История кино и театра
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО (от лат. multiplicatio - умножение; ряд языков использует др. слово - одушевление, animation - франц., англ., animazione - итал.), синтетич. иск-во, в основе к-рого лежит последоват. ряд специально созданных и "оживающих" на экране рисованных, живописных или объёмно-кукольных образов, зафиксированных на плёнке методом покадровой съёмки. Проекция этих изображений на экран со скоростью 24 кадр/с создаёт иллюзию движения, эффект одушевления персонажей.

Мультипликация может быть рисованной - графической, теневой (силуэтной), основанной на плоских марионетках и перекладках, включая и фотовырезки, и объёмной - кукольной, барельефной, использующей покадровую съёмку трёхмерных предметов или живых персонажей; её худож. решения могут основываться на необычной технике - изображениях, нарисованных или выцарапанных непосредственно на плёнке без применения фотосъёмки; могут быть произведениями оживающей на экране живописи, возникающей мазок за мазком непосредственно под аппаратом, а также созданы с помощью "игольчатого экрана", стержни к-рого по-разному выдвигаются и освещаются, что создаёт особый изобразит, эффект; наконец, с применением всевозможных сыпучих, плавящихся и мнущихся веществ (в т. ч. цв. пластилина), приобретающих разл. фиксируемую камерой форму. Всё более широкое развитие получает т. н. компьютерная мультипликация, осн. на электронике и применении кибернетических машин.

Рождение М. к. неразрывно связано с историей возникновения технич. приспособлений, позволяющих создать на экране иллюзию движения рисованных и объёмных фигур. Сам принцип мультипликации был найден задолго до изобретения бр. Люмьер. Бельг. физик Ж. Плато, австр. проф. геометр С. фон Штампфер и др. учёные и изобретатели использовали для воспроизведения на экране движущихся изображений вращающийся диск или ленту с рисунками, систему зеркал и волшебный фонарь. Наиболее совершенное приспособление подобного типа - праксиноскоп - было создано франц. художником и инженером Э. Рейно. Франц. историки кино считают днём рождения рисованной мультипликации 30 авг. 1877, когда изобретение было запатентовано. Первые представления "Оптич. т-ра", как назвал свои сеансы рисованного кино Рейно, начались с 28 окт. 1892 в парижском Музее Гревен. Программа каждого сеанса, длившегося 15 - 20 мин, включала неск. комедийных лент, изображение было цветным и сопровождалось пением и музыкой. Дальнейшее развитие М. к. связано с совершенствованием кинотехники. Первые рисованные ф., снятые методом покадровой съёмки и длившиеся всего неск. минут, появились в 1906 - 08 ("Фантасмагория", реж. Э. Коль, Франция: "Магическая авторучка", реж. С. Блэктон, США).

Интенсивное развитие в 10-х гг. амер. М. к. тесно связано с комиксом - сюжетным рассказом в рисунках, у к-рого оно заимствовало стилистику, темы, характеры персонажей.

Первооткрывателем и зачинателем худож. принципов объёмной мультипликации был В. А. Старевич - оператор и режиссёр дореволюц. рус. кино. Его первые ф. ("Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей", "Месть кинооператора" и "Авиационная неделя насекомых", 1912) - меткие пародии, высмеивавшие ложную романтику, штампы мелодраматич. и псевдоисторич. сюжетов, распространённых в то время в кино.

Новый импульс рисованное кино получило с созданием первого, ставшего популярным постоянного героя - кота Феликса (1913) из одноим. серии П. Салливена и О. Месмера. В 1921 братья М. и Д. Флейшеры начали выпускать серию "Из чернильницы", в к-рой упрямый и злонамеренный персонаж клоун Коко возникал прямо из-под пера художника и рисованные сцены впервые в М. к. сочетались непосредственно с игровыми. Впоследствии в лентах Флей-шеров появились и др. персонажи - карикатура на "кинозвезду" Бетти Буп и пучеглазый моряк Попай.

Вслед за котом Феликсом в М. к. появилось множество персонажей животных. К таким героям обращался в своих первых ф. в нач. 20-х гг. и У. Дисней. Однако настоящий успех и признание пришли к нему с появлением в кино звука. В сент. 1928 Дисней с худ. Ю. Айверксом создал знаменитого мышонка Микки Мауса (ф. "Пароход Вилли"). Развивая принцип звукозрительного контрапункта в М. к., Дисней выработал особый жанр рисованных к/м муз. комедий - "Наивных симфоний". Их сюжеты основаны гл. обр. на эффектных трюках, графич. деформации и неожиданных гротесковых и комедийных ситуациях. Более развёрнуто этот принцип был использован Диснеем позднее в его п/м ф. "Фантазия" (1940), где он стремился найти изобразит, эквивалент фрагментам из произв. И. С. Баха, Л. ван Бетховена, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Ф. Шуберта и др. композиторов. В 30 - 40-е гг. Дисней, став крупнейшим мастером рисованного ф., создал гигантскую студию, разработав пром. формы мульт. произ-ва. Помимо ф. с постоянными героями - Микки Маусом, утёнком Дональдом, псом Плуто и др.,- он выпустил п/м картины "Белоснежка и семь гномов" (1938), "Пиноккио" (1939), "Бэмби" (1942). Здесь, как и в нек-рых позднейших картинах Диснея ("Леди и бродяга", 1955, "Книга джунглей", 1966), важнейшими в М. к. стали выразительность мульт. движения и ритма, герой, наделённый ярко очерченной характеристикой, мастерство "одушевления" персонажей. Этому учились у Диснея мультипликаторы всего мира.

Начало творч. деятельности Диснея совпало по времени с выпуском первых сов. м/ф, связанных по своей стилистике с политич. плакатом и карикатурой ("Советские игрушки" и "Юморески", 1924, реж. Д. Вертов, худ. А. И. Бушкин). Выразительность оживающей на экране графики, использующей технику плоской марионетки, привлекла внимание молодых худ. Н. П. Ходатаева, З. П. Комиссаренко, Ю. А. Меркулова, И. П. Иванова-Вано, В. Г. Сутеева, сестёр В. С. и З. С. Брумберг, О. П. Ходатаевой, в 1925 выпустивших ф. о революц. борьбе кит. народа "Китай в огне". В 1927 вышел первый дет. м/ф "Каток" (реж. Иванов-Вано, Д. Я. Черкес), в 1928 - "Самоедский мальчик" (реж. Ходатаев, Ходатаева, В. и 3. Брумберг), в 1929 - "Почта" (по С. Я. Маршаку, реж. М. М. Цехановский).

В 30-х гг. в сов. мультипликации были созданы сатирич. ф. "Блек энд уайт" (по В. В. Маяковскому, 1932, реж. Л. А. Амальрик, Иванов-Вано), "Органчик" (по мотивам "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1934, реж. Ходатаев) и др. А. Л. Птушко пост. к/м кукольный ф. "Новый Гулливер" (1935, худ. С. А. Мокиль) - гротесково-сатирич. изображение бурж. общества.

В 30-е гг. усилилось влияние амер. рисованных ф., их стилистики, особенно творчества Диснея, на мировую мультипликацию.

Среди массовой шаблонной продукции выделялись произв. самобытных мастеров европ. мультипликации: п/м силуэтный ф. "Принц Ахмед" (по мотивам сказок "Тысячи и одной ночи", 1928, реж. Л. Райнигер, Германия), "Идея" (по одноим. циклу гравюр Ф. Мазереля и с музыкой А. Онсггера, 1932, реж. Б. Бар-тош, Франция), "Ночь на Лысой горе" (по Мусоргскому, 1933, реж. А. Алексеев, Франция). После сугубо эксперим. ф. авангардистов 20-х гг., занятых поисками новых форм изобразит, ритма ("Механический балет", 1924, реж. Ф. Леже, Франция), и абстрактных пластич. композиций В. Рутмана, В. Эггелинга, X. Рихтера и др. (Германия) эти мастера возвращали мультипликации сюжетность, ясность темы. В 1937 П. Гримо создал в Париже студию, на к-рой снял ф. "Продавец нот" (1942), "Маленький солдат" (1947) и п/м ф. "Пастушка и трубочист" (по X. К. Андерсену, 1952), заложившие основы традиц. школы франц. мультипликации. Её наиболее ярким представителем стал ученик Гримо Ж. Ф. Лагиони, прославившийся позднее своими лентами "Случайная бомба" (1968), "Через Атлантический океан на плоту" (1978).

В 1939 англ. реж. Дж. Грирсон основал в Канаде киноцентр, где наряду с документальным большое внимание уделялось М. к. Сюда переехал из Франции Алексеев, здесь начал свои эксперименты выдающийся канад. реж.-мультипликатор Н. Мак-Ларен.

В 1943 группа талантливых амер. графиков, возмущённая бесправным положением и безликостью художника на мультипликац. конвейере Диснея, ушла с его фабрики-студии. Под рук. С. Босустова они организовали студию ЮПА ("United Production of America"). В выпускавшейся ими серии с постоянными персонажами - Мистер Магу, Мак Боинг Боинг и др.- выработался более простой и свободный графич. стиль, близкий к журнальной графике, в частности к творч. манере амер. карикатуриста С. Стайнберга. За 10 лет (1948 - 1958) активной работы в ЮПА они создали ф., в к-рых отошли от диснеевской стилистики. Студия оказала влияние на европ. мультипликацию, особенно английскую (в Лондоне был открыт филиал ЮПА), однако её новации носили преим. стилистич. характер.

В годы войны сов. мультипликаторы выпускали рисованные сатирич. антифаш. киноплакаты. В послевоен. период исключительное развитие в сов. мультипликации получил жанр сказки, как классической, так и современной. Особая роль в его разработке принадлежит реж. В. И З. Брумберг ("Федя Зайцев", 1948), АмаЛьрику и В. И. Полковникову ("Серая шейка" по Д. Н. Мамину-Сибиряку, 1948), Цехановскому ("Сказка о рыбаке и рыбке" по А. С. Пушкину, 1950), Иванову-Вано ("Снегурочка", 1956), Л. К. Атаманову ("Снежная королева" по Андерсену, 1957).

Глубоким и всесторонним было новаторство мастеров мультипликации и др. социалистич. стран. Вскоре после освобождения от нем.-фаш. оккупации, в кон. 40-х - нач. 50-х гг., во всех европ. cor циалистич. странах были созданы мульт-студии, начали формироваться нац. школы рисованного и кукольного кино. Их развитие оказалось стремительным и ярким. Суть этого явления в том, что М. к., как и др. виды иск-ва, решительно повернулось к живой, кипящей событиями действительности, прониклось интересами, идеями и фактами современности и обратилось для их выражения к богатейшей сокровищнице изобразит. и лит. творчества, в т. ч. классического и современного. При этом идейное, жанрово-тематич. обогащение сопровождалось обновлением худож. языка мультипликации. В социалистич. странах выдвинулась плеяда мастеров, занявших ведущие позиции в совр. мировой мультипликации. В ЧССР - это зачинатели прославленного кукольного кино: Й. Трнка ("Шпаличек", 1947, "Похождения бравого солдата Швейка", 1954, "Сон в летнюю ночь" по У. Шекспиру, 1959, и др.), К. Земан (серия ф. с постоянным героем Паном Прокоуком, 1947 - 55, "Вдохновение", 1949, "Король Лавра", 1950, "Сказки тысячи и одной ночи", 1972 - 75, "Ученик чародея", 1977, и др.) и Г. Тырлова ("Бунт игрушек", 1947, "Сказка из шерсти", 1964, серия "Приключения Голубоглазки", 1976). Их последователи - Б. Пояр, Й. Брдечка и др. В ПНР в 1958 вышел оригинальный кукольный ф. "Смена караула" В. Хаупе и Г. Белиньской, стала складываться польск. школа мультипликации. В СФРЮ в 1956 на к/ст "Загреб-фильм" сформировалась знаменитая загребская школа рисованного ф., крупнейшие мастера к-рой - Д. Вукотич ("Суррогат", 1961, "Игра", 1963, "Пятно на совести", 1968), В. Мимица ("Одинокий", 1958, "У фотографа", 1959, "Малая хроника", 1962), Б. Довникович-Бордо ("Любопытство", 1973, "Н. Н.", 1976, "Школа хождения", 1978), Н. Драгич ("Укротитель диких коней", 1966, "Идут дни", 1969, "Дневник", 1973), А. Занинович ("Стена", 1965) и др. - разрабатывают жанр ф.-притчи и ф.-анекдота, смело вводят в М. к. остроту, причудливость и лаконизм графич. языка совр. карикатуры. Один из наиболее оригинальных мастеров мультипликации - рум. реж. Й. Попеску-Гопо. Его ф. "Краткая история" (1956), "Семь искусств" (1958), "Гомо сапиенс" (1960) с постоянным героем - рисованным человечком - исследователем и преобразователем Вселенной получили всемирное признание. Значителен вклад в совр. мультипликацию мастеров ВНР (Д. Мачкашши, А. Даргаи, М. Янкович, Й. Непп, Й. Гемеш, П. Собослаи и др.), НРБ (Т. Динов, Д. Донев, С. Дуков, X. Топузанов, И. Веселинов и др.) и ГДР (Б. Бётге, К. Вайлер, Г. Рец, М. Андерсон и др.). Процесс обновления выразит. средств произошёл и в сов. мультипликации. Особенно интенсивно он проявился в нач. 60-х гг., когда с расширением тематики М. к. на к/ст "Союзмультфильм" всё чаще наряду с разработкой дет. тематики стали создаваться ф. для взрослых ("Большие неприятности", 1961, реж. В. и З. Брумберг; "Баня" по Маяковскому, 1962, реж. С. И. Юткевич, А. Г. Каранович; "Мир дому твоему", 1963, реж. В. А. Никитин, И. И. Николаев, и др.). Острое чувство современности, гражданственность темы и оригинальность изобразит, языка с особой силой проявились в творчестве Ф. С. Хитрука ("История одного преступления", 1962, "Человек в рамке", 1966, "Фильм, фильм, фильм", 1968, "Остров", 1973, и др.). В новый период своего творчества вступили мастера старшего поколения: Иванов-Вано ("Левша", 1964, новая версия п/м ф. "Конёк-Горбунок", 1975, и др.), Атаманов ("Скамейка", 1967, "Это в наших силах", 1970, оба по рисункам дат. худ. X. Бидструпа, серия "Котёнок по имени Гав", 1976 - 78, и др.), использующие для создания м/ф выразит, возможности графич. и живописной миниатюры, цвета, музыки. Стремление к обогащению жанровых решений сказалось в работах Б. П. Степанцева ("Окно", 1966, "Малыш и Карлсон", 1968, ф.-балет "Щелкунчик", 1973), Б. П. Дёжкина ("Чиполлино", 1960, "Шайбу, шайбу!", 1966), В. М. Котёночкина ("Ну, погоди!", 1969 - 81, 13 выпусков). Интересно и многообразно развивается в 60 - 70-е гг. кукольная мультипликация: Р. А. Качанов - "Варежка" (1967), трилогия с постоянными героями Чебурашкой и Крокодилом Геной (1969 - 74); Н. Н. Серебряков - "Я жду птенца" (1966), "Клубок" (1968), "Поезд памяти" (1975), "Разлучённые" (1980); В. В. Курчевский - "Франтишек" (1968), "Мастер из Кламси" (1972), "Садко богатый" (1975), "Пер Гюнт" (1979) и др. Собств. почерк уверенно вырабатывают режиссёры более молодого поколения, внося много нового в разработку совр. темы и своеобразного жанра философско-поэтич. притчи: А. Ю. Хржановский ("Жил-был Козявин", 1966, "Стеклянная гармоника", 1968, "День чудесный", 1975), Ю. Б. Норштейн ("Цапля и журавль", 1975, "Ёжик в тумане", 1976, "Сказка сказок", 1980), А. А. Петров ("Учитель пения", 1968, "Полигон", 1977, "Путешествие Солнышкина", 1980), В. И. Тарасов ("Контакт", 1978, "Возвращение", 1981, "Пуговица", 1982), И. Н. Гаранина ("Журавлиные перья", 1977, "Балаган", 1982), Э. В. Назаров ("Равновесие страха", 1974, "Охота", 1979, "Жил-был пёс", 1982) и др.

Происходит процесс формирования нац. школ мультипликации в союзных республиках, выдвинувших таких талантливых и ярких мастеров, как И. Б. Гурвич, Д. Я. Черкасский, В. А. Дахно, А. А. Грачёва, Е. Я. Сивоконь (Украина), X. Я. Парс, Р. А. Раамат, П. Пярн (Эстония), А. А. Хайдаров (Казахстан), A. Бурове (Латвия), А. Н. Хинтибидзе, B. Д. Бахтадзе, М. И. Баханов (Грузия) и др.

В СССР и др. социалистич. странах особое внимание уделяется мульт. ф., предназначенным дет. зрителю и имеющим огромное воспитат. значение. Над ф. для детей работают режиссёры, художники, дет. писатели - ведущие мастера мультипликации. Ок. 80% ежегодной продукции, выпускаемой студией "Союзмультфильм" и студиями союзных республик, составляют ф. для детей. Они широко используются в дет. телепередачах.

Исключительно значение в М. к. художника-постановщика, создающего типажи, декорации, являющегося одним из ведущих и полноправных соавторов ф., и художника-мультипликатора, одушевляющего персонажи, роль к-рого в рисованном и кукольном кино подобна функции актёра в игровом фильме. Поскольку в основе мульт. ф. лежит изобразит, решение, именно профессия художника даёт возможность подавляющему большинству мастеров овладеть особенностями мульт. режиссуры. В М. к. устанавливаются творч. содружества между режиссёром и художником. В частности, в сов. М. к. мн. фильмы Иванова-Вано поставлены с худ. Л. И. Мильчиным; Качанова - с Л. А. Шварцманом; Хитрука - с C. А. Алимовым, затем с В. Н. Зуйковым и Э. В. Назаровым; Серебрякова - с А. А. Спешневой; Норштейн - с Ф. А. Ярбусовой; Тарасова - с Н. И. Кошкиным; Гараниной - с Н. Н. Виноградовой. Подобные постоянные содружества помогают добиваться большего творч. взаимопонимания и худож. цельности фильма. В числе известных художников, работающих в сов. мультипликации, также А. В. Винокуров, В. А. Никитин, Н. В. Орлова, С. К. Русаков, А. М. Савченко.

Для совр. мировой мультипликации характерно необычайное разнообразие жанрово-тематич. и стилистич. исканий. На фоне насыщенных экстравагантными трюками фильмов Т. Эйвери и развлекат. продукции, в изобилии выпускаемой одной из крупнейших амер. мультстудий У. Ханна и Дж. Барбера, выделяются ленты Дж. Хабли, проникнутые поэзией и лиризмом и оригинально трактующие тему дет. восприятия мира ("Лунная птица", 1960, "Дети солнца", 1961). Острой проблематикой, стремлением дать широкую панораму совр. жизни США отличаются основанные на стилизации и гротеске п/м рисованные ленты "Кот Фриц" (1972) и "Час пик" (1974) Р. Бакши, представителя молодого поколения амер. режиссёров-мультипликаторов. В ф. нек-рых режиссёров зап.-европ. М. к. прослеживается стремление к виртуозной формальной изощрённости, напр. в ф. "Лица женщин" и "Метадата" (1971) франц. реж. П. Фольдеса, широко использовавшего приём непрерывного потока изобразит. трансформаций и применявшего для "одушевления" рисунков компьютерную технику. Явственно дают себя знать и фрейдистские, экзистенциалистские мотивы, сюрреалистические и абстракционистские изыски. Темы безысходности и бесперспективности человеческой жизни в бурж. мире звучат в ф. "Вороны" (1967), "Фантасматик" (1969) швейц. мастеров Ж. и Э. Ансорж; "Улитки" (1965), "Мёртвые времена" (1969) франц. реж. Р. Лалу, работающего с известным худ. Р. Топором; "Безумный мир" (1972) япон. реж. Ё. Кури; "Автомания 2000" (1963) англ. реж. Дж. Халаса. Более остро и последовательно социально-критич. тема выражена в фильме Мак-Ларена "Соседи" (1952), в к-ром методом покадровой съёмки сняты живые актёры, в творчестве белы. реж. Р. Серве ("Хромофобия", 1966, "Операция Х-70", 1972, "Гарпия", 1978), в картинах молодого итальянского режиссёра М. Манфреди ("Баллада для главаря мафии", 1974) и др.

В 70-е гг. режиссёры-мультипликаторы всё чаще включают в свои ф. игровые и док. кадры, создавая т. о. "гибридные" формы, синтезирующие возможности разных видов кино, в т. ч. и такие ф., где живое и рисованное изображения непрестанно переходят одно в другое: "Интервью" (1978) реж. К. Лиф, постоянно работающей с худ. В. Суль (Канада).

Характерное для последнего десятилетия более частое обращение режиссёров к п/м мульт. ф. наряду с чисто коммерч. целями, напр, в япон. рисованном кино, связано с их стремлением дать более детальную разработку сюжета и персонажей, полнее использовать худож. компоненты рисованного и кукольного ф., уравнять его в сфере проката с игровым кино: "Жёлтая подводная лодка" (1968, реж. Дж. Даннинг, худ. X. Эдельман, Великобритания), "Дикая планета" (1974, реж. Лалу, Франция - ЧССР), "Большие гонки" (1975, реж. И. Каприно, Норвегия), "Аллегро нон троппо" (1978, реж. Б. Боццетто, Италия), "Король и птица" (1979, реж. Гримо, Франция), "Мария, Мирабела" (1981, реж. Попеску-Гопо, Н. Бодюл, СРР - СССР), "Тайна третьей планеты" (1981, реж. Качанов, СССР) и др.

В М.к. находят своеобразное преломление мотивы и традиции нац. культуры - изобразит. иск-ва, лит-ры, музыки, напр. в творчестве известных итал. реж. Б. Боццетто ("Опера", 1973), Д. Джанини и Э. Лудзати ("Итальянка в Алжире", 1968, "Пульчинелла", 1973), япон. реж. К. Кавамото ("Путешествие", 1973, "Жизнь поэта", 1975, "Дом в огне", 1979), англ. реж. Даннинга ("Буря" по Шекспиру, 1976).

Самобытное развитие в последнее время М. к. получило и во мн. др. странах: в СРВ, на Кубе, в Финляндии, Индии, Иране, Голландии, Испании. Выходят мульт. ф. в Бразилии, Венесуэле, Аргентине, Алжире, Тунисе и др. странах Лат. Америки и Африки. См. также ст. Художник в мультипликационном кино. (Илл. табл. LXXXI - LXXXIX.)

Мульт. фильм. Сб., М., 1936; Гинзург С. С, Очерки теории кино, М., 1974; Асенин С. В., Волшебники экрана. Эстетич. проблемы совр. мультипликации, М., 1974; Мудрость вымысла. Мастера мультипликации о себе и своем иск-ве. М., 1983; Halas J., Manvell R., Art in movement, L., 1970; Madscn R.. Animated film. Concepts, methods, uses, N. Y., 1969; Kossakowski A., Polski film animowany (1945 - 1974), Wroclaw, 1977; Urс R., Animovany film, Martin, 1980.

С. В. Асенин.

'Рейнеке-Лис'. Реж. В. Старевич. 1939
'Рейнеке-Лис'. Реж. В. Старевич. 1939

'Сенька-африканец'. Реж. и худ. Д. Черкес, Ю. Меркулов, И. Иванов-Вано. 1928
'Сенька-африканец'. Реж. и худ. Д. Черкес, Ю. Меркулов, И. Иванов-Вано. 1928

'Самоедский мальчик'. Реж. и худ. Н. и О. Ходатаевы, В. и З. Брумберг. 1928
'Самоедский мальчик'. Реж. и худ. Н. и О. Ходатаевы, В. и З. Брумберг. 1928

'Сказка о царе Дурандае'. Реж. И. Иванов-Вано, худ. Л. Амальрик, Б. Покровский, И. Иванов-Вано. 1934
'Сказка о царе Дурандае'. Реж. И. Иванов-Вано, худ. Л. Амальрик, Б. Покровский, И. Иванов-Вано. 1934

'Новый Гулливер'. Реж. А. Птушко, худ. С. Мокиль. 1935
'Новый Гулливер'. Реж. А. Птушко, худ. С. Мокиль. 1935

'Федя Зайцев'. Реж. В. и З. Брумберг, худ. А. Сазонов. 1948
'Федя Зайцев'. Реж. В. и З. Брумберг, худ. А. Сазонов. 1948

'Необыкновенный матч'. Реж. М. Пащенко, Б. Дёжкин, худ. П. Репкин, В. Василенко, А. Савченко. 1953
'Необыкновенный матч'. Реж. М. Пащенко, Б. Дёжкин, худ. П. Репкин, В. Василенко, А. Савченко. 1953

'Заколдованный мальчик'. Реж. A. Снежко-Блоцкая, В. Полковников, худ. Г. Брашишките, Р. Качанов, Л. Мильчин. 1955
'Заколдованный мальчик'. Реж. A. Снежко-Блоцкая, В. Полковников, худ. Г. Брашишките, Р. Качанов, Л. Мильчин. 1955

'Чудесница'. Реж. А. Иванов, худ. B. Лалаянц, Л. Позднеев. 1957
'Чудесница'. Реж. А. Иванов, худ. B. Лалаянц, Л. Позднеев. 1957

'Франтишек'. Реж. В. Курчевский, худ. О. Гвоздева. 1967
'Франтишек'. Реж. В. Курчевский, худ. О. Гвоздева. 1967

'Кто сказал
'Кто сказал ,,мяу"?'. Реж. В. Дегтярёв, худ. В. Данилевич. 1962

'История одного преступления'. Реж. Ф. Хитрук, худ. С. Алимов. 1962
'История одного преступления'. Реж. Ф. Хитрук, худ. С. Алимов. 1962

'Жил-был Козявин'. Реж. А. Хржановский, худ. Н. Попов. 1966
'Жил-был Козявин'. Реж. А. Хржановский, худ. Н. Попов. 1966

'Я жду птенца'. Реж. Н. Серебряков, худ. И. Урманче, Н. Серебряков. 1966
'Я жду птенца'. Реж. Н. Серебряков, худ. И. Урманче, Н. Серебряков. 1966

'Шапокляк'. Реж. Р. Качанов, худ. Л. Шварцман. 1974
'Шапокляк'. Реж. Р. Качанов, худ. Л. Шварцман. 1974

'Левша'. Реж. И. Иванов-Вано, худ. А. Тюрин, М. Соколова, А. Курицын. 1964
'Левша'. Реж. И. Иванов-Вано, худ. А. Тюрин, М. Соколова, А. Курицын. 1964

'Шайбу, шайбу!'. Реж. Б. Дёжкин, худ. Б. Дёжкин, С. Русаков. 1964
'Шайбу, шайбу!'. Реж. Б. Дёжкин, худ. Б. Дёжкин, С. Русаков. 1964

'Почта'. Реж. М. и В. Цехановские, худ. М. Цехановский, Б. Корнеев. 1964
'Почта'. Реж. М. и В. Цехановские, худ. М. Цехановский, Б. Корнеев. 1964

'Маугли'. ('Похищение'.) Реж. Р. Давыдов, худ. А. Винокуров, П. Репкин. 1968
'Маугли'. ('Похищение'.) Реж. Р. Давыдов, худ. А. Винокуров, П. Репкин. 1968

'Балерина на корабле'. Реж. Л. Атаманов, худ. Г. Аркадьев, Б. Корнеев. 1969
'Балерина на корабле'. Реж. Л. Атаманов, худ. Г. Аркадьев, Б. Корнеев. 1969

'Малыш и Карлсон'. Реж. Б. Степанцев, худ. А. Савченко, Ю. Бутырин. 1968
'Малыш и Карлсон'. Реж. Б. Степанцев, худ. А. Савченко, Ю. Бутырин. 1968

'Винни Пух идёт в гости'. Реж. Ф. Хитрук, худ. В. Зуйков, Э. Назаров. 1971
'Винни Пух идёт в гости'. Реж. Ф. Хитрук, худ. В. Зуйков, Э. Назаров. 1971

'Конёк-Горбунок'. Реж. И. Иванов-Вано, худ. Л. Мильчин. 1975
'Конёк-Горбунок'. Реж. И. Иванов-Вано, худ. Л. Мильчин. 1975

'Цапля и Журавль'. Реж. Ю. Норштейн, худ. Ф. Ярбусова. 1974
'Цапля и Журавль'. Реж. Ю. Норштейн, худ. Ф. Ярбусова. 1974

'Ну, погоди!'. Вып. 11. Реж. В. Котёночкин, худ. С. Русаков. 1977
'Ну, погоди!'. Вып. 11. Реж. В. Котёночкин, худ. С. Русаков. 1977

'38 попугаев'. Реж. И. Уфилщев, худ. Л. Шварцман. 1976
'38 попугаев'. Реж. И. Уфилщев, худ. Л. Шварцман. 1976

'Контакт'. Реж. В. Тарасов, худ. В. Кошкин. 1978
'Контакт'. Реж. В. Тарасов, худ. В. Кошкин. 1978

'Трое из Простоквашино'. Реж. В. Попов, худ. Н. Ерыкалов, Л. Хачатрян. 1978
'Трое из Простоквашино'. Реж. В. Попов, худ. Н. Ерыкалов, Л. Хачатрян. 1978

'Премудрый пескарь'. Реж. В. Караваев, худ. С. Алимов. 1979
'Премудрый пескарь'. Реж. В. Караваев, худ. С. Алимов. 1979

'Волшебное кольцо'. Реж. Л. Носырев, худ. В. Кудрявцева. 1979
'Волшебное кольцо'. Реж. Л. Носырев, худ. В. Кудрявцева. 1979

'Тайна третьей планеты'. Реж. Р. Качанов, худ. Н. Орлова. 1981
'Тайна третьей планеты'. Реж. Р. Качанов, худ. Н. Орлова. 1981

'Мороз Иванович'. Реж. И. Аксенчук, худ. В. Никитин. 1981
'Мороз Иванович'. Реж. И. Аксенчук, худ. В. Никитин. 1981

'Пёс в сапогах'. Реж. Е. Гамбург, худ. И. Макаров. 1981
'Пёс в сапогах'. Реж. Е. Гамбург, худ. И. Макаров. 1981

'Жил-был пёс'. Реж. и худ. Э. Назаров. 1982
'Жил-был пёс'. Реж. и худ. Э. Назаров. 1982

'Закон племени'. Реж. В. Пекарь, худ. Т. Колюшева. 1982
'Закон племени'. Реж. В. Пекарь, худ. Т. Колюшева. 1982

'Ещё раз о моде'. Реж. В. Бахтадзе, худ. И. Самсонадзе (Груз. ССР). 1969
'Ещё раз о моде'. Реж. В. Бахтадзе, худ. И. Самсонадзе (Груз. ССР). 1969

'Волшебная свирель'. Реж. и худ. Ж. Даненов (Казах. ССР). 1973
'Волшебная свирель'. Реж. и худ. Ж. Даненов (Казах. ССР). 1973

'Как жёны мужей продавали'. Реж. и худ. Г. Уманский (УССР). 1973
'Как жёны мужей продавали'. Реж. и худ. Г. Уманский (УССР). 1973

'Фитнэ'. Реж. и худ. А. Ахундов (Азерб. ССР). 1973
'Фитнэ'. Реж. и худ. А. Ахундов (Азерб. ССР). 1973

'Шлёпанцы Абу-Гасана'. Реж. Р. Бабаян, худ. Л. Хачатрян (Арм. ССР). 1974
'Шлёпанцы Абу-Гасана'. Реж. Р. Бабаян, худ. Л. Хачатрян (Арм. ССР). 1974

'Белоснежка и семь гномов'. Реж. У. Дисней (США). 1938
'Белоснежка и семь гномов'. Реж. У. Дисней (США). 1938

'Похождения бравого солдата Швейка'. Реж. Й. Трнка (ЧССР). 1955
'Похождения бравого солдата Швейка'. Реж. Й. Трнка (ЧССР). 1955

'Суррогат'. Реж. Д. Вукотич (СФРЮ). 1961
'Суррогат'. Реж. Д. Вукотич (СФРЮ). 1961

'Умная деревня'. Реж. Д. Донев (НРБ). 1972
'Умная деревня'. Реж. Д. Донев (НРБ). 1972

'Двенадцать месяцев'. Реж. К. Ябуки, худ. С. Кавамото (Япония). 1980
'Двенадцать месяцев'. Реж. К. Ябуки, худ. С. Кавамото (Япония). 1980


Источник: Киноискусство. История кино Istoriya-kino.ru

Полезные интернет ресурсы:

100Films.ru Энциклопедия кинематографа

CanDance.ru Музыкально-танцевальная энциклопедия

EduSPB.ru БСЭ онлайн справочная литература

Educationspb.ru Культурология


просмотров: 3771
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
REGINA KING Signed 8x10 Photo Beckett BAS G66796

$99.00
End Date: Saturday Mar-23-2019 0:45:23 PDT
Buy It Now for only: $99.00
|
JERRY MAGUIRE Advance Movie Poster Signed by 4 Cast Members DS 27x40 w/COA

$6.95
End Date: Tuesday Mar-12-2019 13:32:12 PDT
Buy It Now for only: $6.95
|
Stan Lee Signed 8x10 Autographed Photo Reprint Spider Man Marvel Comics

$12.99
End Date: Friday Mar-22-2019 12:18:52 PDT
Buy It Now for only: $12.99
|
Rare Cameron Diaz Signed Autograph 8x10 photo w/COA- Holiday-Charlie's Angel

$9.99 (0 Bids)
End Date: Monday Feb-25-2019 22:25:21 PST
|
Autographed Tom Hanks signed 8 x 10 photo Great Condition

$29.99
End Date: Friday Mar-22-2019 16:44:46 PDT
Buy It Now for only: $29.99
|
Megan Rain In Black Bra & Panties Signed 8x10 Photo Adult Model COA Proof 256

$39.99
End Date: Friday Mar-22-2019 13:46:10 PDT
Buy It Now for only: $39.99
|
Autographed Photo of Tom Hardy from movie Warrior W/ original seller COA TLC

$9.99 (1 Bid)
End Date: Monday Feb-25-2019 22:20:52 PST
|
Autographed Jim Carrey signed 8 x 10 photo Great Condition

$4.99 (0 Bids)
End Date: Monday Feb-25-2019 22:06:44 PST
|
Autographed Nina Dobrev signed 8 x 10 photo Great Condition

$4.99 (0 Bids)
End Date: Monday Feb-25-2019 22:14:28 PST
|
Autographed Katherine Heigl signed 8 x 10 photo Nice

$4.99 (0 Bids)
End Date: Monday Feb-25-2019 21:57:53 PST
|
Autographed Mila Kunis signed 8 x 10 photo Great Condition

$4.99 (0 Bids)
End Date: Monday Feb-25-2019 22:26:41 PST
|
Autographed Emily Blunt signed 8 x 10 photo Excellent Condition

$9.99 (0 Bids)
End Date: Monday Feb-25-2019 22:08:53 PST
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Кино. Киноискусство
 
Марк Фрост Тайная история Твин-Пикс
Тайная история Твин-Пикс
Двадцать пять лет назад Дэвид Линч и Марк Фрост свели весь мир с ума культовым сериалом "Твин Пикс", раз и навсегда изменившим отношение публики к сериальной культуре. Вместе с агентом ФБР Дейлом Купером зрители пытались разгадать загадку: "Кто убил Лору Палмер?" - и четко усвоили: "Совы - не то, чем они кажутся".
В финале оборванного на полуслове второго сезона Лора Палмер пообещала Куперу, что они встретятся через двадцать пять лет. И вот четверть века спустя легендарный проект возобновляется: тот же Марк Фрост написал сценарий третьего сезона "Твин Пикс", тот же Дэвид Линч уже начал съемки. Сериал, в котором мы увидим как актеров первых двух сезонов (Кайл Маклахлен, Шерил Ли, Дэвид Патрик Келли, Шерилин Фенн, Дэвид Духовны), так и новые лица (Моника Беллуччи, Тим Рот, Наоми Уоттс, Джим Белуши, Аманда Сейфрид, Эшли Джадд), выйдет на телеэкраны в 2017 году. А чтобы раздразнить аппетит зрителей, осенью 2016 года Марк Фрост выпускает книгу "Тайная история Твин Пикс". Написанная в уникальном жанре "датафикшн", насыщенная документами и богатым иллюстративным материалом, она приподнимает завесу тайны над тем, что происходило в городке и его окрестностях не только за минувшие двадцать пять лет, но и за последние два века - с тех пор, как первые следопыты услышали от индейцев о загадочном месте, где "в верховьях река раздваивается и течет сквозь две горы, с которых обрушивается великий водопад"; о месте, как-то связанном с могущественными и не всегда добрыми силами…

Впервые на русском!...

Цена:
1139 руб

Дмитрий GOBLIN Пучков Билет в кино
Билет в кино

Хотите посмотреть фильм? Покупайте «Билет в кино»! Но как определиться с выбором фильма? Знаменитый переводчик Дмитрий Goblin Пучков пристально следит за новинкамикиноэкрана, нашего и зарубежного. А затем рассказывает о них ёмко, смачно и доступно. Он и поможет во всём разобраться:— что говорит маньякам оперуполномоченный Кобретти;— что же было в чемоданчике Марселласа Уоллеса и другие тайны «Криминального чтива»;— почему «Секреты Лос-Анджелеса» — любимый голливудский детектив, а вот «Утомлённые солнцем: Предстояние и Цитадель» — нелюбимые, и что находится в голове отечественных творцов, если они выдают зрителям такой продукт;— в чём залог бешеной феерии «Шпиона», накала «Сталинграда» и популярности «Высоцкого»;— каких высот достиг Квентин Тарантино в своих авторских припадках;— что и как снимал Алексей Балабанов;— где таятся подводные камни в работе Джеймса Кэмерона;— чем хороши фильмы «Бабло» и «Ёлки».Смотреть или не смотреть — вот в чём вопрос! Ответ есть: берите «Билет в кино»! А лучше несколько — себе, друзьям и близким.

...

Цена:
229 руб

Орсон Уэллс и Питер Богданович Знакомьтесь - Орсон Уэллс This is Orson Welles
Знакомьтесь - Орсон Уэллс
Величайший американский кинорежиссер Орсон Уэллс в этой книге раскрывается как яркий и увлекательный собеседник. Человек многочисленных талантов - актер, художник, писатель и постановщик - подробно рассказывает о своей жизни, карьере в Голливуде и в Европе, а также о своих мечтах и увлечениях, магии кино и духе первооткрывательства. По словам Уэллса, "долг режиссера - только один... Он должен в каждой сцене открывать Америку".

Впервые на русском языке....

Цена:
579 руб

Каролин Ларрингтон Зима близко. Средневековый мир "Игры престолов"
Зима близко. Средневековый мир "Игры престолов"
Настоящий культурный феномен XXI века как в литературном, так и в телевизионном мире - "Песнь льда и пламени" (оригинальный книжный эпос американского писателя Джорджа Р.Р.Мартина) или "Игра престолов" (сериал-экранизация канала HBO) - стал объектом множества литературоведческих и историографических исследований. Однако до сегодняшнего дня не было ничего, столь полноценно и обстоятельно рассматривающего это произведение, как эта книга. 
Увлекательный текст Каролин Ларрингтон систематизирует и консолидирует различные подходы к фэнтези-миру Вестероса с точки зрения наших современных и исторических реалий, а также проводит сравнительный анализ сериала и книг. Погружаясь в мифологию и психологизм всем полюбившихся героев, автор демонстрирует, насколько тонко Мартин погрузился в средневековую историю Европы, проникся новейшей историей и изучил самый широкий спектр мировых религий и фольклора, создав действительно живую реальность, с которой каждый может себя соотнести....

Цена:
226 руб

Фрэнсис Форд Коппола Живое кино. Секреты, техники, приемы
Живое кино. Секреты, техники, приемы
Цитата из книги

Представьте, что вы смотрите по телевизору бейсбол: матч в самом разгаре, разрыв в счете минимальный - и вдруг узнаёте, что на самом деле игра уже закончилась и ваша команда победила. И матч тут же становится похож на вчерашнюю газету: мертвый, скучный и не стоящий просмотра. Так в чем разница между зрелищем, которое развертывается на ваших глазах (и вы об этом знаете), и тем, что было снято заранее? Ведь фильм, как и его предшественник - театральный спектакль, определяется тем впечатлением, которое он производит на публику. Так что же может сделать режиссер, чтобы тот факт, что сценарий разыгрывается вживую, стал более очевидным для зрителей и заинтересовал их? Во время второй экспериментальной мастерской я был поглощен проблемой: как добиться того, чтобы моя трансляция выглядела и воспринималась аудиторией в точности как кино? Я стремился к тому, чтобы зрители сказали: "Да неужели это прямой эфир? Надо же, а смотрелось просто как фильм: ни за что не подумаешь, что все снимается  в режиме реального времени".
Фрэнсис Форд Коппола

О чем книга
Создатель "Крестного отца", "Апокалипсиса сегодня", "Дракулы" и других киношедевров не устает быть новатором и теперь. По мнению Фрэнсиса Форда Копполы, будущее кинематографа - за новой формой искусства, которое он назвал "живое кино". Оно объединит все лучшее, что придумано и успешно используется в кино, телевидении и театре. Такой фильм, снятый одним дублем, в режиме реального времени, с элементами сценической постановки и использованием новейших технологий, по уверению автора, даст режиссерам больше творческой свободы, а зрителям - ощущение, что они смотрят кино прямо в процессе его создания. В этой книге Коппола рассказывает о трудностях, с которыми столкнулся при подготовке и съемках "живого кино", размышляет об особенностях работы с актерами и построения кадра.

Почему книга достойна прочтения
Эта книга не только руководство по созданию "живого кино", но еще и автобиография кинорежиссера. Он рассказывает о людях и фильмах, которые на него повлияли, и делится личным взглядом на историю развития кинематографа и телевидения. 
В приложении вы найдете дневниковые записи Фрэнсиса Форда Копполы, которые он делал в ходе постановки "живого кино" в 2015 г. 

Для кого эта книга
Книга будет полезна профессионалам: теле- и кинорежиссерам, сценаристам, операторам, а также поклонникам работ Копполы и всем, кто интересуется кино.

Кто автор
Фрэнсис Форд Коппола - американский кинорежиссер, продюсер и сценарист. Во время учебы на отделении театра и кино в Колледже Хофстра и Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе писал рассказы и пьесы. В 1970 г. Коппола впервые заявил о себе, получив "Оскар" за сценарий к фильму "Паттон". На протяжении следующих десяти лет он создал такие картины, как "Крестный отец", "Американские граффити", "Разговор" и "Апокалипсис сегодня", которые принесли ему две "Золотые пальмовые ветви" Каннского кинофестиваля, 12 номинаций на "Оскар" и пять заветных статуэток. В 2015 и 2016 гг. организовал экспериментальные мастерские, на которых он снимал фильмы, используя новый формат "живое кино" - гибрид театральной и кинопостановки. В настоящее время он работает над циклом сценариев, которые надеется воплотить на экране посредством этого нового метода.

Отзывы
Вместо мемуаров - конкретные инструкции, взамен нравоучений мэтра - драйв неофита. На восьмом десятке Коппола не только не устал предсказывать, куда кино двинется в будущем, но и с энтузиазмом тянет его туда сам.
Михаил Идов, писатель, сценарист

Последние фильмы Фрэнсиса Форда Копполы похожи на работы режиссеров-дебютантов: малобюджетные, не  слишком внятные, раздумчивые. В отличие от других патриархов кино он не пестует свой стиль в самоповторах, а беспокойно продолжает искать новые формы самовыражения. Эта книга - лучшее тому подтверждение. После очередного творческого кризиса Коппола каждый раз возвращается в кино с чем-то неожиданным. На этот раз - с концепцией "живого кино", амбициозной смеси телевидения, театра и традиционного кинематографа. И даже если он сам по ряду причин не сможет осуществить свою мечту и создать большой "живой" фильм по собственному сценарию, за судьбу новой формы искусства можно не беспокоиться: в своей книге Коппола честно открывает все секреты создания "живого кино".
Станислав Дединский, старший редактор сайта "КиноПоиск", научный сотрудник НИИ киноискусства....

Цена:
499 руб

Фильмы Чаплина. Сценарии. Записи
Фильмы Чаплина. Сценарии. Записи
Издание 1972 года. Сохранность удовлетворительная.
В книге впервые публикуются сценарии и записи фильмов великого мастера немого кино Чарли Чаплина. Эта книга - живая история и энциклопедия киноискусства.
Содержит фотоматериалы....

Цена:
699 руб

Укрощение огня
Укрощение огня
Сценарий Д.Храбровицкого «Укрощение огня» — киноэпопея, посвященная покорителям космоса....

Цена:
549 руб

Владимир Виноградов Антикинематограф Ж.-Л. Годара, или "Мертвецы в отпуске"
Антикинематограф Ж.-Л. Годара, или "Мертвецы в отпуске"
Монография посвящена творчеству Ж.-Л. Годара, режиссера, с именем которого связаны интереснейшие и важнейшие страницы истории французского кинематографа. Основная цель, преследуемая автором в этой работе, заключалась в попытке проследить изменения в творческой методологии Годара и обозначить основной проблемный диапазон его фильмов.

Книга адресована, прежде всего, специалистам-киноведам и студентам кинематографических специальностей....

Цена:
474 руб

Андрей Звягинцев, Олег Негин, Михаил Кричман Елена. История создания фильма Андрея Звягинцева
Елена. История создания фильма Андрея Звягинцева
Елена - глазами своих создателей. Елена из перспективы режиссё­ра (Андрей Звягинцев), сценариста (Олег Негин), оператора (Михаил Кричман). Елена в разной степени приближения. Елена как история. Елена как мизансцена. Елена как цвет и звук, как пространство и ритм. Елена как существование - актёра в кадре, человека в мире. Что такое современный кинематограф, каков его новый язык и новый на него от­клик? Книга строится на материалах интервью, дневниковых записей, переписки, мастер-классов для студентов-кинематографистов и бесед с широкой аудиторией....

Цена:
559 руб

The Hobbit: The Battle of the Five Armies: The Movie Storybook
The Hobbit: The Battle of the Five Armies: The Movie Storybook
Relive the story of The Hobbit: There and Back Again in this fantastic photo-filled book. Join Bilbo Baggins and the company of dwarves on the final stage of their amazing journey to defeat the dragon, Smaug, in this fully illustrated storybook of the third of Peter Jackson's stunning Hobbit movies. Packed with stills from the film, this is the book that Hobbit fans and movie-goers will not want to miss!...

Цена:
571 руб

2008 Copyright © 100films.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика