 (11 Bids)
End Date: Sunday Jan-20-2019 17:40:21 PST
|
James Stacy was an American actor Hand Signed 6 x 4 Index Card

$1.99 (0 Bids)
End Date: Tuesday Jan-22-2019 11:00:22 PST
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Кино. Киноискусство
 
Линда Сегер Скрытый смысл. Создание подтекста в кино Writing Subtext: What Lies Beneath
Скрытый смысл. Создание подтекста в кино
Цитата "Иногда ракета - это просто ракета, готовая к запуску, а сигара - это просто сигара, которую когда-нибудь выкурят".

Линда Сегер

О чем книга О том, как с помощью подтекста разгадывать истинные мысли и намерения киногероев, но при этом не становиться подозрительным скептиком. Почему книга достойна прочтения Когда книгу о кино пишет человек, имеющий непосредственное отношение к написанию сценариев, на первый план выходят детали. И тогда становится понятно многое, что ранее казалось странным или неоконченным. Линда Север знает о сценарном мастерстве все или почти все, поэтому читать ее - одно удовольствие. По словам самого автора, "преимущество этой книги в том, что подтекст в ней рассматривается не только на примере диалогов, но еще и жестов, действий, жанров и лежащих в их основе целей сценария - всего того, что обнаруживает скрытое в глубине". Скрытый смысл множества фраз и действий позволяет понять цельность задуманной режиссером идеи и взглянуть на любимый фильм под совершенно другим углом. Вниманию читателей предлагается скрупулезный и в то же время увлекательный анализ известных голливудских кинокартин со скрытым подтекстом, дополненный методической частью в виде упражнений и практических заданий. Для кого эта книга Для профессиональных режиссеров и сценаристов, а также всех тех, кто хочет научиться разгадывать подтексты. Автор Линда Сегер - всемирно известный "сценарный гуру" и консультант по созданию сценариев и фильмов. Стала известной благодаря своему методу анализа фильмов, который она изначально разрабатывала как проект диссертации для колледжа. Линда Сегер - автор нескольких книг, включая бестселлеры "Как хороший сценарий сделать великим" и "Духовные шаги на пути к успеху" (2009). Постоянный автор The Huffington Post. За 35 лет в сценарном докторинге и консультировании Линда Сегер поработала более чем над двумя тысячами сценариев. Ключевые слова Подтекст, скрытый смысл, сценарий, режиссура, психология, интуиция, метафоры, образы, жестикуляция, сценарист, текст, актерское мастерство....

Цена:
453 руб

Марк Фрост Тайная история Твин-Пикс
Тайная история Твин-Пикс
Двадцать пять лет назад Дэвид Линч и Марк Фрост свели весь мир с ума культовым сериалом "Твин Пикс", раз и навсегда изменившим отношение публики к сериальной культуре. Вместе с агентом ФБР Дейлом Купером зрители пытались разгадать загадку: "Кто убил Лору Палмер?" - и четко усвоили: "Совы - не то, чем они кажутся".
В финале оборванного на полуслове второго сезона Лора Палмер пообещала Куперу, что они встретятся через двадцать пять лет. И вот четверть века спустя легендарный проект возобновляется: тот же Марк Фрост написал сценарий третьего сезона "Твин Пикс", тот же Дэвид Линч уже начал съемки. Сериал, в котором мы увидим как актеров первых двух сезонов (Кайл Маклахлен, Шерил Ли, Дэвид Патрик Келли, Шерилин Фенн, Дэвид Духовны), так и новые лица (Моника Беллуччи, Тим Рот, Наоми Уоттс, Джим Белуши, Аманда Сейфрид, Эшли Джадд), выйдет на телеэкраны в 2017 году. А чтобы раздразнить аппетит зрителей, осенью 2016 года Марк Фрост выпускает книгу "Тайная история Твин Пикс". Написанная в уникальном жанре "датафикшн", насыщенная документами и богатым иллюстративным материалом, она приподнимает завесу тайны над тем, что происходило в городке и его окрестностях не только за минувшие двадцать пять лет, но и за последние два века - с тех пор, как первые следопыты услышали от индейцев о загадочном месте, где "в верховьях река раздваивается и течет сквозь две горы, с которых обрушивается великий водопад"; о месте, как-то связанном с могущественными и не всегда добрыми силами…

Впервые на русском!...

Цена:
1139 руб

Роберт Макки История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только Story: Substance, Structure, Style, and the Principles of Screenwritting
История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только
Цитата
«Мне как актрисе книга Роберта Макки, как ничто другое, дала понимание того, что такое сценарий и его структура» (Ингеборге Дапкунайте)

О чем книга
Преподаватель сценарного мастерства, гуру Голливуда Роберт Макки предлагает системный подход к «рассказыванию историй». Он предлагает отказаться от набора сюжетов и создать драматическую структуру: выбрать героя, среди многих событий найти самое важное, нарушающее порядок вещей, перейти к преодолению препятствий, довести дело до кризиса, показать, как герой решается, может быть, на единственно верный шаг и начинает действовать, а затем либо победа, либо… окончательное поражение ? каждый волен выбирать свой финал. Эта книга ? Библия для сценаристов и писателей, но, несомненно, будет полезна специалистам по связям с общественностью, маркетологам и всем, кто хотел бы научиться рассказывать интересно и, главное, убедительно.

Почему книга достойна прочтения
  • Это профессионально и досконально написанный труд, главная его задача ? привлечь внимание к «ремесленной» части процесса создания сценария, да и любой истории.
  • Автор предлагает не штампы, а дает ключи к пониманию психологии восприятия. Его книга не пособие из разряда «сделай сам», а возможность усвоить и освоить механизмы воздействия на сознание и подсознание зрителя посредством мастерски рассказанной истории.
  • Автор убеждает, что именно владение мастерством позволяет наиболее полно реализовать талантливую идею в таком технологичном процессе, как создание фильма.
  • Авторитет Роберта Макки в кругах современных сценаристов и писателей огромен. Он ? настоящий гуру современного Голливуда

  • Для кого эта книга
    Для всех, кто мечтает о своей «истории на миллион». Эта книга научит мастерству ? практической реализации своих идей, которой так не хватает людям творческих профессий. Для сценаристов, писателей, продюсеров, менеджеров и арт-директоров кино и телевидения, для креативных рекламщиков и издателей. Для всех, кто хочет творить.

    Кто автор
    Роберт Макки - американский теледраматург, обязан мировой славой своему знаменитому семинару по технике сочинения сценариев. Он ведет его в переполненных аудиториях по всему миру. Помимо преподавания и сочинительства, консультирует ведущие кино- и телекомпании. Такие студии, как ABC, Disney, Miramax, Paramount, постоянно направляют своих сотрудников на его лекции. Фильмы его учеников получают самые престижные награды фестивалей, например: «Властелин колец», «Код да Винчи», «Бэтмен», «Валли», «Шрэк», «Секс в большом городе», «Люди Икс», «Звездные войны», «Великолепный Халк» и многие другие.

    Ключевые понятия
    Кино, продакшн, сценарное мастерство, мировой кинематограф, шоу-бизнес, история, писательское мастерство, мотивация, автор, сцена, сюжет.

    ...

    Цена:
    1010 руб

    Сид Филд Киносценарий. Основы написания Screenplay: The Foundations of Screenwriting
    Киносценарий. Основы написания

    Сид Филд - всемирно известный сценарист, продюсер, педагог, преподаватель и автор нескольких бестселлеров, переведенных на многие языки мира. Его книги используются в качестве учебного материала в более чем 400 колледжах и университетах США. Филд стал первым представителем Ассоциации американских сценаристов, имя которого упоминается в Зале славы сценарного искусства. "Киносценарий" - одна из библий киноиндустрии, это одновременно профессиональный учебник и уникальный вдохновитель и мотиватор для начинающих сценаристов. Это полноценный учебник с пошаговыми инструкциями от первого слабого проблеска идеи до маркетинговых мероприятий для готового киносценария. Автор докажет, что написание киносценария — это творческий процесс, которому можно научиться.

    ...

    Цена:
    582 руб

     Энциклопедия "Звёздные Войны. Хроники. Год за годом
    Энциклопедия "Звёздные Войны. Хроники. Год за годом

    Впервые публикуемый в России мировой бестселлер приглашает за кулисы одной из самых невероятных фантастических саг всех времён и народов. Не упустите шанс узнать массу интересного о создании культовой истории! Выясните, как проходили съёмки легендарных киноэпизодов; что за книги, комиксы, мультфильмы, компьютерные игры, коллекционные фигурки, конструкторы и сувениры выпускались по мотивам эпопеи в разные периоды; как происходящие в реальности события влияли на развитие того или иного сюжета; кто придумал потрясающие сериалы "Войны клонов" и "Повстанцы"; насколько важной оказалась деятельность студии "Lucasfilm" для индустрии развлечений и массовой культуры в целом. Уникальная летопись космической одиссеи станет истинным подарком как для знатоков одной далёкой-далёкой галактики, так и для тех, кто впервые открывает для себя этот увлекательный мир. Эта уникальная энциклопедия представляет собой роскошно иллюстрированную летопись ключевых этапов создания семи эпизодов культовой саги "Звёздные войны", а также канонических мультсериалов "Войны клонов" и "Повстанцы". Материалы расположены в хронологическом порядке: каждому году посвящено несколько разворотов книги, в свою очередь структурированных по месяцам. В отличие от других подарочных изданий по знаменитому бренду, статьи этой энциклопедии содержат информацию не столько о вымышленных персонажах из одной далёкой-далёкой галактики, сколько об оставшихся за кадром секретах самих кинофильмов, о разработке печатных изданий по мотивам франшизы, коллекционных фигурок персонажей и т.д. Кроме того, здесь рассказывается о предыдущем и последующем развитии карьеры актёров, сыгравших важные в эпопее роли, и других участников творческого процесса, в том числе самого режиссёра и продюсера "Звёздных войн" Джорджа Лукаса. Особое внимание в тексте уделяется событиям реального мира, так или иначе отразившимся в сюжетных перипетиях легендарной истории.

    ...

    Цена:
    3308 руб

    Антон Долин Оттенки русского
    Оттенки русского
    Антон Долин - журналист, радиоведущий, кинообозреватель в телепрограмме "Вечерний Ургант" и главный редактор самого авторитетного издания о кинематографе "Искусство кино".
    В книге "Оттенки русского" самый, пожалуй, востребованный и влиятельный кинокритик страны собрал свои наблюдения за отечественным кино последних лет. Скромно названная "оттенками", перед нами мозаика современной действительности, в которой кинематограф - неотъемлемая часть и отражение всей палитры социальных настроений. 
    Тем, кто осуждает, любит, презирает, не понимает, хочет разобраться, Долин откроет новые краски в черно-белом "Трудно быть богом", расскажет, почему "Нелюбовь" - фильм не про чудовищ, а про нас, почему классик Сергей Соловьев - самый молодой режиссер, а также что и в ком всколыхнула "Матильда".

    Об авторе: Антон Долин - известный российский журналист, кинокритик. В 1997 году окончил филологический факультет МГУ. Работал и продолжает работать в ведущих печатных СМИ, на радиостанциях и новостных сайтах - "Афиша", "Известия", "Эксперт", "Сноб", "Эхо Москвы", "Маяк", Meduza. Постоянный киноэксперт в телевизионной программе "Вечерний Ургант". Автор монографий о Такеси Китано, Ларсе фон Триере, Алексее Германе, Джиме Джармуше. Четырежды лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков России. С июня 2017 главный редактор самого авторитетного издания о кинематографе  "Искусство кино".

    Цитата: "Русское кино новейшего времени заслуживает того, чтобы окинуть его единым, пусть неизбежно поверхностным, взглядом. И, сделав над собой усилие, воздержаться от выводов. Их читатель, он же зритель, без труда сделает самостоятельно".

    Ключевые слова: Антон Долин, кино, современное российское кино, кинокритика, интервью, Сокуров, Герман, Звягинцев, Серебренников, Учитель, кинофестивали, рецензии

    ...

    Цена:
    591 руб

    Сидни Люмет Как делается кино
    Как делается кино
    О книге
    Почему режиссер решает снимать именно по этому сценарию? Как поддерживать в актерах тонус и искренность от дубля к дублю? Как снять сцену перестрелки с сотней человек массовки и тремя автоавариями в самом сердце «бриллиантового района» в Нью-Йорке? Что нужно делать, чтобы студийные боссы остались довольны? От первой читки до премьеры на большом экране, «Как делается кино» - это работа мастера, написанная честно, доходчиво и с большой долей здорового юмора.

    От автора
    Как-то я спросил Акиру Куросаву, почему он построил один из кадров в фильме «Ран» именно так, а не иначе. Он ответил, что стоило ему сдвинуть камеру на дюйм левее, как в кадре оказался бы завод Sony, дюймом правее - и мы бы увидели аэропорт. Ничего этого не могло быть во времена действия фильма. Только автору известно, что именно стояло за тем или иным решением, которое воплотилось в каждом кадре фильма. Это может быть что угодно - от бюджетных требований до вдохновения свыше.
    Куросава сказал чистую правду, поэтому в этой книге пойдет речь в основном о тех кинокартинах, которые я снял сам. В них, по крайней мере, я знаю точно, что именно привело к каждому творческому решению. Нет единственно верного или неверного способа ставить фильм. Я пишу лишь о том, как работал я.
    Студентам: возьмите отсюда все; возьмите, что понравится, а остальное отбросьте; или выбросьте вообще все. Тем немногим, кому, возможно, приходилось из-за съемочной группы застрять в пробке или у кого всю ночь шли съемки по соседству. Мы действительно знаем, что делаем: это только выглядит будто нет. Серьезная работа продолжается, даже если кажется, что мы просто стоим без дела. Всем остальным: я постараюсь рассказать наилучшим образом о том, как делаются фильмы. Это сложный технический и эмоциональный процесс. Это искусство. Это коммерция. Это душераздирающе и это смешно. Это отличный способ прожить жизнь.
    Предупреждение о том, чего вы не найдете в книге: здесь нет личных откровений, кроме чувств, вызванных самой работой, - никаких слухов о Шоне Коннери или Марлоне Брандо. По большей части я люблю людей, с которыми работаю, это неизбежно интимный процесс. Так что я уважаю их причуды и странности, так же как они, я уверен, уважают мои.

    Для кого эта книга
    Для всех, кто снимает или мечтает снимать кино.
    Книга для тех, кто хочет знать, как создается большое кино.
    Книга для увлеченных кино....

    Цена:
    579 руб

     Брессон о Брессоне Bresson par Bresson
    Брессон о Брессоне
    Книга "Брессон о Брессоне" это сборник интервью Робера Брессона - одного из величайших кинорежиссеров Франции, христианского мыслителя, продолжающего линию Паскаля и Монтеня и в то же время реформатора кино. Книга охватывает весь период его работы в кино (около пяти десятилетий). Брессон, известный своей принципиальностью, поэтическим даром и визуальным аскетизмом, принципиально не работал с профессиональными актерами и считал кино абсолютным антиподом театра. Умный, категоричный и крайне целеустремленный художник - таким Брессон предстает на страницах этого собрания бесед....

    Цена:
    621 руб

    Л. И. Сараскина Литературная классика в соблазне экранизаций. Столетие перевоплощений
    Литературная классика в соблазне экранизаций. Столетие перевоплощений
    Книга Л. М. Сараскиной посвящена одной из самых интересных и злободневных тем современного искусства - экранизациям классической литературы, как русской, так и зарубежной. Опыты перевоплощения словесного искусства в искусство кино ставят и решают важнейшую для современной культуры проблему: экранизация литературных произведений - это игра по правилам или это игра без правил? Экранизируя классическое литературное произведение, можно ли с ним проделывать все что угодно, или есть границы, пределы допустимого? В жгучих дискуссиях по этой проблеме ломаются копья. Автор предлагает анализ проблемы с точки зрения литературоведческой и киноведческой экспертизы. В центр рассмотрения поставлен вопрос: следует ли использовать литературное произведение только как повод для самовыражения или экранизатор должен ставить себе более крупные художественные задачи? Ведь, как пишет Л.И. Сараски-на, мастера кино, будто испытывая кислородное голодание, обращаются к литературной классике как к спасительному и живительному источнику, так что каждый год можно видеть новую кинокартину по Шекспиру, Толстому, Чехову, Достоевскому и другим мировым классикам.
    Системный анализ экранизаций в контексте литературных первоисточников позволяет нащупать баланс между индивидуальным представлением режиссера об экранизируемой книге, его творческой свободой - и необходимостью соответствовать тексту литературного первоисточника. Книга позволяет понять творческие мотивы обращения режиссера к литературному тексту - в них зачастую кроется разгадка замысла и результата экранизации.
    Сотни экранизаций, рассмотренных в книге, дают интереснейший материал для размышлений....

    Цена:
    941 руб

    The Hobbit: The Desolation of Smaug Chronicles: Cloaks & Daggers Уцененный товар (№1)
    The Hobbit: The Desolation of Smaug Chronicles: Cloaks & Daggers Уцененный товар (№1)
    The ultimate celebration of the first two Hobbit movies reveals the culmination of the creative vision for the film through more than 500 previously unpublished photographs, plus exclusive interviews with the designers, cast and crew, written and designed by the team at Weta Workshop.
    The Hobbit: The Desolation of Smaug Chronicles - Cloaks and Daggers peers through the silver screen to examine the incredible efforts undertaken to create thousands of costumes, armour, weapons, props and set dressing elements for Academy Award - winning filmmaker Peter Jackson's adaptations of J.R.R.Tolkien's The Hobbit.
    Covering both The Hobbit: An Unexpected Journey and The Hobbit: The Desolation of Smaug , this lavish volume bulges with behind the scenes images, sumptuous photography and film stills. The films' stars and the creative geniuses behind countless beautiful objets d'art share their insights and stories, revealing how it felt to craft, wield and wear these precious pieces of Middle-earth. Researched and compiled by Weta Workshop senior concept designer Daniel Falconer, with a foreword by Evangeline Lilly, playing Tauriel the Woodland Elf, and an introduction by costume designer Ann Maskrey, this is the definitive guide to the artefacts and sumptuous fabrics of The Hobbit film adaptations....

    Цена:
    1669 руб

    2008 Copyright © 100films.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика