История кино и театра
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО (от лат. multiplicatio - умножение; ряд языков использует др. слово - одушевление, animation - франц., англ., animazione - итал.), синтетич. иск-во, в основе к-рого лежит последоват. ряд специально созданных и "оживающих" на экране рисованных, живописных или объёмно-кукольных образов, зафиксированных на плёнке методом покадровой съёмки. Проекция этих изображений на экран со скоростью 24 кадр/с создаёт иллюзию движения, эффект одушевления персонажей.

Мультипликация может быть рисованной - графической, теневой (силуэтной), основанной на плоских марионетках и перекладках, включая и фотовырезки, и объёмной - кукольной, барельефной, использующей покадровую съёмку трёхмерных предметов или живых персонажей; её худож. решения могут основываться на необычной технике - изображениях, нарисованных или выцарапанных непосредственно на плёнке без применения фотосъёмки; могут быть произведениями оживающей на экране живописи, возникающей мазок за мазком непосредственно под аппаратом, а также созданы с помощью "игольчатого экрана", стержни к-рого по-разному выдвигаются и освещаются, что создаёт особый изобразит, эффект; наконец, с применением всевозможных сыпучих, плавящихся и мнущихся веществ (в т. ч. цв. пластилина), приобретающих разл. фиксируемую камерой форму. Всё более широкое развитие получает т. н. компьютерная мультипликация, осн. на электронике и применении кибернетических машин.

Рождение М. к. неразрывно связано с историей возникновения технич. приспособлений, позволяющих создать на экране иллюзию движения рисованных и объёмных фигур. Сам принцип мультипликации был найден задолго до изобретения бр. Люмьер. Бельг. физик Ж. Плато, австр. проф. геометр С. фон Штампфер и др. учёные и изобретатели использовали для воспроизведения на экране движущихся изображений вращающийся диск или ленту с рисунками, систему зеркал и волшебный фонарь. Наиболее совершенное приспособление подобного типа - праксиноскоп - было создано франц. художником и инженером Э. Рейно. Франц. историки кино считают днём рождения рисованной мультипликации 30 авг. 1877, когда изобретение было запатентовано. Первые представления "Оптич. т-ра", как назвал свои сеансы рисованного кино Рейно, начались с 28 окт. 1892 в парижском Музее Гревен. Программа каждого сеанса, длившегося 15 - 20 мин, включала неск. комедийных лент, изображение было цветным и сопровождалось пением и музыкой. Дальнейшее развитие М. к. связано с совершенствованием кинотехники. Первые рисованные ф., снятые методом покадровой съёмки и длившиеся всего неск. минут, появились в 1906 - 08 ("Фантасмагория", реж. Э. Коль, Франция: "Магическая авторучка", реж. С. Блэктон, США).

Интенсивное развитие в 10-х гг. амер. М. к. тесно связано с комиксом - сюжетным рассказом в рисунках, у к-рого оно заимствовало стилистику, темы, характеры персонажей.

Первооткрывателем и зачинателем худож. принципов объёмной мультипликации был В. А. Старевич - оператор и режиссёр дореволюц. рус. кино. Его первые ф. ("Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей", "Месть кинооператора" и "Авиационная неделя насекомых", 1912) - меткие пародии, высмеивавшие ложную романтику, штампы мелодраматич. и псевдоисторич. сюжетов, распространённых в то время в кино.

Новый импульс рисованное кино получило с созданием первого, ставшего популярным постоянного героя - кота Феликса (1913) из одноим. серии П. Салливена и О. Месмера. В 1921 братья М. и Д. Флейшеры начали выпускать серию "Из чернильницы", в к-рой упрямый и злонамеренный персонаж клоун Коко возникал прямо из-под пера художника и рисованные сцены впервые в М. к. сочетались непосредственно с игровыми. Впоследствии в лентах Флей-шеров появились и др. персонажи - карикатура на "кинозвезду" Бетти Буп и пучеглазый моряк Попай.

Вслед за котом Феликсом в М. к. появилось множество персонажей животных. К таким героям обращался в своих первых ф. в нач. 20-х гг. и У. Дисней. Однако настоящий успех и признание пришли к нему с появлением в кино звука. В сент. 1928 Дисней с худ. Ю. Айверксом создал знаменитого мышонка Микки Мауса (ф. "Пароход Вилли"). Развивая принцип звукозрительного контрапункта в М. к., Дисней выработал особый жанр рисованных к/м муз. комедий - "Наивных симфоний". Их сюжеты основаны гл. обр. на эффектных трюках, графич. деформации и неожиданных гротесковых и комедийных ситуациях. Более развёрнуто этот принцип был использован Диснеем позднее в его п/м ф. "Фантазия" (1940), где он стремился найти изобразит, эквивалент фрагментам из произв. И. С. Баха, Л. ван Бетховена, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Ф. Шуберта и др. композиторов. В 30 - 40-е гг. Дисней, став крупнейшим мастером рисованного ф., создал гигантскую студию, разработав пром. формы мульт. произ-ва. Помимо ф. с постоянными героями - Микки Маусом, утёнком Дональдом, псом Плуто и др.,- он выпустил п/м картины "Белоснежка и семь гномов" (1938), "Пиноккио" (1939), "Бэмби" (1942). Здесь, как и в нек-рых позднейших картинах Диснея ("Леди и бродяга", 1955, "Книга джунглей", 1966), важнейшими в М. к. стали выразительность мульт. движения и ритма, герой, наделённый ярко очерченной характеристикой, мастерство "одушевления" персонажей. Этому учились у Диснея мультипликаторы всего мира.

Начало творч. деятельности Диснея совпало по времени с выпуском первых сов. м/ф, связанных по своей стилистике с политич. плакатом и карикатурой ("Советские игрушки" и "Юморески", 1924, реж. Д. Вертов, худ. А. И. Бушкин). Выразительность оживающей на экране графики, использующей технику плоской марионетки, привлекла внимание молодых худ. Н. П. Ходатаева, З. П. Комиссаренко, Ю. А. Меркулова, И. П. Иванова-Вано, В. Г. Сутеева, сестёр В. С. и З. С. Брумберг, О. П. Ходатаевой, в 1925 выпустивших ф. о революц. борьбе кит. народа "Китай в огне". В 1927 вышел первый дет. м/ф "Каток" (реж. Иванов-Вано, Д. Я. Черкес), в 1928 - "Самоедский мальчик" (реж. Ходатаев, Ходатаева, В. и 3. Брумберг), в 1929 - "Почта" (по С. Я. Маршаку, реж. М. М. Цехановский).

В 30-х гг. в сов. мультипликации были созданы сатирич. ф. "Блек энд уайт" (по В. В. Маяковскому, 1932, реж. Л. А. Амальрик, Иванов-Вано), "Органчик" (по мотивам "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1934, реж. Ходатаев) и др. А. Л. Птушко пост. к/м кукольный ф. "Новый Гулливер" (1935, худ. С. А. Мокиль) - гротесково-сатирич. изображение бурж. общества.

В 30-е гг. усилилось влияние амер. рисованных ф., их стилистики, особенно творчества Диснея, на мировую мультипликацию.

Среди массовой шаблонной продукции выделялись произв. самобытных мастеров европ. мультипликации: п/м силуэтный ф. "Принц Ахмед" (по мотивам сказок "Тысячи и одной ночи", 1928, реж. Л. Райнигер, Германия), "Идея" (по одноим. циклу гравюр Ф. Мазереля и с музыкой А. Онсггера, 1932, реж. Б. Бар-тош, Франция), "Ночь на Лысой горе" (по Мусоргскому, 1933, реж. А. Алексеев, Франция). После сугубо эксперим. ф. авангардистов 20-х гг., занятых поисками новых форм изобразит, ритма ("Механический балет", 1924, реж. Ф. Леже, Франция), и абстрактных пластич. композиций В. Рутмана, В. Эггелинга, X. Рихтера и др. (Германия) эти мастера возвращали мультипликации сюжетность, ясность темы. В 1937 П. Гримо создал в Париже студию, на к-рой снял ф. "Продавец нот" (1942), "Маленький солдат" (1947) и п/м ф. "Пастушка и трубочист" (по X. К. Андерсену, 1952), заложившие основы традиц. школы франц. мультипликации. Её наиболее ярким представителем стал ученик Гримо Ж. Ф. Лагиони, прославившийся позднее своими лентами "Случайная бомба" (1968), "Через Атлантический океан на плоту" (1978).

В 1939 англ. реж. Дж. Грирсон основал в Канаде киноцентр, где наряду с документальным большое внимание уделялось М. к. Сюда переехал из Франции Алексеев, здесь начал свои эксперименты выдающийся канад. реж.-мультипликатор Н. Мак-Ларен.

В 1943 группа талантливых амер. графиков, возмущённая бесправным положением и безликостью художника на мультипликац. конвейере Диснея, ушла с его фабрики-студии. Под рук. С. Босустова они организовали студию ЮПА ("United Production of America"). В выпускавшейся ими серии с постоянными персонажами - Мистер Магу, Мак Боинг Боинг и др.- выработался более простой и свободный графич. стиль, близкий к журнальной графике, в частности к творч. манере амер. карикатуриста С. Стайнберга. За 10 лет (1948 - 1958) активной работы в ЮПА они создали ф., в к-рых отошли от диснеевской стилистики. Студия оказала влияние на европ. мультипликацию, особенно английскую (в Лондоне был открыт филиал ЮПА), однако её новации носили преим. стилистич. характер.

В годы войны сов. мультипликаторы выпускали рисованные сатирич. антифаш. киноплакаты. В послевоен. период исключительное развитие в сов. мультипликации получил жанр сказки, как классической, так и современной. Особая роль в его разработке принадлежит реж. В. И З. Брумберг ("Федя Зайцев", 1948), АмаЛьрику и В. И. Полковникову ("Серая шейка" по Д. Н. Мамину-Сибиряку, 1948), Цехановскому ("Сказка о рыбаке и рыбке" по А. С. Пушкину, 1950), Иванову-Вано ("Снегурочка", 1956), Л. К. Атаманову ("Снежная королева" по Андерсену, 1957).

Глубоким и всесторонним было новаторство мастеров мультипликации и др. социалистич. стран. Вскоре после освобождения от нем.-фаш. оккупации, в кон. 40-х - нач. 50-х гг., во всех европ. cor циалистич. странах были созданы мульт-студии, начали формироваться нац. школы рисованного и кукольного кино. Их развитие оказалось стремительным и ярким. Суть этого явления в том, что М. к., как и др. виды иск-ва, решительно повернулось к живой, кипящей событиями действительности, прониклось интересами, идеями и фактами современности и обратилось для их выражения к богатейшей сокровищнице изобразит. и лит. творчества, в т. ч. классического и современного. При этом идейное, жанрово-тематич. обогащение сопровождалось обновлением худож. языка мультипликации. В социалистич. странах выдвинулась плеяда мастеров, занявших ведущие позиции в совр. мировой мультипликации. В ЧССР - это зачинатели прославленного кукольного кино: Й. Трнка ("Шпаличек", 1947, "Похождения бравого солдата Швейка", 1954, "Сон в летнюю ночь" по У. Шекспиру, 1959, и др.), К. Земан (серия ф. с постоянным героем Паном Прокоуком, 1947 - 55, "Вдохновение", 1949, "Король Лавра", 1950, "Сказки тысячи и одной ночи", 1972 - 75, "Ученик чародея", 1977, и др.) и Г. Тырлова ("Бунт игрушек", 1947, "Сказка из шерсти", 1964, серия "Приключения Голубоглазки", 1976). Их последователи - Б. Пояр, Й. Брдечка и др. В ПНР в 1958 вышел оригинальный кукольный ф. "Смена караула" В. Хаупе и Г. Белиньской, стала складываться польск. школа мультипликации. В СФРЮ в 1956 на к/ст "Загреб-фильм" сформировалась знаменитая загребская школа рисованного ф., крупнейшие мастера к-рой - Д. Вукотич ("Суррогат", 1961, "Игра", 1963, "Пятно на совести", 1968), В. Мимица ("Одинокий", 1958, "У фотографа", 1959, "Малая хроника", 1962), Б. Довникович-Бордо ("Любопытство", 1973, "Н. Н.", 1976, "Школа хождения", 1978), Н. Драгич ("Укротитель диких коней", 1966, "Идут дни", 1969, "Дневник", 1973), А. Занинович ("Стена", 1965) и др. - разрабатывают жанр ф.-притчи и ф.-анекдота, смело вводят в М. к. остроту, причудливость и лаконизм графич. языка совр. карикатуры. Один из наиболее оригинальных мастеров мультипликации - рум. реж. Й. Попеску-Гопо. Его ф. "Краткая история" (1956), "Семь искусств" (1958), "Гомо сапиенс" (1960) с постоянным героем - рисованным человечком - исследователем и преобразователем Вселенной получили всемирное признание. Значителен вклад в совр. мультипликацию мастеров ВНР (Д. Мачкашши, А. Даргаи, М. Янкович, Й. Непп, Й. Гемеш, П. Собослаи и др.), НРБ (Т. Динов, Д. Донев, С. Дуков, X. Топузанов, И. Веселинов и др.) и ГДР (Б. Бётге, К. Вайлер, Г. Рец, М. Андерсон и др.). Процесс обновления выразит. средств произошёл и в сов. мультипликации. Особенно интенсивно он проявился в нач. 60-х гг., когда с расширением тематики М. к. на к/ст "Союзмультфильм" всё чаще наряду с разработкой дет. тематики стали создаваться ф. для взрослых ("Большие неприятности", 1961, реж. В. и З. Брумберг; "Баня" по Маяковскому, 1962, реж. С. И. Юткевич, А. Г. Каранович; "Мир дому твоему", 1963, реж. В. А. Никитин, И. И. Николаев, и др.). Острое чувство современности, гражданственность темы и оригинальность изобразит, языка с особой силой проявились в творчестве Ф. С. Хитрука ("История одного преступления", 1962, "Человек в рамке", 1966, "Фильм, фильм, фильм", 1968, "Остров", 1973, и др.). В новый период своего творчества вступили мастера старшего поколения: Иванов-Вано ("Левша", 1964, новая версия п/м ф. "Конёк-Горбунок", 1975, и др.), Атаманов ("Скамейка", 1967, "Это в наших силах", 1970, оба по рисункам дат. худ. X. Бидструпа, серия "Котёнок по имени Гав", 1976 - 78, и др.), использующие для создания м/ф выразит, возможности графич. и живописной миниатюры, цвета, музыки. Стремление к обогащению жанровых решений сказалось в работах Б. П. Степанцева ("Окно", 1966, "Малыш и Карлсон", 1968, ф.-балет "Щелкунчик", 1973), Б. П. Дёжкина ("Чиполлино", 1960, "Шайбу, шайбу!", 1966), В. М. Котёночкина ("Ну, погоди!", 1969 - 81, 13 выпусков). Интересно и многообразно развивается в 60 - 70-е гг. кукольная мультипликация: Р. А. Качанов - "Варежка" (1967), трилогия с постоянными героями Чебурашкой и Крокодилом Геной (1969 - 74); Н. Н. Серебряков - "Я жду птенца" (1966), "Клубок" (1968), "Поезд памяти" (1975), "Разлучённые" (1980); В. В. Курчевский - "Франтишек" (1968), "Мастер из Кламси" (1972), "Садко богатый" (1975), "Пер Гюнт" (1979) и др. Собств. почерк уверенно вырабатывают режиссёры более молодого поколения, внося много нового в разработку совр. темы и своеобразного жанра философско-поэтич. притчи: А. Ю. Хржановский ("Жил-был Козявин", 1966, "Стеклянная гармоника", 1968, "День чудесный", 1975), Ю. Б. Норштейн ("Цапля и журавль", 1975, "Ёжик в тумане", 1976, "Сказка сказок", 1980), А. А. Петров ("Учитель пения", 1968, "Полигон", 1977, "Путешествие Солнышкина", 1980), В. И. Тарасов ("Контакт", 1978, "Возвращение", 1981, "Пуговица", 1982), И. Н. Гаранина ("Журавлиные перья", 1977, "Балаган", 1982), Э. В. Назаров ("Равновесие страха", 1974, "Охота", 1979, "Жил-был пёс", 1982) и др.

Происходит процесс формирования нац. школ мультипликации в союзных республиках, выдвинувших таких талантливых и ярких мастеров, как И. Б. Гурвич, Д. Я. Черкасский, В. А. Дахно, А. А. Грачёва, Е. Я. Сивоконь (Украина), X. Я. Парс, Р. А. Раамат, П. Пярн (Эстония), А. А. Хайдаров (Казахстан), A. Бурове (Латвия), А. Н. Хинтибидзе, B. Д. Бахтадзе, М. И. Баханов (Грузия) и др.

В СССР и др. социалистич. странах особое внимание уделяется мульт. ф., предназначенным дет. зрителю и имеющим огромное воспитат. значение. Над ф. для детей работают режиссёры, художники, дет. писатели - ведущие мастера мультипликации. Ок. 80% ежегодной продукции, выпускаемой студией "Союзмультфильм" и студиями союзных республик, составляют ф. для детей. Они широко используются в дет. телепередачах.

Исключительно значение в М. к. художника-постановщика, создающего типажи, декорации, являющегося одним из ведущих и полноправных соавторов ф., и художника-мультипликатора, одушевляющего персонажи, роль к-рого в рисованном и кукольном кино подобна функции актёра в игровом фильме. Поскольку в основе мульт. ф. лежит изобразит, решение, именно профессия художника даёт возможность подавляющему большинству мастеров овладеть особенностями мульт. режиссуры. В М. к. устанавливаются творч. содружества между режиссёром и художником. В частности, в сов. М. к. мн. фильмы Иванова-Вано поставлены с худ. Л. И. Мильчиным; Качанова - с Л. А. Шварцманом; Хитрука - с C. А. Алимовым, затем с В. Н. Зуйковым и Э. В. Назаровым; Серебрякова - с А. А. Спешневой; Норштейн - с Ф. А. Ярбусовой; Тарасова - с Н. И. Кошкиным; Гараниной - с Н. Н. Виноградовой. Подобные постоянные содружества помогают добиваться большего творч. взаимопонимания и худож. цельности фильма. В числе известных художников, работающих в сов. мультипликации, также А. В. Винокуров, В. А. Никитин, Н. В. Орлова, С. К. Русаков, А. М. Савченко.

Для совр. мировой мультипликации характерно необычайное разнообразие жанрово-тематич. и стилистич. исканий. На фоне насыщенных экстравагантными трюками фильмов Т. Эйвери и развлекат. продукции, в изобилии выпускаемой одной из крупнейших амер. мультстудий У. Ханна и Дж. Барбера, выделяются ленты Дж. Хабли, проникнутые поэзией и лиризмом и оригинально трактующие тему дет. восприятия мира ("Лунная птица", 1960, "Дети солнца", 1961). Острой проблематикой, стремлением дать широкую панораму совр. жизни США отличаются основанные на стилизации и гротеске п/м рисованные ленты "Кот Фриц" (1972) и "Час пик" (1974) Р. Бакши, представителя молодого поколения амер. режиссёров-мультипликаторов. В ф. нек-рых режиссёров зап.-европ. М. к. прослеживается стремление к виртуозной формальной изощрённости, напр. в ф. "Лица женщин" и "Метадата" (1971) франц. реж. П. Фольдеса, широко использовавшего приём непрерывного потока изобразит. трансформаций и применявшего для "одушевления" рисунков компьютерную технику. Явственно дают себя знать и фрейдистские, экзистенциалистские мотивы, сюрреалистические и абстракционистские изыски. Темы безысходности и бесперспективности человеческой жизни в бурж. мире звучат в ф. "Вороны" (1967), "Фантасматик" (1969) швейц. мастеров Ж. и Э. Ансорж; "Улитки" (1965), "Мёртвые времена" (1969) франц. реж. Р. Лалу, работающего с известным худ. Р. Топором; "Безумный мир" (1972) япон. реж. Ё. Кури; "Автомания 2000" (1963) англ. реж. Дж. Халаса. Более остро и последовательно социально-критич. тема выражена в фильме Мак-Ларена "Соседи" (1952), в к-ром методом покадровой съёмки сняты живые актёры, в творчестве белы. реж. Р. Серве ("Хромофобия", 1966, "Операция Х-70", 1972, "Гарпия", 1978), в картинах молодого итальянского режиссёра М. Манфреди ("Баллада для главаря мафии", 1974) и др.

В 70-е гг. режиссёры-мультипликаторы всё чаще включают в свои ф. игровые и док. кадры, создавая т. о. "гибридные" формы, синтезирующие возможности разных видов кино, в т. ч. и такие ф., где живое и рисованное изображения непрестанно переходят одно в другое: "Интервью" (1978) реж. К. Лиф, постоянно работающей с худ. В. Суль (Канада).

Характерное для последнего десятилетия более частое обращение режиссёров к п/м мульт. ф. наряду с чисто коммерч. целями, напр, в япон. рисованном кино, связано с их стремлением дать более детальную разработку сюжета и персонажей, полнее использовать худож. компоненты рисованного и кукольного ф., уравнять его в сфере проката с игровым кино: "Жёлтая подводная лодка" (1968, реж. Дж. Даннинг, худ. X. Эдельман, Великобритания), "Дикая планета" (1974, реж. Лалу, Франция - ЧССР), "Большие гонки" (1975, реж. И. Каприно, Норвегия), "Аллегро нон троппо" (1978, реж. Б. Боццетто, Италия), "Король и птица" (1979, реж. Гримо, Франция), "Мария, Мирабела" (1981, реж. Попеску-Гопо, Н. Бодюл, СРР - СССР), "Тайна третьей планеты" (1981, реж. Качанов, СССР) и др.

В М.к. находят своеобразное преломление мотивы и традиции нац. культуры - изобразит. иск-ва, лит-ры, музыки, напр. в творчестве известных итал. реж. Б. Боццетто ("Опера", 1973), Д. Джанини и Э. Лудзати ("Итальянка в Алжире", 1968, "Пульчинелла", 1973), япон. реж. К. Кавамото ("Путешествие", 1973, "Жизнь поэта", 1975, "Дом в огне", 1979), англ. реж. Даннинга ("Буря" по Шекспиру, 1976).

Самобытное развитие в последнее время М. к. получило и во мн. др. странах: в СРВ, на Кубе, в Финляндии, Индии, Иране, Голландии, Испании. Выходят мульт. ф. в Бразилии, Венесуэле, Аргентине, Алжире, Тунисе и др. странах Лат. Америки и Африки. См. также ст. Художник в мультипликационном кино. (Илл. табл. LXXXI - LXXXIX.)

Мульт. фильм. Сб., М., 1936; Гинзург С. С, Очерки теории кино, М., 1974; Асенин С. В., Волшебники экрана. Эстетич. проблемы совр. мультипликации, М., 1974; Мудрость вымысла. Мастера мультипликации о себе и своем иск-ве. М., 1983; Halas J., Manvell R., Art in movement, L., 1970; Madscn R.. Animated film. Concepts, methods, uses, N. Y., 1969; Kossakowski A., Polski film animowany (1945 - 1974), Wroclaw, 1977; Urс R., Animovany film, Martin, 1980.

С. В. Асенин.

'Рейнеке-Лис'. Реж. В. Старевич. 1939
'Рейнеке-Лис'. Реж. В. Старевич. 1939

'Сенька-африканец'. Реж. и худ. Д. Черкес, Ю. Меркулов, И. Иванов-Вано. 1928
'Сенька-африканец'. Реж. и худ. Д. Черкес, Ю. Меркулов, И. Иванов-Вано. 1928

'Самоедский мальчик'. Реж. и худ. Н. и О. Ходатаевы, В. и З. Брумберг. 1928
'Самоедский мальчик'. Реж. и худ. Н. и О. Ходатаевы, В. и З. Брумберг. 1928

'Сказка о царе Дурандае'. Реж. И. Иванов-Вано, худ. Л. Амальрик, Б. Покровский, И. Иванов-Вано. 1934
'Сказка о царе Дурандае'. Реж. И. Иванов-Вано, худ. Л. Амальрик, Б. Покровский, И. Иванов-Вано. 1934

'Новый Гулливер'. Реж. А. Птушко, худ. С. Мокиль. 1935
'Новый Гулливер'. Реж. А. Птушко, худ. С. Мокиль. 1935

'Федя Зайцев'. Реж. В. и З. Брумберг, худ. А. Сазонов. 1948
'Федя Зайцев'. Реж. В. и З. Брумберг, худ. А. Сазонов. 1948

'Необыкновенный матч'. Реж. М. Пащенко, Б. Дёжкин, худ. П. Репкин, В. Василенко, А. Савченко. 1953
'Необыкновенный матч'. Реж. М. Пащенко, Б. Дёжкин, худ. П. Репкин, В. Василенко, А. Савченко. 1953

'Заколдованный мальчик'. Реж. A. Снежко-Блоцкая, В. Полковников, худ. Г. Брашишките, Р. Качанов, Л. Мильчин. 1955
'Заколдованный мальчик'. Реж. A. Снежко-Блоцкая, В. Полковников, худ. Г. Брашишките, Р. Качанов, Л. Мильчин. 1955

'Чудесница'. Реж. А. Иванов, худ. B. Лалаянц, Л. Позднеев. 1957
'Чудесница'. Реж. А. Иванов, худ. B. Лалаянц, Л. Позднеев. 1957

'Франтишек'. Реж. В. Курчевский, худ. О. Гвоздева. 1967
'Франтишек'. Реж. В. Курчевский, худ. О. Гвоздева. 1967

'Кто сказал
'Кто сказал ,,мяу"?'. Реж. В. Дегтярёв, худ. В. Данилевич. 1962

'История одного преступления'. Реж. Ф. Хитрук, худ. С. Алимов. 1962
'История одного преступления'. Реж. Ф. Хитрук, худ. С. Алимов. 1962

'Жил-был Козявин'. Реж. А. Хржановский, худ. Н. Попов. 1966
'Жил-был Козявин'. Реж. А. Хржановский, худ. Н. Попов. 1966

'Я жду птенца'. Реж. Н. Серебряков, худ. И. Урманче, Н. Серебряков. 1966
'Я жду птенца'. Реж. Н. Серебряков, худ. И. Урманче, Н. Серебряков. 1966

'Шапокляк'. Реж. Р. Качанов, худ. Л. Шварцман. 1974
'Шапокляк'. Реж. Р. Качанов, худ. Л. Шварцман. 1974

'Левша'. Реж. И. Иванов-Вано, худ. А. Тюрин, М. Соколова, А. Курицын. 1964
'Левша'. Реж. И. Иванов-Вано, худ. А. Тюрин, М. Соколова, А. Курицын. 1964

'Шайбу, шайбу!'. Реж. Б. Дёжкин, худ. Б. Дёжкин, С. Русаков. 1964
'Шайбу, шайбу!'. Реж. Б. Дёжкин, худ. Б. Дёжкин, С. Русаков. 1964

'Почта'. Реж. М. и В. Цехановские, худ. М. Цехановский, Б. Корнеев. 1964
'Почта'. Реж. М. и В. Цехановские, худ. М. Цехановский, Б. Корнеев. 1964

'Маугли'. ('Похищение'.) Реж. Р. Давыдов, худ. А. Винокуров, П. Репкин. 1968
'Маугли'. ('Похищение'.) Реж. Р. Давыдов, худ. А. Винокуров, П. Репкин. 1968

'Балерина на корабле'. Реж. Л. Атаманов, худ. Г. Аркадьев, Б. Корнеев. 1969
'Балерина на корабле'. Реж. Л. Атаманов, худ. Г. Аркадьев, Б. Корнеев. 1969

'Малыш и Карлсон'. Реж. Б. Степанцев, худ. А. Савченко, Ю. Бутырин. 1968
'Малыш и Карлсон'. Реж. Б. Степанцев, худ. А. Савченко, Ю. Бутырин. 1968

'Винни Пух идёт в гости'. Реж. Ф. Хитрук, худ. В. Зуйков, Э. Назаров. 1971
'Винни Пух идёт в гости'. Реж. Ф. Хитрук, худ. В. Зуйков, Э. Назаров. 1971

'Конёк-Горбунок'. Реж. И. Иванов-Вано, худ. Л. Мильчин. 1975
'Конёк-Горбунок'. Реж. И. Иванов-Вано, худ. Л. Мильчин. 1975

'Цапля и Журавль'. Реж. Ю. Норштейн, худ. Ф. Ярбусова. 1974
'Цапля и Журавль'. Реж. Ю. Норштейн, худ. Ф. Ярбусова. 1974

'Ну, погоди!'. Вып. 11. Реж. В. Котёночкин, худ. С. Русаков. 1977
'Ну, погоди!'. Вып. 11. Реж. В. Котёночкин, худ. С. Русаков. 1977

'38 попугаев'. Реж. И. Уфилщев, худ. Л. Шварцман. 1976
'38 попугаев'. Реж. И. Уфилщев, худ. Л. Шварцман. 1976

'Контакт'. Реж. В. Тарасов, худ. В. Кошкин. 1978
'Контакт'. Реж. В. Тарасов, худ. В. Кошкин. 1978

'Трое из Простоквашино'. Реж. В. Попов, худ. Н. Ерыкалов, Л. Хачатрян. 1978
'Трое из Простоквашино'. Реж. В. Попов, худ. Н. Ерыкалов, Л. Хачатрян. 1978

'Премудрый пескарь'. Реж. В. Караваев, худ. С. Алимов. 1979
'Премудрый пескарь'. Реж. В. Караваев, худ. С. Алимов. 1979

'Волшебное кольцо'. Реж. Л. Носырев, худ. В. Кудрявцева. 1979
'Волшебное кольцо'. Реж. Л. Носырев, худ. В. Кудрявцева. 1979

'Тайна третьей планеты'. Реж. Р. Качанов, худ. Н. Орлова. 1981
'Тайна третьей планеты'. Реж. Р. Качанов, худ. Н. Орлова. 1981

'Мороз Иванович'. Реж. И. Аксенчук, худ. В. Никитин. 1981
'Мороз Иванович'. Реж. И. Аксенчук, худ. В. Никитин. 1981

'Пёс в сапогах'. Реж. Е. Гамбург, худ. И. Макаров. 1981
'Пёс в сапогах'. Реж. Е. Гамбург, худ. И. Макаров. 1981

'Жил-был пёс'. Реж. и худ. Э. Назаров. 1982
'Жил-был пёс'. Реж. и худ. Э. Назаров. 1982

'Закон племени'. Реж. В. Пекарь, худ. Т. Колюшева. 1982
'Закон племени'. Реж. В. Пекарь, худ. Т. Колюшева. 1982

'Ещё раз о моде'. Реж. В. Бахтадзе, худ. И. Самсонадзе (Груз. ССР). 1969
'Ещё раз о моде'. Реж. В. Бахтадзе, худ. И. Самсонадзе (Груз. ССР). 1969

'Волшебная свирель'. Реж. и худ. Ж. Даненов (Казах. ССР). 1973
'Волшебная свирель'. Реж. и худ. Ж. Даненов (Казах. ССР). 1973

'Как жёны мужей продавали'. Реж. и худ. Г. Уманский (УССР). 1973
'Как жёны мужей продавали'. Реж. и худ. Г. Уманский (УССР). 1973

'Фитнэ'. Реж. и худ. А. Ахундов (Азерб. ССР). 1973
'Фитнэ'. Реж. и худ. А. Ахундов (Азерб. ССР). 1973

'Шлёпанцы Абу-Гасана'. Реж. Р. Бабаян, худ. Л. Хачатрян (Арм. ССР). 1974
'Шлёпанцы Абу-Гасана'. Реж. Р. Бабаян, худ. Л. Хачатрян (Арм. ССР). 1974

'Белоснежка и семь гномов'. Реж. У. Дисней (США). 1938
'Белоснежка и семь гномов'. Реж. У. Дисней (США). 1938

'Похождения бравого солдата Швейка'. Реж. Й. Трнка (ЧССР). 1955
'Похождения бравого солдата Швейка'. Реж. Й. Трнка (ЧССР). 1955

'Суррогат'. Реж. Д. Вукотич (СФРЮ). 1961
'Суррогат'. Реж. Д. Вукотич (СФРЮ). 1961

'Умная деревня'. Реж. Д. Донев (НРБ). 1972
'Умная деревня'. Реж. Д. Донев (НРБ). 1972

'Двенадцать месяцев'. Реж. К. Ябуки, худ. С. Кавамото (Япония). 1980
'Двенадцать месяцев'. Реж. К. Ябуки, худ. С. Кавамото (Япония). 1980


Источник: Киноискусство. История кино Istoriya-kino.ru

Полезные интернет ресурсы:

100Films.ru Энциклопедия кинематографа

CanDance.ru Музыкально-танцевальная энциклопедия

EduSPB.ru БСЭ онлайн справочная литература

Educationspb.ru Культурология


просмотров: 4004
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
THE SHINING GRADY TWINS LISA & LOUISE BURNS SIGNED 8x10 POSE W/DANNY RARE JSA

$6.99
End Date: Thursday May-9-2019 15:18:22 PDT
Buy It Now for only: $6.99
|
Kate Beckinsale signed 8x10 photo SEXY Actress reprint WOW LOOK

$35.00 (0 Bids)
End Date: Thursday Apr-25-2019 18:21:46 PDT
Buy It Now for only: $150.00
| |
Ann-Margret Signed 8x10 Photo w/ Elvis Genuine Autograph w/ COA

$79.00
End Date: Saturday May-18-2019 14:46:02 PDT
Buy It Now for only: $79.00
|
Warwick Davis Authentic Hand Signed 8X10 Photo W/ Holo COA Leprechaun

$34.95
End Date: Saturday May-18-2019 12:07:47 PDT
Buy It Now for only: $34.95
|
Dolly Parton Country Singer Rare Signed Photo and COA

$14.00
End Date: Saturday May-18-2019 10:04:19 PDT
Buy It Now for only: $14.00
|
"BATMAN" KATHY KERSH "CORNELIA" Autographed 3x5 Index Card

$125.00
End Date: Saturday May-18-2019 11:20:30 PDT
Buy It Now for only: $125.00
|
Pedro Pascal Star Wars SIGNED Mandalorian 8x10 - RARE K9

$3.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Apr-28-2019 17:06:03 PDT
|
Erin Gray Authentic Hand Signed Autograph 4X6 Photo - BUCK ROGERS SEXY ACTRESS

$69.00
End Date: Friday May-17-2019 13:14:02 PDT
Buy It Now for only: $69.00
|
Leaf Pop Century Anne Hathaway Singed 8 X 10 Photo PSA/DNA COA

$79.99
End Date: Saturday May-18-2019 9:43:02 PDT
Buy It Now for only: $79.99
|
William Shatner Leonard Nimoy 8x10 Picture autographed Photo + COA

$79.99
End Date: Saturday May-18-2019 9:59:58 PDT
Buy It Now for only: $79.99
|
Rooney Mara Signed Authentic Autographed 11x14 Photo PSA/DNA #AF21584

$79.99
End Date: Saturday May-18-2019 10:00:05 PDT
Buy It Now for only: $79.99
|
Rooney Mara Signed Authentic Autographed 11x14 Photo PSA/DNA #AF21585

$55.00
End Date: Saturday May-18-2019 9:41:12 PDT
Buy It Now for only: $55.00
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Кино. Киноискусство
 
Роберт Макки История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только... Story: Substance, Structure, Style and the Principles of Screenwriting
История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только...
Цитата
"Мне как актрисе книга Роберта Макки, как ничто другое, дала понимание того, что такое сценарий и его структура" (Ингеборге Дапкунайте)

О чем книга
Преподаватель сценарного мастерства, гуру Голливуда Роберт Макки предлагает системный подход к "рассказыванию историй". Он предлагает отказаться от набора сюжетов и создать драматическую структуру: выбрать героя, среди многих событий найти самое важное, нарушающее порядок вещей, перейти к преодолению препятствий, довести дело до кризиса, показать, как герой решается, может быть, на единственно верный шаг и начинает действовать, а затем либо победа, либо… окончательное поражение - каждый волен выбирать свой финал. Эта книга - Библия для сценаристов и писателей, но, несомненно, будет полезна специалистам по связям с общественностью, маркетологам и всем, кто хотел бы научиться рассказывать интересно и, главное, убедительно.

Почему книга достойна прочтения
  • Это профессионально и досконально написанный труд, главная его задача - привлечь внимание к "ремесленной" части процесса создания сценария, да и любой истории.
  • Автор предлагает не штампы, а дает ключи к пониманию психологии восприятия. Его книга не пособие из разряда "сделай сам", а возможность усвоить и освоить механизмы воздействия на сознание и подсознание зрителя посредством мастерски рассказанной истории.
  • Автор убеждает, что именно владение мастерством позволяет наиболее полно реализовать талантливую идею в таком технологичном процессе, как создание фильма.
  • Авторитет Роберта Макки в кругах современных сценаристов и писателей огромен. Он - настоящий гуру современного Голливуда

  • Для кого эта книга
    Для всех, кто мечтает о своей "истории на миллион". Эта книга научит мастерству - практической реализации своих идей, которой так не хватает людям творческих профессий. Для сценаристов, писателей, продюсеров, менеджеров и арт-директоров кино и телевидения, для креативных рекламщиков и издателей. Для всех, кто хочет творить.

    Кто автор
    Роберт Макки - американский теледраматург, обязан мировой славой своему знаменитому семинару по технике сочинения сценариев. Он ведет его в переполненных аудиториях по всему миру. Помимо преподавания и сочинительства, консультирует ведущие кино- и телекомпании. Такие студии, как ABC, Disney, Miramax, Paramount, постоянно направляют своих сотрудников на его лекции. Фильмы его учеников получают самые престижные награды фестивалей, например: "Властелин колец", "Код да Винчи", "Бэтмен", "Валли", "Шрэк", "Секс в большом городе", "Люди Икс", "Звездные войны", "Великолепный Халк" и многие другие.

    Ключевые понятия
    Кино, продакшн, сценарное мастерство, мировой кинематограф, шоу-бизнес, история, писательское мастерство, мотивация, автор, сцена, сюжет.



    .

    ...

    Цена:
    638 руб

    Сид Филд Киносценарий. Основы написания Screenplay: The Foundations of Screenwriting
    Киносценарий. Основы написания

    Сид Филд - всемирно известный сценарист, продюсер, педагог, преподаватель и автор нескольких бестселлеров, переведенных на многие языки мира. Его книги используются в качестве учебного материала в более чем 400 колледжах и университетах США. Филд стал первым представителем Ассоциации американских сценаристов, имя которого упоминается в Зале славы сценарного искусства. "Киносценарий" - одна из библий киноиндустрии, это одновременно профессиональный учебник и уникальный вдохновитель и мотиватор для начинающих сценаристов. Это полноценный учебник с пошаговыми инструкциями от первого слабого проблеска идеи до маркетинговых мероприятий для готового киносценария. Автор докажет, что написание киносценария — это творческий процесс, которому можно научиться.

    ...

    Цена:
    534 руб

     Волшебный мир Джоан К. Роулинг. Том 2. Фантастические существа
    Волшебный мир Джоан К. Роулинг. Том 2. Фантастические существа
    Узнайте изнутри секреты создания фантастических существ на всех этапах съемок. Книга содержит дополнительные вкладки с наклейками, выпусками волшебных газет, карточками с персонажами и множеством других интересных вещей. Отправляйтесь в единственное в своем роде путешествие по Миру волшебников!

    О чем эта книга
    Великолепный арт-бук, посвященный миру Дж.К.Роулинг. В книге представлены фотографии со съемок фильмов о Гарри Поттере, а также фильма "Фантастические твари и где они обитают". Уникальные интервью с актерами, секреты декора непосредственно от создателей, интересные факты о дизайне костюмов и волшебных палочек - все это можно найти в книге "Волшебный мир Дж.К.Роулинг". Желаете узнать, в чем секрет чемодана Ньюта? Или как создавались зубы Гермионы Грейнджер? А может, за счет чего появлялся эффект великаньего роста Хагрида? И на самом ли деле парили свечи в Большом зале? Вы узнаете все это и даже больше! Декораторы, костюмеры, сценаристы и сами актеры раскроют эти и многие другие тайны со съемок знаменитых фильмов!

    Для кого эта книга
    Для поклонников историй о Гарри Поттере Для фанатов мира Дж.Роулинг Великолепный подарок!

    Фишки книги
    Маски пожирателей смерти
    Газеты, плакаты и открытки
    Крутящиеся часы МАКСША
    Высококачественная полиграфия
    ...

    Цена:
    2119 руб

     Поэтика кино. Теоретические работы 1920-х гг.
    Поэтика кино. Теоретические работы 1920-х гг.
    Эта книга под одной обложкой объединяет классический киноведческий труд "Поэтика кино", впервые увидевший свет в 1927 г., и собрание статей и теоретических трудов авторов - современников "Поэтики".
    Теперь читатель получает книгу в полном объеме, приобретая возможность оценить ее смысловое богатство, вместе с работами С.А.Тимошенко, Б.С.Лихачева и Р.О.Якобсона увидеть в ней как целостное явление кинотеории 1920-х гг., своеобразный манифест киноэстетики "русской формальной школы", так и собрание ярко индивидуальных воззрений, взглядов, позиций, способов научного творчества.
    Возвращая "Поэтику кино" в научный обиход, мы надеемся на то, что наша книга вызовет интерес не только у специалистов - киноведов, филологов, культурологов, но и всякого, кто хочет раздвинуть горизонты своего знания о путях развития русской художественной культуры XX в.
    ...

    Цена:
    579 руб

    Каролин Ларрингтон Зима близко. Средневековый мир "Игры престолов"
    Зима близко. Средневековый мир "Игры престолов"
    Настоящий культурный феномен XXI века как в литературном, так и в телевизионном мире - "Песнь льда и пламени" (оригинальный книжный эпос американского писателя Джорджа Р.Р.Мартина) или "Игра престолов" (сериал-экранизация канала HBO) - стал объектом множества литературоведческих и историографических исследований. Однако до сегодняшнего дня не было ничего, столь полноценно и обстоятельно рассматривающего это произведение, как эта книга. 
    Увлекательный текст Каролин Ларрингтон систематизирует и консолидирует различные подходы к фэнтези-миру Вестероса с точки зрения наших современных и исторических реалий, а также проводит сравнительный анализ сериала и книг. Погружаясь в мифологию и психологизм всем полюбившихся героев, автор демонстрирует, насколько тонко Мартин погрузился в средневековую историю Европы, проникся новейшей историей и изучил самый широкий спектр мировых религий и фольклора, создав действительно живую реальность, с которой каждый может себя соотнести....

    Цена:
    356 руб

    Лоренс Оливье
    Лоренс Оливье
    Книга английского театроведа посвящена творчеству одного из выдающихся актеров XX века.
    Автор подробно прослеживает эволюцию Л. Оливье (род. В 1907 г.) - драматического и киноартиста, свидетельствуя не только о мастерстве, но и о формировании его творческого кредо, подчеркивая убежденность художника в активной, преобразующей и созидательной роли театра.
    Работа в театре "Олд Вик", художественное руководство Национальным театром, участие в становлении английского кинематографа, сотрудничество с Голливудом - каждая сфера деятельности Оливье исследуется автором книги....

    Цена:
    149 руб

    Под редакцией Ким Аксс и Джанет МакКейб Обсуждаем "Секс в большом городе" Reading Sex and the City
    Обсуждаем "Секс в большом городе"
    Лучшие умы американских и английских университетов размышляют над женскими оргазмами, сумочками от Prada и обсуждают сексуальные подвиги Кэрри Бредшоу. Книга состоит из пяти глав, каждая из которых рассматривает отношение сериала с различными аспектами современной культуры.

    Среди рассматриваемых тем - патриархальные мифы и поиск Мистера Идеала, женский оргазм как способ достижения власти в эпоху феминизма третьей волны, fashion как пятый главный герой сериала, "Секс в большом городе" как мечта редактора отдела моды, влияние Вуди Аллена на "Секс в большом городе", феномен сериала как закрытого женского клуба "Секс большом городе" как новый этап эволюции жанра романтической комедии. Исследователи умело балансируют между глубиной и поверхностью: квазинаучный анализ с цитатами из постструктуралистов и Фрейда чередуется с легкомысленными до неприличия высказываниями самих героинь "Секса в большом городе".

    "Секс в большом городе" вышел на экраны в 1998 году на канале HBO и приобрел невероятную популярность буквально с первой серии. Из культового телесериала он превратился в международную сенсацию и обрел поклонников или, вернее, поклонниц по всему миру. Еще ни один телесериал не оказывал столь серьезного влияния на современную популярную культуру. Героини "Секса в большом городе" - Кэрри, Миранда, Шарлот и Саманта - стали лицом целой эпохи, предметом тщательного журналистского, культурологического, а теперь еще и научно - популярного анализа.

    Книга представляет собой глубокое исследование сериала, основанное на новом и нетривиальном взгляде на современную телевизионную культуру. Авторы книги обсуждают передовую роль "Секса в большом городе" в развитии жанра телевизионной комедийной драмы и его место в постоянно усложняющемся медиаландшафте....

    Цена:
    87 руб

    За 60 лет. Работы о кино
    За 60 лет. Работы о кино
    В сборник работ известного советского критика и киноведа В.Шкловского входят статьи и исследования о кино, написанные автором за шестьдесят лет - с 1924 по 1983 г. Собранные воедино, они развёртывают широкую панораму становления и развития советского киноискусства.
    В книге содержится громадное количество ценнейшего историко-культурного материала. Особый интерес представляют творческие портреты крупнейших деятелей советского кинематографа - С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, Э.Шуб, братьев Васильевых, Дзиги Вертова, Г.Козинцева и многих других. Для специалистов-киноведов, историков культуры, а также читателей, интересующихся искусством кино....

    Цена:
    883 руб

     Цена кадра
    Цена кадра
    Эта книга - первый фундаментальный сборник документов о работе советской фронтовой кинохроники в годы Великой Отечественной войны. Впервые публикуются монтажные листы фронтовых операторов, приказы, инструкции Главкинохроники, заключения на снятые на фронте сюжеты и материалы, стенограммы обсуждений.
    В книгу включен также большой массив воспоминаний фронтовых операторов, большинство из которых публикуется впервые. Специальные разделы посвящены работе военной цензуры и отзывам зарубежной прессы на советские документальные фильмы о Великой Отечественной войне....

    Цена:
    286 руб

    Д. Горелов Родина слоников
    Родина слоников
    Эта книга рассказывает об истории советского кино, точнее, через призму кино - об истории страны, ее народа и культуры. Увлекательное, познавательное и остроумное чтение от одного из лучших и уж точно самого едкого кинокритика России."Киновед, сочетающий живейшее чувство языка с иезуитской насмотренностью, а тончайшую лирику - с лихой крамолой вечного enfant terrible". The Prime Russian Magazine. Денис Горелов - лучший историк кино среди кинокритиков и лучший критик среди историков - пишет о советских хитах так страстно, словно "Октябрь" или "Человек-амфибия" вышли в прокат сегодня утром. Работает в уникальном жанре: по форме как бы и фельетоны, а по сути - объяснения в любви. Отменно зная и кино, и историю, привольно бродит по их просторам, рифмуя "Падение Берлина" с "Покаянием". Владеет искусством аллитерации, не боится называть вещи своими именами, никогда не говорит на черное "белое" и наоборот, ненавидит "холеный дезертирский скепсис" и предпочитает красивые мифы "тухлой правде". И неустанно напоминает, что если советские фильмы бывали черно-белыми, то советский мир всегда был разноцветным. Михаил Трофименков. Денис Горелов (1967 г.р.) - ретро-критик. Писал о старом, не охваченном аналитической рефлексией кино в "МК", "Сегодня", "Сеансе", "Русской жизни" и серии "Великие советские фильмы" издательства "Комсомольская правда". Всегда более интересовался зрителем, а не фильмом, спросом, а не предложением. Эта книжка - портрет бывшей страны и народа-потребителя; в большей степени краеведение, чем киноистория. Но и не без нее, конечно....

    Цена:
    669 руб

    2008 Copyright © 100films.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика